ИСТИНЫ КОНЦЕПЦИИ

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

Концепции истины
когерентная, корреспондентская, конвенциональная, прагматическая и др. Корреспондентская или классическая концепция трактует истину как соответствие  знания своему объекту. Когерентная К.и. усматривает критерий истинности нового знания в его логической согласованности с уже известным, надежно доказанным знанием или с более общей, охватывающей системой знания. Конвенциональная К.и. предлагает оценивать знание как истинное, если оно разделяется большинством людей или является результатом соглашения (конвенции) ученых. Прагматическая К.и. рассматривает знание как истинное, если оно полезно, выгодно субъекту. Экзистенциалистская К.и. трактует истину как «правду, которая у каждого своя». Конвенциональная, прагматическая и экзистенциалистская К.и. содержат в себе наряду с рациональными моментами столь значительный момент субъективизма, что их впору рассматривать не как критерии истины, а как индикаторы возможного заблуждения. Наиболее объективным и достоверным критерием истины является общественная практика.

Источник: Философия: словарь основных понятий и тесты по курсу «Философия»

ИСТИНЫ КОНЦЕПЦИИ
это основные подходы к решению проблемы истины в истории  человеческой мысли. Проблема истины встала уже перед античными мыслителями, которые начиная с Гераклита и элеатов разграничивали по этому принципу знание.  Парменид делил все знание на знание по истине изнание по мнению, а Демокрит на знание темное и светлое. Аристотель, назвал истиной знание, которое в  своем содержании соответствует действительности. Сенсуалисты считали, что истина непосредственно дается чувствам, а рационалисты, что она «дочь разума». Первые предполагали ее присутствие в самих предметах, вторые – в полной зависимости от человека и его разума. Такой подход к проблеме истины называют онтологическим, но ответ на вопрос о том, что есть истина – гносеологическая проблема. Концепция, в  которой  знания по своемусодержанию соответствуют действительности, получила название классической (корреспондентской) теории истины. Она начала складываться еще в античности, у Аристотеля. Помимо адекватности отражения, классическая концепция обращает внимание на то, что это знание не зависит от человека и человечества в целом. Такое знание называется  объективной истиной. Истиной в корреспондентской концепции называют только такое знание, которое по своему содержанию объективно и не зависит ни от особенностей биологической организации человека, ни от уровня культуры, эпохи,  языка и т.п. Истина появляется только в процессе познавательной деятельности человека и не существует  объективно как любойдругой предмет окружающего мира. «Ахиллесовой пятой» классической концепции истины является объяснение понятия «соответствие», ведь знание – это идеальный мир, а предмет, о котором идет речь в этом знании, – материальный мир. Эта сложность заставляла искать другие варианты трактовки истины. Диалектико-материалистическая концепция истины совпадает в общих чертах с классической, хотя и значительно ее развивает. В ней истиной называется выверенное практикой знание, правильное отражение действительности. Другим вариантом концепции истины является  когерентная (от лат. – связность, согласованность) концепция,  главный  признак  которой  –  логическая  связность,  непротиворечивость знания (Аристотель). Основной недостаток этой концепции – ее формальный характер. В конце XIX начале XX века складывается прагматическая концепция истины, которая утверждает полезность и выгоду ее для субъекта. С этой точки зрения истина не носит объективного и даже  общезначимого  характера. Антропологическая концепция истины связана с анализом бытия личности. Истина здесь – знания, убеждения, установки, обладающие ценностью для конкретного индивида, помогающие ему адекватно воспринимать те ситуации, в которых он оказывается, и тех людей, с которыми он общается. Такие знания должны помочь человеку  решать  личностные  проблемы,  выбирать  нравственные  ориентиры, определять  цель  и  смысл  собственной  жизни.  Критерием  истины  становится способность  данного  человека  принимать  эти  знания  как  жизненно  важные. (Примером такого рода истины может служить высказывание Н.А. Бердяева: если весь мир говорит, что этот человек плох, но я люблю этого человека и считаю, что он хорош, то прав буду я, а не весь мир).

Источник: Философия науки и техники: словарь

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
352.36 кб

О концепции «Внутренней» истины

Мамчур Елена Аркадьевна
Рассматривается концепция «внутренней» истины. Показано, что эта концепция явилась реакцией на понятие истины как отражения действительности, обнаружившего свою несостоятельность в современном научном познании.
Читать PDF
168.01 кб

К вопросу о типологизации концепций истины

Ляшов В. В.
Читать PDF
268.39 кб

Истина в концепции «Цельного знания» В. С. Соловьева

Павлов Павел Викторович
Исследуется проблема истины в философской концепции В.С. Соловьева. Рассматривается проблема конкретной взаимосвязи истины, смысла и действительности. Раскрывается значимость категорий «всеединство» и «сущее».
Читать PDF
272.74 кб

