ИССЛЕДОВАНИЕ О ПРОИСХОЖДЕНИИ НАШИХ ИДЕЙ КРАСОТЫ И ДОБРОДЕТЕЛИ

Найдено 1 определение
ИССЛЕДОВАНИЕ О ПРОИСХОЖДЕНИИ НАШИХ ИДЕЙ КРАСОТЫ И ДОБРОДЕТЕЛИ
(«An Inquiry into the Original of our Ideas of Beauty and Virtue») — первое произведение шотл. философа Френсиса Хатчесона, опубл. в 1725. Рус. издание (в пер. Е.СЛагутина) - 1973. Книга состоит из двух близких по структуре и методу трактатов — «О красоте, порядке, гармонии, целесообразности» и «О моральном добре и зле». Развивая и упорядочивая сентименталистские (см. Сентиментализм этический) идеи Шефтсбери (см. «Исследование о добродетели, или заслуге*), Хатчесон представил мораль как сферу особого рода идей, воспринимаемых «моральным чувством»— познавательной способностью (аналогичной «внутреннему чувству», направленному на восприятие прекрасного и безобразного). Моральное чувство, по Хатчесону, - одно из проявлений человеческого духа; оно последовательно противопоставляется разуму как рассудку Моральное чувство не зависит от обучения; как познавательная способность, оно врожденно и непосредственно. Восприятия морального чувства опосредствованы удовольствием и страданием. Наряду с собственно моральным чувством Хатчесон упоминает и другие нравственные чувства: чести и стыда, достоинства, правого и неправого, свободы и т.д., к-рые по своим эпистемологическим и императивным свойствам аналогичны моральному чувству. Интуитивный характер и гедонистические признаки морального чуьства были подвергнуты критике англ. философом-интеллектуалистом Г.Бернетом, переписка с к-рым послужила толчком для последующей работы Хатчссона — «Объяснения к моральному чувству» (1728); в ней Хатчесон развил свою полемику и с другими интеллектуалистами — С.Кларком и У.Уолластоном. Интсллектуалистическая критика учения Хатчесона о моральном чувстве была дана Р.Прайсом (см. «Обозрение основных вопросов морали»). Другим важным моментом моральной философии Хатчесона является учение об эмоциях — мотивах человеческих поступков. Основными эмоциями Хатчесон считал любовь и ненависть, уделив главное внимание пюбт-благожелательности — кардинальной (наряду с себялюбием) эмоции человека, направленной на благо других людей. Как и моральное чувство, благожелательность не зависит от рассудка.
В качестве доброй воли благожелательность характеризуется непосредственной побудительностью. Отличие благожелательности от морального чувства, по Хатчесону, заключается в том, что первое представляет собой побудительный мотив, второе — мотив обосновывающий, т.е. устанавливающий цели. Существенные характеристики морального чувства и благожелательности проявляются в независимости моральных суждений и мотивов от гедонистических, корыстных, корпоративных соображений, конфессиональных представлений (но не религиозной веры как таковой), образования, социального положения или стечения обстоятельств в ситуации принятия решения. Эти характеристики морали были развиты Хатчесоном, в частности, в ходе критики морального учения Б.Мандевиля (см. «Басня о пчелах»). Как и Шефтсбери, Хатчесон приходит к концептуальному пониманию независимости и априорности моральных суждений и мотивов. Благожелательность является ключевым моментом в нормативном идеале Хатчесона.
В этом же духе следует понимать и ту формулировку Хатчесона, к-рая получила впоследствии название принципа полезности: «То действие является наилучшим, которое обеспечивает самое большое счастье для наибольшего числа людей» («И. о п. ...», И,III,VIII), что дало основание многим, в т.ч. Г.Сиджвику, а вслед за ним и Дж.Ролзу, относить Хатчесона к основателям утилитаризма. Этические взгляды Хатчесона, наряду с правовыми, экономическими и политическими, были развернуты в трехтомной «Системе моральной философии» («A System of Moral Philosophy», 1755), в к-рой существенно расширяется религиозный контекст морали. Гедонистические моменты в описании Хатчесоном морального чувства, а также отождествление им доброй воли с эмоцией стали предметом критики со стороны И.Канта. Хатчесон оказал непосредственное влияние на Д.Юма, А.Смита, Ф.Гемстергейса, фр. сенсуалистов, а также докритического Канта. Однако его идеи растворились в учениях великих воспреемников, и как таковые сегодня представляют лишь историко-философский интерес. Лит.: Апресян Р.Г. Из истории европейской этики Нового времени (Этический сентиментализм). М.: МГУ, 1986; Хатчесон Ф. Исследование о происхождении наших идей красоты и добродетели / Общ.ред Б.В.Мсеровского, пер. Е.СЛагутина // Хатчесон Ф., Юм Д., Смит А. Эстетика. М.: Искусство, 1973. С. 41—269; I/ulcheson F. An Inquiry... // Collected \Mrks: Faximile Editions Prepared by B.Fabian. \fol. I—VI. Hiddesheim; Zurich; New York: Georg Olms \ferlag. 1990. \bl. I; Hutcheson F. Illustrations on the Moral Sense / Ed. by B.Peach. Cambridge U.P, 1971; Scott W.R. F.Hutcheson. His Life, Teaching, and Position in the History of Philosophy. New York: Clarendon Press, 1966. P. Г Апресян

Источник: Этика. Энциклопедический словарь. М. Гардарики 2001