ИСТОЧНИКОВЕДЕНИЕ В ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ

Найдено 1 определение
ИСТОЧНИКОВЕДЕНИЕ В ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ
комплекс вспомогательных дисциплин, позволяющих выверить эмпирическую базу и обоснованно построить теоретические концепции развития философского знания. Исторические и филологические науки во многом обязаны своими успехами надежной источниковедческой базе. Источниковедение в истории философии пока слабо разработано, хотя есть достижения в издании античных и средневековых авторов. Но по-прежнему доминирует анализ печатных изданий и гораздо реже — архивных и рукописных материалов. Привычная схема историко-философской работы должна быть пересмотрена и перестроена на основе современных методов структурного и семиотического анализа. Это предполагает расширение круга источников, которые обычно разделяют на четыре большие группы — вербальные, письменные, невербальные, смешанные. К первым относится звучащее слово, ко вторым — все, что выражено тем или иным письменно зафиксированным словом (рукопись, публикации, магнитофонная запись и др.). Среди источников — наиболее репрезентативны прижизненные издания трудов профессиональных философов, их рукописи. Но для историко-философской реконструкции важны и романы (напр., экзистенциалистов), публицистика и переписка. В историко-философской работе не следует игнорировать и другие источники — прежде всего памятники материальной и духовной культуры. Так, обратившись к русской иконе, E. H. Трубецкой и П. А. Флоренский смогли раскрыть особенности религиозного мировоззрения. H. А. Бердяев на материале картин П. Пикассо сделал вывод о кризисе искусства в 20 в. Современные методы исторической реконструкции позволяют извлечь из разных произведений культуры скрытое содержание, без которого общая картина мировоззрения той или иной эпохи будет неполной. Чем шире база и совершеннее методика источниковедения, тем объективнее и глубже выводы пользующегося ею интерпретатора. К невербальным источникам относятся многообразные произведения культуры. Среди смешанного типа источников — такие произведения искусства, как иллюстрированные книги, музыкальные партитуры с текстом и др.
Разнообразие и разнохарактерность источников требуют новой методики их анализа. В отечественном источниковедении разработаны методы «комплексного источниковедения» (В. Янин), интегративного анализа источников (Б. Рыбаков) семиотики текстов (Ю. М. Лотман). Перспективным представляется использование методов герменевтики, ставшей методологией гуманитарных наук и характеристикой «универсального аспекта философии» (X. Г. Гадамер), понятий и методов истории искусств и иконологии (Э. Панофски) и др.
Лит.: Беичиков H. Ф. Литературное источниковедение. М., 1983; Вагнер Г. К. Искусство мыслить в камне. М., 1990; Громов M. ff. О философской семантике архитектуры. Общественная мысль: исследования и публикации, вып. 2. М., 1990; Емельянов Б. В. Теоретические проблемы источниковедения фи-тософии. Л., 1980; Катков С. И. Лингвистические источники и история русского языка. М., 1980; Разработка проблем теоретического источниковедения в современной исторической науке 1980—1984 гг. М., 1985; Фарбомн В. В. Источниковедение и его метод: Опыт анализа понятий и терминологии. М., 1983; Янин В. Л. Очерки комплексного источниковедения. М., 1977; Koch W. A. Philosophie der Philologie und Semiotik. Bochum, 1986; Literature as Philosophy, Philosophy as literature, Ed. by D. G. Marshall. Iowa City, 1987; Mitchell W. J. Iconology: Image, Text, Ideology. Chi., 1986; Philosophy and the Visual Arts: Seeing and Abstracting, Ed. by A. Harison. Dordrecht, 1987.
M. H. Громов, А. П. Огурцов

Источник: Новая философская энциклопедия