контрреволюц. группировка, созданная реакц. правосл. духовенством для борьбы с Сов. властью под прикрытием религии. Решительно осудив переход Рус. правосл. церкви на позидии лояльности к Сов. гос-ву, антисоветски настроенная часть духовенства объединилась вокруг ленинградского митрополита Иосифа (Петровых), заявив о своей непримиримости к «власти антихриста». В 1928 была предпринята попытка создать центр, руководящий общинами ИПЦ. Проповедуя идею восстановления монар-хич. строя в России, руководители ИПЦ насаждали культ членов царской семьи, требовали от верующих отказа от к.-л. сотрудничества с Сов. властью. Они пытались организовывать антисов. выступления своих приверженцев, осуществлять террористич. акты против активистов. В условиях строгой конспирации создавались домашние церкви, служившие очагами распространения антисов. идей под рслиг. флагом. Однако с укреплением социалистич. строя лидеры ИПЦ постепенно утрачивали влияние на верующих, среди к-рых было немало обманутых людей, не сумевших разобраться в истинном характере этой орг-ции. В наст. вр. под влиянием социалистич. действительности происходит быстрый распад общин ИПЦ, к-рыс состоят преимущественно из пожилых людей, не проявляющих к.-л. активности.
ИСТИННО-ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ
ИСТИННО-ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ (ИПЦ)
Источник: Атеистический словарь
ИСТИННО ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ
(ИПЦ) - внецерк. контрреволюц.-монархич. течение внутри православия. Возникло в сер. 20-х гг. среди части правосл. духовенства и монашества, верных «духовным заветам» патриарха Тихона и его политич. позиции, к-рые выступили против политики лояльного отношения к Сов. гос-ву, провозглашенной в 1927 местоблюстителем патриаршего престола митрополитом Сергием. Они объединились вокруг ленинград. митрополита Иосифа (Петровых), не принявшего изменения политич. курса церкви. В 1928 был создан организац. центр ИПЦ. Наряду со сторонниками патриарха Тихона к ИПЦ примкнули представители свергнутых эксплуатат. классов, кулачество, заявившие о непримиримости к «власти антихриста», ратовавшие за восстановление монархии, проповедовавшие скорое наступление «светопреставления» и «конца света». Члены орг-ции призывали верующих к отказу от любых форм сотрудничества с Сов. властью, от участия в выборах, в работе социалистич. предприятий и учреждений. Они пытались организовать антисов. выступления, осуществляли террористич. акты против активистов. Бойкотируя патриаршую церковь, они сохраняли ее вероучение и обрядность, признавая только священников, рукоположенных патриархом Тихоном, организовывали моления в тайных домашних церквах и подпольных монастырях и т.‘ д. Среди приверженцев ИПЦ имели широкое хождение разл. рода черносотенные сочинения, такие, как «Видения Иоанна Кронштадтского», «Протоколы сионских мудрецов» и др. С укреплением социалистич. строя общины ИПЦ стали распадаться. В наст. вр. в ряде регионов страны сохранились лишь отд. группировки последователей ИПЦ, состоящие преимущественно из пожилых людей.
