ИСТИННЫЙ КРЕСТ
ИСТИННЫЙ КРЕСТ
подлинное с точки зрения христиан сооружение, на котором осуществилось распятие Христа. Другое название «крест Распятия». Изображался в форме четырехконечного креста с пригвожденной к нему фигурой Иисуса. Части истинного креста были распространены во многих странах, являясь священными реликвиями. По утверждению скептиков, их столь много, что хватило бы на сооружение боевого корабля. Согласно подсчетам французского ученого Ч. Роальта, известные части истинного креста в сумме составляют 4 000 000 кубомиллиметров, тогда как крест, на котором был распят Иисус, мог вмещать приблизительно 178 000 000. С обретением и воздвижением истинного креста связано полулегендарное повествование. После I Вселенского собора Константин Великий воспылал желанием воздвигнуть храм на Голгофе. Для исполнения этой цели в 326 в Иерусалим отправилась мать Константина Елена, намереваясь разыскать крест. Поскольку, по обычаю, орудия казни зарывались близ места ее совершения, крест в скором времени отыскали, но вместе с ним и два других. Возникла трудность идентификации, ибо дощечка с надписью «Иисус Назарянин Царь Иудейский» лежала отдельно. По распоряжению патриарха Макария кресты поочередно были приложены к телу больной женщины, и только истинный крест возвратил ей здоровье. Затем их приложили к умершему, и от прикосновения истинного креста тот воскрес. Отсюда название креста — Животворящий. Воздвижение Креста Господня было осуществлено 14 сентября 335 в храме Воскресения. Часть животворящего дерева Елена оставила в Иерусалиме, где ее поместили в серебряном ковчеге, а другая вместе с гвоздями, найденными в святом гробе, отправлена в Константинополь. Частицы истинного креста имелись и на Руси. Другой мотив обретения истинного креста — возвращение его в VII в. из персидского плена. В 614 персидский царь Хозрой, разгромив византийского императора Фоку, взял Иерусалим и вывез истинный крест в Персию. После заключения мира с Византией в 628 преемником Хозры Сироесом святыня была возвращена в Иерусалим. Император Ираклий сам понес крест на Голгофу, облачившись в царские одежды, но был остановлен неведомою силой. На другой день он по внушению патриарха, подобно Господу, в рубище и босой, внес святой крест в храм. В церковном песнопении 14 сентября истинный крест воспевается как «ангелов слава», «апостолов удобрение», «крепость праведных», «верных похвала», «священников благолепие», «благочестия непобедимая победа», «дверь райская», «пристанище спасения», «христиан упование», заблудших наставник, обуреваемых пристанище», «слепых наставник, немощных врач, воскресения всех умерших», «бесов сопротивоборец», «хранитель всея вселеныя», «оружие мира», «в бронях победа», «царей держава», «красота церкве», «оружие непобедимое», «им же тля разорися и упразднися, и попрася смертная держава, и вознехомося, от земли к небесным». Крест низводимый и возносимый символизирует падение человечества в Адаме и его превознесение во Христе. Кельтская легенда сообщала, что перед битвой под Бадоном в 518 король Артур нес на себе истинный крест трое суток, вследствие чего британцы победили. Таким образом происходило совмещение языческого и христианского культурных пластов. Одно из первых дошедших до нас изображений распятого Иисуса относится только в V в. Оно было сделано на дверях церкви святой Сабины в Риме. С VI в. распятый Иисус изображался в длинном одеянии коллобии. Именно такой образ Христа получил распространение в византийском искусстве в VII–IX вв. Символ обосновывался сочинением против монофизитов. До IX в. Иисус на кресте представлялся, как правило, живым, воскресшим и торжествующим. Только в X в. появились изображения мертвого Христа. Традиционно кресты-распятия имели перекладину для упора ступней Иисуса. Первоначально ноги Распятого изображались пригвожденными каждая по отдельности. Впервые фигура Христа со скрещенными ступнями, пригвожденными одним гвоздем, появились на крестах с XIII в. На крестном нимбе спасителя греческими буквами писалось «Истинно Сущий». По православному варианту Распятия Христос изображался с распростертыми под прямым углом руками. Крестная смерть, в отличие от других казней, давала возможность Христу объять «все концы земли»: таким образом, Христос призывал прийти в свои объятия всю вселенную. Традиционное для католицизма распятие предполагало образ Христа с провисшими, а не прямыми руками. Такое изображение преследовало цель подчеркнуть страдания и смерть Христа. Ряд критиков указывали, что в католическом распятии выхолащивалось идея торжества Христова. Источ.: Булгаков С. Н. Православие. М., 1994; История развития формы креста: Краткий курс православной ставрографии. М., 1997; Фоли Дж. Энциклопедия знаков и символов. М., 1997.
Источник: Символы, знаки, эмблемы: энциклопедия