Истерия

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [постсоветское] [современное]

Истерия
от греч. hystera - матка; считалось, что истерия - следствие болезни матки) - заболевание из группы психогений: проявляется демонстративными эмоциональными реакциями (слезы, смех, крики), судорогами, преходящими параличами, потерей чувствительности, глухотой, слепотой, помрачением сознания, галлюцинациями и т.п.
Особый склад личности, которому присущи поверхностность суждений, внушаемость, склонность к фантазированию, неустойчивость настроения, стремление привлечь к себе внимание, театральность поведения, называется истерической психопатией.

Источник: Тематический глоссарий по философии

ИСТЕРИЯ
невроз, как правило отличающийся нервными кризисами, повышенной возбудимостью (возбудительная истерия), но который может выражаться и парализацией активности (упадочная истерия). Ряд психологов обратили внимание на то, что сексуальная озабоченность играет важную роль в развитии аффекта – отсюда его название: «маточная страсть». Фрейд, изучавший ис терию с 1893 по 1895 г., видит в ней (особенно в ее женском варианте) результат вытеснения сексуальных наклонностей. Но что бы она собой ни представляла, истерией сопровождается экзальтация воображения, что приближает ее к мифомании; ее истоки – аффективного порядка.

Источник: Евразийская мудрость от а до Я

ИСТЕРИЯ
невроз, как правило отличающийся нервными кризисами, повышенной возбудимостью (возбудительная истерия), но который может выражаться и парализацией активности (упадочная истерия). Ф. Пинель и Ж. Этьен Д. Эскироль обратили внимание на то, что сексуальная озабоченность играет важную роль в развитии аффекта — отсюда его название: «маточная страсть». Жан Мартен Шарко, занимавшийся изучением истерии с 1882 по 1885 гг., считал ее следствием органического аффекта, тогда как (это было доказано Ж.Бабински и Э. Дюпре) речь идет лишь о психиатрическом аффекте. Фрейд, изучавший исгерию с 1893 по 1895 г., видит в ней (особенно в ее женском варианте) результат вытеснения сексуальных наклонностей. Но что бы она собой ни представляла, истерией сопровождается экзальтация воображения, что приближает ее к мифо-мании; ее истоки — аффективного порядка. На эту тему стоит также прочитать: Жане «Ментальные травмы истериков» (1893), «Истерия: избранные тексты Ж.М. Шарко» (1971), Фрейд «Пять лекций по психоанализу» (1973).

Источник: Философский словарь

Истерия
Невроз, заставляющий страдающего им человека замы каться в избранной им внешней манере поведения, превращающий его в своего рода пленника собственного поверхностного представления о себе. Неправильно думать, что истерии в основном подвержены женщины. Есть и мужчины‑истерики, и ряд психиатров утверждают, что число их в последнее время растет. Истерия связана не с физиологией, а с психопатологией. И, по всей видимости, ее появление настолько же зависит от личных обстоятельств отдельного индивидуума, насколько и от эволюции общества. Серьезные истерические припадки, подобные тем, что описал Шарко (123), встречаются все реже (правда, мне пришлось в своей жизни наблюдать один из них). Причина этого, возможно, кроется в том, что наше общество, в котором все – шоу, больше не нуждается в подобных эксцессах, а истерия, широко распространившись, внешне стала выглядеть гораздо банальнее. Общество шоу неизбежно становится истеричным обществом. Чтобы посмотреть на истерика, больше нет нужды бегать по больницам – достаточно пройтись по улице или включить телевизор.
Фрейд считал истерию одним из следствий подавления желаний. Если подойти к этому вопросу философски и не вступать в противоречие с Фрейдом, то, как мне представляется, истерия – это скорее неспособность выносить истину, своего рода попытка бегства во внешнее, замыкание в видимость. Это болезнь лжецов, но лгущих в первую очередь самим себе. Истерик – искренний симулянт, напоминающий актера, принимающего себя за персонаж, роль которого он играет. Он хочет, чтобы публика ему поверила, и действительно она ему верит, – но в конце концов он и сам начинает верить в им же создаваемую иллюзию. Ему хочется нравиться другим, и часто ему это удается. Но в результате он лишь еще больше отрывается от реальности, замыкаясь в притворстве, подделке, поверхностности. Он достигает сверхвыразительности, но тратит ее впустую; его эмоции бьют через край, но не затрагивают ни ума ни сердца. Словоохотливость идет рука об руку с высокой внушаемостью и склонностью к пустым фантазиям. Внешний шарм скрывает глубокую внутреннюю пустоту. Истерик все делает чересчур, но его чрезмерность во всем лишь прячет от других (и от него самого) недостаточность бытия. Его многоцветье поверхностно; за ним не стоит никакой глубины. Он множит число знаков, чтобы убежать от смысла. Психические переживания говорят языком тела, отсюда – театральность поведения и донжуанство. Истерик отчаянно нуждается в чужом восхищении, но сам не способен ни любить, ни наслаждаться. Это своего рода экстравертированный нарциссизм, который не может любить себя иначе, как ловя собственное отражение в чужих глазах. Но с возрастом это становится все труднее, а риск депрессии и ипохондрии возрастает. Печальна участь актера, от которого отвернулся зритель.

Источник: Философский словарь.

Найдено научных статей по теме — 1

Читать PDF
0.00 байт

Образ «Роковой женщины» как проявление истерического симптома

Салманов Е. Ю.
Статья посвящена теме субъекта, являющейся одной из актуальных философских проблем современности, на примере раскрытия стратегии идентификации женской субъективности в образе «роковой женщины».