ИСТИННО-ПРАВОСЛАВНЫЕ ХРИСТИАНЕ
Истинно-православные христиане
(ИПХ) — православ. секта монархической ориентации. Деятельность ИПХ носит антисоветский, антисоциалистический характер. Возникла в 30 – 40-х гг. Объединила в себе распадавшиеся группы сектантов федоровцев, чердашников и т. д. Социальная база — преимущественно бывшие кулаки, крестьяне-единоличники. Деятельность ИПХ значительно оживилась в годы Великой Отечественной войны. Характер секты во многом напоминает истинно-православную церковь (ИПЦ). ИПХ отрицают официальную православ. церковь, рассматривают ее как продавшуюся антихристу. Себя ИПХ выдают за продолжателей дореволюционного православия и блюстителей заветов патриарха Тихона (см. Тихоновщина). Пророчат скорую «кончину мира» и призывают верующих отказываться от работы в колхозах и гос. учреждениях, от участия в общественной жизни, от всех благ мира как исходящих от антихриста, запрещают учиться в советской школе. Успешное развитие социализма в СССР окончательно разбило надежды на реставрацию буржуазно-монархического строя. В связи с этим среди руководства ИПХ наблюдается разброд.
ИСТИННО-ПРАВОСЛАВНЫЕ ХРИСТИАНЕ (ИПХ)
правосл. секта монархич. ориентации, общины к-рой возн. в 30-х гг. после распада ряда сектант, группировок, носивших откровенно антисов. характер (федоровцы, чер-дашники, краснодраконовцы и др.). В состав общин ИПХ вошли бывшие кулаки, крестьяне-единоличники, не принявшие коллективизации. Объявив Рус. правосл. церковь, перешедшую на позиции лояльности к Сов. власти, «служанкой антихриста», главари секты противопоставили ее линии «заветы» патриарха Тихона, с именем к-рого связана церк. контрреволюция. Они проповедовали самоизоляцию верующих, отказ от работы в колхозах, h юс. учреждениях, запугивая верующих близким концом света и карами подними за отступничество от «истинной веры», сотрудничество с «властью антихриста». Ратовали за восстановление монархич. строя в России. В годы Великой Отечественной войны сотрудничали с фашистскими оккупантами, связывая с ними надежды на реставрацию капиталистич. порядков. В послевоенные годы в условиях дальнейшего развития социализма процесс распада общин ИПХ ускорился. В наст. вр. существуют пишь небольшие локальные группы последователей этой секты.
Источник: Атеистический словарь
ИСТИННО ПРАВОСЛАВНЫЕ ХРИСТИАНЕ
(ИПХ) - внецерк. религ. течение в православии, генетич. и идеологич. родственное истинно правосл. церкви (ИПЦ). Группы сторонников ИПХ возникли в период 20 - 40 гг. 20 в. на почве неприятия социалистич. преобразований и нового политич. курса руководителей рус. правосл. церкви, ставших на позиции лояльного отношения к Сов. власти. В общины ИПХ вошли бывшие кулаки, крестьяне-единоличники, не принявшие коллективизацию. Активизация ИПХ приходится в осн. на период 30 - 50 гг., когда в их религ. группировки были втянуты новые поколения верующих. ИПХ роднит с ИПЦ отри цат, отношение к руководству рус. правосл. церкви как «служанке антихриста», верность «заветам» патриарха Тихона (см. Тихоновщина), неприятие Сов. власти, религ. фанатизм. ИПХ выступали против участия верующих в социалистич. строительстве, в выборах органов власти, в переписях населения. Они запрещали верующим трудиться в колхозах, работать на заводах, обучать детей в школе, посещать клубы и кинотеатры, служить в Сов. Армии, запугивали их антихристом и «концом света». Деятельность ИПХ активизировалась во время Вел. Отеч. войны и послевоен. десятилетия. В кон. 50-х гг. имели место вспышки религ. фанатизма среди ИПХ, особенно молодых, на территории Тамбов., Липец., и Воронеж., областей. В наст. вр. в сознании и поведении ИПХ происходят значительные изменения. Ослабел фанатизм, как организованное течение ИПХ распалось, их небольшие группы имеются в Центр. Черноземье, Поволжье, на Украине, в Сибири и ряде др. районов.