О некоторых неклассических концепциях истинности знания

Магомедов Камиль Магомедович
В статье сравниваются классическая и некоторые неклассические теории истины, анализируются экзистенциально-онтоло-гическая, гегелевская и физиологическая концепции истинности, их преимущества и пределы использования.
Читать PDF
434.24 кб

О возможности универсальной концепции истины и ее критериях

Губанов Николай Николаевич, Губанов Николай Иванович
Необоснованными являются попытки ряда философов устранить из философии и науки категорию истины и заменить ее понятиями смысла, достоверности, правдоподобия.
Читать PDF
960.31 кб

Когерентная концепция истины и метафоризация языка философии

Ермоленко Галина Алексеевна, Кожевников Сергей Борисович
В статье рассматривается содержание когерентной концепции истины сквозь призму герменевтических стратегий в философии, анализируются теории Л. Витгенштейна, М. Даммита, Н. Гудмена, Х. Позера, Х. Патнэма.
Читать PDF
1.03 мб

Является ли концепция истины А. Тарского философской теорией?

Целищев Виталий Валентинович
В статье рассматривается вопрос о том, в какой степени концепцию истины в формализованных языках А. Тарского можно считать удовлетворительной философской теорией истины.
Читать PDF
177.88 кб

Проблема обретения истинного патриотизма в концепции И. А. Ильина

Беспалова Татьяна Викторовна
В статье раскрываются особенности трактовки патриотизма как духовного состояния, а также освещаются три аспекта, которые, по мнению И.А.
Читать PDF
246.13 кб

Органическая концепция истины как основание культурной идентичности

Маслобоева Ольга Дмитриевна
Стержень культурной идентичности заключается в национальном самосознании, котороеформируется в процессе приобщения к отечественной философской культуре как определеннаясистема ценностей и идеалов.
Читать PDF
188.26 кб

Концепции истины в русской религиозной философии конца XIX начала XX в

Филатова М. И.
В статье проблематизируется характерная для западноевропейского гносеологического подхода интровертная позиция субъекта по отношению к реальности в связи с обесцениванием фундаментальной для теории познания категории истины.
Читать PDF
25.34 мб

Эллинистический скептицизм как предтеча неклассических концепций истины

Гусев Дмитрий Алексеевич
Эллинистическая философия, которая характеризуется своеобразным, не антропологическим даже, а
Читать PDF
668.22 кб

Понятие истины в современной науке и концепция коммуникативной рациональности

Буланенко М. Е.
Рассматривается проблема рационального самообоснования современной науки с учётом принципиального значения понятия истины в научном и философском познании.
Читать PDF
203.98 кб

Динамика философских концепций образования: от поиска истины до игры симулякрами

Мухамед Татьяна Викторовна.
В статье рассматривается динамика философских представлений об образовании, его месте и роли в жизни человека и общества: в античности, когда знания понимались как средство универсального развития личности, управление изменением с
Читать PDF
370.31 кб

Проблематика истинной и ложной свободы в политико-философской концепции Э. Фромма

Зарипов Дмитрий Андреевич
Анализируются особенности понимания феномена свободы одним из ярчайших представителей западной интеллектуальной традиции XX в. Э. Фроммом.
Читать PDF
324.28 кб

Онтологическая концепция истины в контексте постнеклассической научной рациональности

Бакеева Елена Васильевна
В статье рассматривается проблема истины в условиях теоретического и методологического плюрализма, характерных для постнеклассической науки.

Похожие термины:

  • Истина-классическая концепция

    центральным понятием классической концепции истины является понятие соответствия мыслей действительности: то, что утверждается мыслью, действительно имеет место. Поэтому часто классическая кон
  • Бескавычечная концепция истины

    определение, данное Х. Патнэмом концепции истины А. Тарского, согласно которой мы понимаем слово "истина" не по ассоциации его с некоторым свойством или соответствием, но заучивая такие факты, как о
  • Истина-прагматическая концепция

    концепция истины, развиваемая в рамках прагматизма (от греч. pragma – дело, действие), субъективно-идеалистического направления в гносеологии. Основатели – Ч.Пирс (1839 – 1914) и У.Джемс (1842 – 1910). В центре
  • Истина-конвенциональная концепция

    существует в более общих рамках конвенционализма (от лат. conventio – договор, соглашение), философской концепции, согласно которой научные теории и понятия являются не отражением объективного мира, а
  • КОРРЕСПОНДЕНТНАЯ КОНЦЕПЦИЯ ИСТИНЫ

    концепция, согласно которой существует соответствие (корреспонденция) между предложением и тем, что оно описывает. Различие между корреспондентной и семантической концепциями истины состоит в т
  • Семантическая концепция истины А. Тарского

    экспликация нашего интуитивного представления об истине как соответствии реальности. Впоследствии Д.Дэвидсон доказал применимость семантического определения истины и для естественных языков.
  • Диалектико-материалистическая концепция истины

    д.-м. (марксистская) концепция – одна из разновидностей корреспондентной истины. Главным в д.-м. концепции является понимание истины как объективной: истина не конструируется по воле и желанию люде