исследования по методологии науки М. Вебера
исследования по методологии науки М. Вебера
ИССЛЕДОВАНИЯ ПО МЕТОДОЛОГИИ НАУКИ М. ВЕБЕРА. — Большинство работ М. Вебера так или иначе затрагивают проблемы методологии социально-гуманитарных наук, но ряд из них специально посвящен данной теме. К ним можно отнести такие труды, как «Методология социальных наук», «Объективность социально-научного и социально-политического исследования», «Критические исследования в области наук о культуре», «О некоторых категориях понимающей социологии», «Смысл "свободы от оценки" в социологической и экономической науке». В первой из названных работ Вебер выделяет понятие «идеальный тип» как методологическое средство социально-гуманитарного познания. Идеальный тип представляет собой некоторую упорядоченность эмпирического материала, полученную в результате интерпретации. Ключевые понятия социально-гуманитарных наук тоже являются идеальными типами. К ним относятся такие понятия, как «феодализм», «капитализм», «бюрократия» и др. Вебер рассматривал идеальные типы как логические или теоретические конструкты. За ними стоит определенная объективная реальность, не тождественная этим конструктам (см. Типологический метод в социальных науках). Социальная наука изучает действительность, под которой Вебер понимает индивидуальную структуру социокультурной жизни в ее универсальном значении. Здесь возникает задача понять эту жизнь, а не только получить общее знание в абстрактных родовых понятиях. Предмет социологии, напр., диктует ее сходство не только с науками о природе, но и с науками о культуре. Поэтому Вебер пытался привести метод социологии в соответствие с ее предметом. Познание направлено на объяснение предмета исследования при условии его понимания. Вебер предлагает типологию социальных действий, которая иерархична по отношению к способности субъекта познания понимать эти действия. Так, аффективное и традиционное действие очень сложно понять, ценностно-рациональное действие понимается легче, поскольку, оно хотя и основано на вере в безусловную ценность, оно намечает рациональный путь к ней. Рационально-ценностно действует тот, кто, несмотря на последствия, следует своим убеждениям. Целерациональное действие учитывает последствия. Здесь поведение индивида ориентировано на выбор целей, средств и на анализ побочных результатов действия. Понимание наиболее явным образом достигается при анализе целерационального действия, по отношению к которому не только аффективное и традиционное, но и ценностно-рациональное действие не являются рациональными. Концентрированной формой его проявления считается экономическая деятельность, основанная на протестантской этике. Введение понимания в исследовательскую программу обществознания преследовало ряд целей. Прежде всего, учесть специфику наук об обществе. Понимание предполагало, что предметом общественных наук должны быть не только цели и результаты деятельности людей, но и ее ценности, мотивы и смысловое содержание действия. Как отмечает Вебер, предметом познания может стать только «конечная часть» действительности. Понимание было призвано установить отношение объекта к контексту, а если это объект прошлого — к контексту своей и чужой культуры, поместив его в контекст истории. И, наконец, посредством понимания предполагалось преодолеть эмпиризм социально-гуманитарных наук специфическим для них образом. М. Вебер говорит о двух типах понимания. Оно может быть непосредственным, данным в повседневном опыте. Другим типом является объясняющее понимание, включающее понимание смыслов действия и мотиваций того, кто совершил действие. Понимание необходимо для идентификации конструктов сознания исследователя с социальными феноменами, для уяснения объема и содержания понятий и теоретического построения социальной реальности, не данной эмпирически. Объясняющее понимание должно вскрыть причины и отдельные ситуационные смысловые значения изучаемой деятельности. Вебер не противопоставляет, таким образом, понимание причинному объяснению. Он полагает, что в науках, предметом которых является смысл действия, объяснить означает постигнуть смысловую связь, включающую также действия, доступные непосредственному пониманию. Они связаны между собой. Интерес к проблеме понимания подчеркнут у Вебера тем, что в качестве субъекта социального действия у него выступают отдельные индивиды, а не коллективы или общество в целом. Поэтому субъект социального действия имеет мотивацию и ориентацию на других. Мотивация субъекта, равно как раскрытие смысла социального действия, требуют понимания. Ориентация на другого является источником социальности. Вебер уделяет большое внимание проблемам объективности социально-гуманитарных наук. Объективное знание достигается социальной наукой путем мысленного упорядочения фактов. Социальная политика, в отличие от этого, излагает определенные идеалы. Одним из важных методологических положений Вебера является свобода от оценочных суждений. Деятельность, направленная на извлечение смысла, в случае целерационального действия совпадающая с мотивами действующего субъекта, представляет этот смысл в качестве объективной реальности и не пытается подвергнуть ее той оценке со стороны субъекта познания, которая присуща не науке, а политике, этике, мировоззрению, частной жизни и может характеризовать деятельность ученого за пределами науки. В этом требовании Вебер выступал против партийности социального знания и его преподавания в духе партийности. В.Г. Федотова