ИСТИННЫЙ СОЦИАЛИЗМ
Истинный социализм
разновидность мелкобуржуазного социализма, возникшая в Германии в середине 40-х гг. 19 в. (К. Грюн, М. Гесс, Г. Криге, О. Люнинг, Г. Пютман). Философские взгляды «истинных социалистов» сложились на базе эклектического сочетания идей фр. и англ. социалистов-утопистов и младогегельянцев с этикой Фейербаха. «Истинные социалисты» считали социализм надклассовой теорией, объявляя его реализацией некоей общечеловеческой сущности; отрицая классовую борьбу, они выступали с проповедью примирения социальных противоречий; пропагандировали отказ от участия в политической деятельности, от борьбы за буржуазно-демократические свободы, призывали пролетариат не принимать участия в политических революциях. Маркс и Энгельс вели решительную борьбу с идеологией «И. с», с его влиянием на рабочее движение. В работах «Немецкая идеология», «Циркуляр против Криге», «Немецкий социализм в стихах и прозе», «Манифест Коммунистической партии» они подвергли «И. с.» критике, показав ту реакционную роль, к-рую он играл в период назревания революции в Германии. Под влиянием Маркса и Энгельса ряд «истинных социалистов» (Вейдемейер, Дронке и др.) порвали со своими прежними взглядами. В период революции 1848—49 многие представители «И. е.», отбросив псевдосоциалистическую фразеологию, выступили в рядах мелкобуржуазной демократии. Некоторые идеи «И. с.» используются в настоящее время для попыток фальсификации марксизма в духе идеалистической этики.
Источник: Философский словарь. 1963
«ИСТИННЫЙ СОЦИАЛИЗМ»
нем. социализм, одна из разновидностей мелкобурж. социализма, получившая распространение в 1840-х гг. среди интеллигенции и ремесленников Германии и нем. эмигрантов в др. странах. Главные представители «И. с.» - К. Грюн, М. Гесс, О. Люнинг, Г. Пютман (Германия), Г. Криге (США). «И. с.» выражал настроения нем. мещанства, выбиваемого из колеи развитием капитализма и напуганного ростом классовых противоречий. В идейном отношении «И. с.» - своеобразный синтез идеалистич. сторон фейербахианства (пропаганда любви к абстрактному «человеку», игнорирование социальных отношений и т. д.) и выхолощенной формы франц. утопич. социализма. Представители «И. с.» враждебно относились к идее классовой борьбы, призывали к отказу от политич. деятельности, в качестве средства преобразования общества выдвигали проповедь всеобщей любви и братства. Под видом критики капитализма они выступали с идеализацией докапиталистич. порядков, ремесленной цеховщины, распространяли иллюзии о возможности для Германии перехода к социалистич. строю, минуя стадию крупной капиталистич. пром-сти. Критика «И. с.» содержится в ряде произв. К. Маркса и Ф. Энгельса: «Немецкая идеология», гл. 2; «Манифест Коммунистич. партии», гл. 3; «Циркуляр против Криге»; в работах Ф. Энгельса: «Истинные социалисты», «„Немецкий социализм" в стихах и прозе» и др. (см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., т. 3 и 4).
По характеристике В. И. Ленина, «„истинные социалисты" нечто вроде мирных лавристов, полукультурники, нереволюционеры, герои мудреных рассуждений и отвлеченной проповеди» (ПСС, т. 13, с. 154). Банкротство «И. с.» как течения полностью обнаружилось в период Революции 1848-49,
По характеристике В. И. Ленина, «„истинные социалисты" нечто вроде мирных лавристов, полукультурники, нереволюционеры, герои мудреных рассуждений и отвлеченной проповеди» (ПСС, т. 13, с. 154). Банкротство «И. с.» как течения полностью обнаружилось в период Революции 1848-49,
Источник: Советский философский словарь
"ИСТИННЫЙ СОЦИАЛИЗМ"
одна из форм мелкобурж. социализма 40-х гг. 19 в., получившая распространение гл. обр. в Германии. Идейным предшественником "И. с." был возникший в 1842 т. н. философский коммунизм (Гесс, Люнинг, Бернайс и Грюн), соединивший слабые стороны фейербахианской и гегелевской философии с отд. положениями утопич. социализма, но признававший необходимость политич. деятельности и борьбы за демократию. После силезского восстания (1844) "философский коммунизм" превратился в "И. с", гл. представителями к-рого были Гесс, Грюн, Г. Земмиг, Криге. "И. с", унаследовав эклектизм "философского коммунизма", выводил учение о социализме из предписаний морали, игнорировал экономич. и политич. основу социализма, требовал примирения всех классов и превращения рабочих в мелких производителей, был противником революц. средств борьбы, проповедовал крайний национализм. Учение "истинных социалистов" вследствие своей мелкобурж. сущности по мере обострения в Германии политич. борьбы приобретало все более реакц. характер. Маркс и Энгельс, показав еще в "Немецкой идеологии" (1845–46) ненаучность и идейно-политич. убожество "И. с", оценивали его в "Манифесте Коммунистической партии" (1847–48) как выражение "...