(«An Inquiry Concerning Virtue, or Merit») — первая работа англ. философа Энтони Эшли Кулера, лорда Шефтсбери, впервые опубликованная в 1699 Дж.Толандом без разрешения автора и впоследствии вошедшая во второй том трехтомного собрания философских произведений Шефтсбери — «Характеристики людей, мнений, нравов и времен» («Characteristics of Men, Manners, Opinions, Times». London, 1711). Основной, лежащей на поверхности темой «И. о д. ...» является соотношение морали и религии, и всем ходом своих рассуждений Шефтсбери старается обосновать то, что добродетель и достоинство человека не зависят от его религиозных воззрений, а пиетизм — морально нейтрален. Утверждая, что добродетель, а не набожность, является высшим проявлением человеческого духа, Шефтсбери указал на важную роль мотивации в морали и необходимость автономии в принятии моральных решений. На основе критики авторитарно-догматической религии Шефтсбери создает образ «просвещенной», «естественной» религии, чем и является мораль в ее совершенном воплощении. Аналогично моральные решения независимы от влияния утилитарных, корпоративных и иных соображений.
В «И. о д. ...» впервые был использован термин «моральное чувство» (moral sense) (вначале в маргиналиях, а затем и в основном тексте), правда, концептуально невнятно и в наборе и соотнесении с рядом других способностей и «чувств», в частности с «чувством правильного и неправильного» (sense of right and wrong). Однако исходя из определений и пояснений Шефтсбери, контекста и описываемых этими способностями и «чувствами» познавательных и императивных функций сознания, можно сделать вывод об их принципиальной близости моральному чувству, что подтверждается дальнейшим развитием понятия в этике Ф.Хатчесона (см. «Исследование о происхождении наших идей красоты и добра»).
В понимании природы морального чувства Шефтсбери отталкивался от локковской теории познания; то, что Дж.Локк описывал как рефлексию или «внутреннее чувство», было положено Шефтсбери в основу понимания морального чувства: оно направлено на восприятие эмоций и их оценку - одобрение или осуждение. Моральное чувство наделено многими характеристиками разума; его специфичность обусловлена предметом восприятия.
В уточнение этого (и в развитие давней традиции мысли) Шефтсбери различает «ум» и «сердце», проясняя специфичность познавательной и оценочно-мотивирующей функций разума (ср. Совесть). Одновременно у Шефтсбери встречаются характеристики морального чувства как инстинктивной, врожденной способности. Шефтсбери описывает мораль как область оценочных отношений и мотивов; для него нет морали как закона; доминирующим предметом рассмотрения в «И. о д. ...» являются познавательные и психологические аспекты внутреннего морального опыта. Однако логика исследования приводит Шефтсбери к обнаружению императивных характеристик морали, что наиболее явно видно на примере понимания им всеобщности «совести, или чувства ущербности зла»; поскольку совесть признается общераспространенной, «то для всего человечества и для всех разумных созданий должно иметь силу следующее: что, как им известно, они заслуживают от одного, то же они должны неизбежно ожидать от всех — как от людей, так и от Божества» («И. од....», И,11,1). Шефтсбери придавал большое значение наряду с чувствами роли эмоций в морали. Выделяя два типа эмоций - общественные и личные, или себялюбивые, - Шефтсбери критиковал Т.Гоббса, абсолютизировавшего эгоизм. Внутренняя гармония - основа добродетельности, ибо лишь мера противостоит пороку. Гармония эмоций обеспечивается моральным чувством — «цензором», «смотрителем и наблюдателем внутри нас» («И. о д. ...», 1,11,111). Шефтсбери различал естественные (благожелательность, себялюбие) и противоестественные (эгоизм, корысть) склонности. Наряду с такими есть и иные, а именно «частичные эмоции», напр., общественные склонности, направленные на благо не целого, а группы, секты. Тем не менее в анализе морального опыта основное внимание Шефтсбери уделял именно общественным эмоциям в их различных проявлениях. Этим объясняется восприятие Шефтсбери последующими философами как адепта этики альтруизма; именно в полемике с ним развивал свою утилитаристскую этику Б.Мандевил ь (см. «Басня о пчелах»). Философско-этические идеи Шефтсбери были систематически развиты Хатчесоном, а в богословско-моралистичсском ключе - Дж. Батлером. Шефтсбери оказал значительное влияние на развитие просветительской мысли, в особенности на континенте; его влияние испытали Ж.Ж.Руссо, Ф.М.Вольтер, И.Г.Гердер, В.Гёте; мотивы Шефтсбери прослеживаются в поэзии Н.М.Карамзина. «И. од. ...»было издано Д.Дидро на фр. яз. в 1745 как самостоятельное произведение; его перевод несколько авторизован, хотя внесенные незначительные изменения довольно характерны: в большинстве случаев слова «моральное чувство» и «чувства правильного и неправильного» Дидро переводит словами «чувство справедливости и несправедливости»; этот перевод обычно включается в собрания сочинений Дидро, вошел он и в последнее рус. издание его философских произведений.
ИССЛЕДОВАНИЕ О ДОБРОДЕТЕЛИ ИЛИ ЗАСЛУГЕ
ИССЛЕДОВАНИЕ О ДОБРОДЕТЕЛИ ИЛИ ЗАСЛУГЕ
Источник: Этика. Энциклопедический словарь. М. Гардарики 2001