Источник развития
Источник развития
эта традиционная терминология несколько неточна, ибо сужает проблему до порождающего начала развития. Более эффективным представляется поставить вопрос об основании развития в целом. Для этого надо учесть то положительное, что сделано здесь в рамках идеалистических и материалистических традиций, указав в то же время основание возможного синтеза (не эклектичекского перечисления!) положительных моментов. Идеалисты предпочитают говорить о спонтанном внутреннем стремлении (бога ли, отдельного ли субъекта - от от человека до монады или «идеального атома»). Материалисты ищут некую объективную структуру («механизм»). На втором пути основной результат получен диалектическим материализмом, увидевшим искомую структуру в противоречии как единстве и борьбе противоположностей. Такой источник именуется самодвижением материи. Однако приставка «само» подразумевает некую спонтанность и, следовательно, подключение субъективной реальности. Роль последней заключается, во-первых, во внутренней направленности, способствующей или неспособствующей доведению различий до степени взаимоисключающих противоположностей, и, во-вторых, в реализации возможностей свободного творчества. Поэтому фундаментальным противоречием, лежащим в основе развития, является противоречие между бытием-для-себя субъективной реальности и внешими условиями и тенденциями реальности объективной. Основание развития, однако, не сводится к факту этого противоречия, но включает в себя категориальную систему, обусловливающую его разрешение. Это предполагает анализ в данном ключе соотношения категорий условия, причины, возможности, необходимости, случайности, свободы и др. В коррелятивной онтологии имеются определенные наметки, но соответствующую концепцию в целом еще предстоит разработать. - Сагатовский В.Н. Основы систматизации всеобщих категорий. Томск. 1973. С. 369-376; его же.илософия развивающейся гармонии (философские основы мировоззрения) в 3-х частях. Ч.2: Онтология. СПб. 1999. С. 228-242; его же Философия антропокосмизма в кратком изложении. СПб. 2004. С.99-103.
Источник: Философские категории авторский словарь