реакционных интересов, интересов немецкого мещанства" (Соч., 2 изд., т. 4, с. 453). Энгельс считал его представителей "...реакционными элементами немецкой литературы" и указывал, что "„Истинный социализм“ насквозь реакционен" (там же, с. 42, 44). Ленин видел сущность "И. с." "в непонимании классовой борьбы и значения политической свободы, ...в неумении различить значение того или иного слоя буржуазии в современной политической борьбе" (Соч., т. 10, с. 430). Бурж. и правосоциалистич. лит-ра об "И. с." фальсифицируя историю, отождествляет "И. с." с "философским коммунизмом", пытается доказать, что Маркс и Энгельс сами были истинными социалистами (G. Adler, Die Geschichte der ersten sozialpolitischen Arbeiterbewegung in Deutschland, Breslau, 1885; E. Hammacher, Zur W?rdigung des "wahren Sozialismus", "Arch. Geschichte des Sozialismus und der deutschen Arbeiterbewegung, 1911, Jg. 1), Д. Койген, хотя и отличал "философский коммунизм" от "И. с", но, выступая апологетом последнего, пытался сближать взгляды Маркса и Энгельса с "И. с." (D. Koigen, Zur Vorgeschichte des modernen philosophischen Socialismus in Deutschland, 1901). Отождествляли "философский коммунизм" с "И. с." легальный марксист П. Струве и меньшевик П. А. Берлин (Р. Struve, Studien und Bemerkungen zur Entwicklungsgeschichte des wissenschaftlichen Sozialismus, "Die Neue Zeit", XV Jahrgang, 1896–97, Bd 1, S. 68, Bd 2, S. 228, 269). Нем. правые социал-демократы З. Ландсхут и И. Майер с целью оправдания идеи классового сотрудничества пытались возродить легенду о т. н. "этическом социализме" Маркса и Энгельса (предисловие к кн.: К. Marx, Der historische Materialismus. Die Fr?hschriften, Bd 1–2, Lpz., [1932]). Совр. критики марксизма (Ландсхут, Э. Блох, Лефевр, Риттих), также фальсифицируя историю формирования марксизма и ссылаясь на ранние произведения его основоположников, утверждают, будто Маркс и Энгельс выводили коммунизм из этич. и антропологич. положений (З. Ландсхут, Современность в свете учений Маркса – S. Landshut, Die Gegenwart im Lichte der Marxschen Lehre, в сб.: Hamburger Jahrbuch f?r Wirtschafts- und Gesellschaftspolitik, Jg. 1, 1956; Turley H., Professor Landshut entdeckt den "echten Marx", "Sonntag", 1957, Jg. 12, S. 2–4; G. Rittig, Die Sozialisten heute, 1954). В действительности же уже в ранних произведениях ("Святое семейство", "Немецкая идеология", "Нищета философии", "Манифест Коммунистической партии" и др.) Маркс и Энгельс дали обоснование неизбежности перехода человечества к коммунизму, исходя из материалистич. понимания истории. Марксистская критика "И. с." имела и имеет актуальное значение для борьбы со всеми разновидностями мелкобурж. социализма, со всеми фальсификаторами марксизма. Органы "И. с": "Gesellschaftsspiegel", Bd 1–2, Elberfeld, 1845–46; "Rheinische Jahrb?cher zur gesellschaftlichen Reform", Darmstadt, 1845 – Belle-Vue bei Constanz, 1846; "Deutsches B?rgerbuch f?r 1845", Darmstadt, 1845; "то же, f?r 1846", Mannheim, 1846; "Das Westph?lische Dampfboot", 1–2, Bielefeld, 1845–46; то же, Paderborn, 1847–48; "Neue Anekdota", Darmstadt, 1845; "Dies Buch geh?rt dem Volke", Jg. 1–2, Bielefeld, 1845; Jg. 3, Paderborn, 1847. Лит.: Маркс К. и Энгельс ?., Циркуляр против Криге, Соч., 2 изд., т. 3; Энгельс Ф., Истинные социалисты, там же; его же, Немецкий социализм в стихах и прозе, там же, т. 4; его же, Конституционный вопрос в Германии, там же; Ленин В. И., Соч., 4 изд., т. 8, с. 294–300; Серебряков М. В., Немецкий социализм и борьба с ним Маркса и Энгельса, "Уч. зап. ЛГУ. Сер. филос. наук, 1948, вып. 2; его же, Фридрих Энгельс в молодости, [Л.], 1958; Кандель ?. П., Маркс и Энгельс – организаторы Союза коммунистов, [М.], 1953; его же, Из истории борьбы Маркса и Энгельса с немецким "истинным социализмом", в сб.: Из истории формирования и развития марксизма, М., 1959; Степанова ?. ?., Фридрих Энгельс, 2 изд., М., 1956; Корню О., Карл Маркс и Фридрих Энгельс. Жизнь и деятельность (Вступ. ст. Т. Ойзермана), пер. с нем., т. 1, М., 1959; Мит Э., "Истинный социализм" – разновидность немецкой мелкобуржуазной идеологии, М., 1959 (Автореф.); Mehring F., Nochmals Marx und der "wahre" Sozialismus, "Die Neue Zeit", Jg. 14, 1895–96, Bd 2, No 23 (1896); Singer H., Die Theorie des wahren Sozialismus, Quakenbr?ck, 1930 (Diss.); Cornu ?., Le socialisme utopique allemand: le socialisme "vrai", "La Pens?e", 1955, No 62, p. 71–82. А. Панфилова. Москва.
Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.