Источник: Православие. Словарь атеиста. М. Политиздат 1988.— 272 с. ISBN 5-250-00079-7
Истинно-православная церковь
(ИПЦ) — православно-монархическая секта, использующая христ. вероучение для борьбы против Советской власти. Возникла как непосредственная реакция контрреволюционного духовенства на переход церкви на лояльные позиции по отношению к Советской власти. Обвинив официальную церковь в измене православию, реакц. духовенство сгруппировалось вокруг ленинградского митрополита Иосифа (Петровых). Созданная т. о. группа послужила ядром для объединения сил контрреволюционного духовенства. Организационное оформление произошло в 1927 г. Руководящий центр ИПЦ создан в 1928 г. ИПЦ объявляет себя прямым преемником и продолжателем официальной церкви дооктябрьского периода и в связи с этим признает только тех священников, к-рые были рукоположены патриархом Тихоном или его последователями — приверженцами монархизма. ИПЦ в основном сохранила вероучение и обряды православия. К специфическим особенностям ИПЦ относится акцентирование внимания на скором «светопреставлении», о приближении к-рого якобы свидетельствует победа Советской власти, объявляемой сторонниками ИПЦ властью антихриста (по Библии, антихрист явится накануне «светопреставления»). В связи с этим работа в советских учреждениях, в колхозе, учеба в советской школе и т. д. объявляются греховными. ИПЦ вела подрывную антисоветскую работу, выступала против колхозного строя, организовывала террористические акты против активистов, опираясь при этом на кулачество и др. антисоциалистические элементы. Особое место в ИПЦ уделяется культу архангела Михаила и почитанию членов царской семьи Романовых. Орг-ция ИПЦ строится на строго конспиративных началах. Для отправления культа создаются тайные домашние церкви и монастыри. Под влиянием социалистической действительности ИПЦ быстро разлагалась, и в наст. вр. ее численный состав крайне незначителен.
ИСТИННО-ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ
(ИПЦ) - одна из контррев. группировок церк. монархистов, использующая вероучение и культ православия для обоснования своей борьбы против Сов. власти. Первые группы ИПЦ были созданы в конце 20-х гг. ИПЦ всегда состояла из малочисленных, изолированных одна от другой групп, включавших преимущественно лиц б. духовного сословия, особенно монашеств. элементы. Главным в религ. проповеди ИПЦ является утверждение, что наступает преддверие «конца света» и «страшного суда». Весь сов. образ жизни приверженцы ИПЦ объявляют антихристовым, все достижения Сов. власти - изобретением сатаны. ИПЦ призывает верующих отказаться от всех форм сов. обществ, деятельности и посвятить себя молитве и подготовке к жизни «на том свете». Работа в колхозах и сов. учреждениях, учеба в сов. школе объявляются проповедниками ИПЦ соблазном антихриста. Особое место отводится в ИПЦ культу Серафима Саровского, символизирующего преданность монархизму, и культу архангела Михайла, представление о к-ром связывается с братом Николая II - Михаилом Романовым. Считая себя прямыми преемниками патр. Тихона и единств, блюстителями его «заветов», сторонники ИПЦ отвергают действующую правосл. церковь, отошедшую, по их утверждениям, от «истинного православия». «Истинными» священниками они объявляют лишь тех, кто был рукоположен Тихоном или его последователями и остался на контррев. позициях.
Центром культа в ИПЦ стали не зарегистрированные в сов. учреждениях домашние церковки и монастыри. Большое значение в практике ИПЦ приобрела исповедь как средство воздействия на колеблющихся, как удобный способ тайных наставлений верующих в антисов. духе. Проповедь ИПЦ является одной из попыток использовать православие для антисов. деятельности. Эта попытка вызывает активное противодействие сов. людей, в том числе и верующих, как только они уясняют ее контррев. сущность. В наст. вр. из сторонников ИПЦ сохранились лишь отдельные фанатики, встречающиеся в ряде мест страны.
Центром культа в ИПЦ стали не зарегистрированные в сов. учреждениях домашние церковки и монастыри. Большое значение в практике ИПЦ приобрела исповедь как средство воздействия на колеблющихся, как удобный способ тайных наставлений верующих в антисов. духе. Проповедь ИПЦ является одной из попыток использовать православие для антисов. деятельности. Эта попытка вызывает активное противодействие сов. людей, в том числе и верующих, как только они уясняют ее контррев. сущность. В наст. вр. из сторонников ИПЦ сохранились лишь отдельные фанатики, встречающиеся в ряде мест страны.