Источник: Православие. Словарь атеиста. М. Политиздат 1988.— 272 с. ISBN 5-250-00079-7
ИСТИННО-ПРАВОСЛАВНЫЕ ХРИСТИАНЕ
(ИПХ) -реакц. религ. группировка кулацко-монархич. ориентации, использующая вероучение православия для враждебной социализму полит. пропаганды. Действующую русскую правосл. церковь за ее лояльность к сов. обществ, и гос. строю ИПХ объявляют «продавшейся антихристу», а себя противопоставляют ей как блюстителей «заветов» патр. Тихона, как подлинных наследников «св. правосл. апостольской соборной церкви». Общины ИПХ стали возникать в конце 30-х гг. и объединяли б. членов таких распадавшихся групп, как федоровцы, чердашники и т. п. Но более или менее однообразные формы орг-ции и обрядов ИПХ выработали лишь в нач. 40-х гг., в условиях вероломного нападения фашистской Германии на СССР. Социальную базу этого религ. образования составляли преимущественно б. кулаки, крестьяне-единоличники, мечтавшие о реставрации бурж. порядков в деревне. В годы войны им удалось также привлечь незначит. число наиболее отсталых крестьян, гл. о. женщин. Гл. религ. содержание проповеди ИПХ составляет христ. учение о «конце света», воцарении «антихриста» и «втором пришествии» Христа. Выискивая апокалиптич. приметы «кончины мира» в современности и придавая христ. эсхатологич. учению откровенный контррев. характер, руководители ИПХ истолковывают развитие пром-сти и с. х-ва, рост культуры и материального благосостояния народа в нашей стране как свидетельства «пребывания антихриста» в мире. Они призывают верующих отказываться от труда в колхозах, на гос. предприятиях, от участия в обществ, жизни, запрещают детям посещать школу, проповедуют возможно более полную изоляцию от сов. людей как «слуг антихриста». Т. о., путь, на к-рый призывают верующих руководители ИПХ, означает одичание и вырождение. Сов. порядкам руководители ИПХ противопоставляют бурж.-монархич. порядки. Нек-рые из заправил ИПХ при этом выдавали себя за членов царской фамилии, чаще за вел. кн. Михаила.
Общий антисов. характер деятельности ИПХ предопределил мн. черты их орг-ции и обрядов. Их община обычно включает не более 10—15 членов. Возглавляются общины «старшими братьями» или «проповедниками». Богослужения проводятся тайно, в домах или где-либо у потаенного «св. источника», в лесу, и ограничиваются пением акафистов и проповедью антисов. содержания Отрицание действующей церкви и духовенства привело ИПХ к отказу от одних церк. таинств (миропомазания, крещения младенцев) и, видоизменению других (причащения исповеди). Ввиду антисов. и антисоциального характера деятельности ИПХ, их орг-ции никогда не имели ск.-н. заметного успеха среди населения. Победа сов. обществ, и гос. строя в испытаниях Великой Отеч. войны, его укрепление и дальнейшее развитие в послевоенное время, повышение материального и культурного уровня сов. народа окончательно разбили надежды ИПХ на возможность бурж.-монархич. реставрации в стране. Ввиду этого среди руководителей ИПХ начался разброд. Одни стали склоняться к необходимости приспособления к сов. условиям жизни, другие, напротив, требуют окончат, разрыва с обществом и орг-ции общин т. н. молчальников. В целом реакционнейшие группировки ИПХ пришли к полному краху.
Общий антисов. характер деятельности ИПХ предопределил мн. черты их орг-ции и обрядов. Их община обычно включает не более 10—15 членов. Возглавляются общины «старшими братьями» или «проповедниками». Богослужения проводятся тайно, в домах или где-либо у потаенного «св. источника», в лесу, и ограничиваются пением акафистов и проповедью антисов. содержания Отрицание действующей церкви и духовенства привело ИПХ к отказу от одних церк. таинств (миропомазания, крещения младенцев) и, видоизменению других (причащения исповеди). Ввиду антисов. и антисоциального характера деятельности ИПХ, их орг-ции никогда не имели ск.-н. заметного успеха среди населения. Победа сов. обществ, и гос. строя в испытаниях Великой Отеч. войны, его укрепление и дальнейшее развитие в послевоенное время, повышение материального и культурного уровня сов. народа окончательно разбили надежды ИПХ на возможность бурж.-монархич. реставрации в стране. Ввиду этого среди руководителей ИПХ начался разброд. Одни стали склоняться к необходимости приспособления к сов. условиям жизни, другие, напротив, требуют окончат, разрыва с обществом и орг-ции общин т. н. молчальников. В целом реакционнейшие группировки ИПХ пришли к полному краху.