Истинно Православная Церковь (ИПЦ)
Основа этого религ. образования была заложена в нач. 1920-х гг. той частью правосл. духовенства и мирян, к-рая, не желая отступать от своих антисоветских позиций и не имея возможности (или не стремясь) эмигрировать, переходила на нелегальное положение (в «катакомбы»). Их идейным руководителем первоначально был т. наз. «параллельный синод» во главе с архиепископом Феодором (Подзиевским), действовавший в Москве, в Даниловом монастыре. Вместе с тем «параллельный синод» сохранял лояльность Патриарху Тихону, учитывая, что его компромисс с большевистскими властями носит вынужденный характер. Полное отмежевание от Московской Патриархии и образование ИПЦ произошло после того, как в 1927 митрополит Сергий (Страгородский) опубликовал «Послание пастырям и пастве» (известное в лит-ре как Декларация митрополита Сергия), в к-ром призывал верующих и духовенство быть лояльными к советской власти. Вследствие того что приверженцы ИПЦ постоянно подвергались гонениям, в ней не сложилась централизованная структура. В ИПЦ входят общины, как имеющие иерархическое возглавление, так и разрозненные, порой даже не имеющие священника. Репрессии в отношении «катакомбной» церкви продолжались и в годы хрущевской «оттепели», и позднее, вплоть до «перестройки». Тем не менее, не являясь массовой орг-цией, ИПЦ сохранила определенное влияние среди верующих. В наст. вр. она насчитывает ок. 10 группировок. Часть ее приверженцев входит в юрисдикцию Архиерейского синода Русской Православной церкви за границей (РПЦЗ). Для них в 1981 был поставлен архиепископ Тамбовский и Обоянский Лазарь (Журбенко). В тот период в группе насчитывалось более 50 приходов, гл. обр. на Сев. Кавказе, в Белоруссии и на Украине. Однако после того как Синод РПЦЗ начал принимать в свою юрисдикцию священнослужителей, рукоположенных в Московском Патриархате (с 1989), произошел отток верующих из его юрисдикции. Группа общин ИПЦ, номинально возглавляемая престарелым епископом Г урием (Павловым), входит в юрисдикцию греческого старостильнического (т. е. придерживающегося юлианского календаря) архиепископа Афинского Авксентия. Характерная особенность этой группы ее многонациональный состав (наряду с русскими также немцы, татары, чуваши, якуты, ханты, манси и др.). Значительная часть последователей ИПЦ в России считает, что единственной церковью, сохранившей подлинное православие, является сегодня Истинно Православная Церковь Греции, возглавляемая архиепископом Афинским Андреем, и признает его юрисдикцию. Более 20 общин, 4 монастыря ИПЦ, руководимых епископом Ишимским и Енисейским Варухом, образуют Сибирскую митрополию. В 1995 ош! перешли в юрисдикцию Украинской Православной церкви (Киевский Патриархат). Самая значительная ветвь ИПЦ более 20 епископов, у каждого из к-рых до 10 священников с группами верующих по 10–15 чел., Геннадиевская (она же Поздеевская) группа. Иерархия в ней происходит от епископа Серафима (Поздеева), якобы тайно рукоположенного патриархом Тихоном. В 70-е гг. он возвел в епископы Геннадия (будущего схимитрополита) и Алфея, от к-рых впоследствии произошли нынешние архиереи этой церкви. Действует также немногочисленная группа последователей Лазаря Васильева, «митрополита Сибири». Л. Васильев, бывший священник Московского Патриархата, имея жену и троих детей, добился епископства от архиепископа Украинской автокефальной православной церкви Иоанна (Боднарчука). В 1993 объявил себя «царем» и «патриархом». Женившись во 2-й раз на женщине из «Белого братства», дал ей титул «императрицы». Ни одна из групп ИПЦ не признает Лазаря Васильева представителем «катакомбной» церкви. В февр. 1996 Министерством юстиции РФ зарегистрирована Российская Истинно Православная Церковь Митрополия Московская и всея Руси. Она учреждена пятью общинами. Ни одна из других группировок ИПЦ данную митрополию не признала.
Источник: Религии народов современной России