(Confessions of Faith). В НЗ понятию "исповедание" придается различный смысл (см. 1 Тим 3:16 [в синод, пер.:omologoumends "беспрекословно"]; 6:13). В древней Церкви "исповеданием" называли свидетельство мучеников, готовых принять смерть за свою веру. Однако в наиболее употребительном значении "исповедание" подразумевает те или иныеофициальные христианские вероучительные формулы, составленные протестантами в ранний период Реформации. Как таковые, "исповедания" тесно взаимосвязаны с другими краткими учительными положениями, формулирующими суть христианской веры. По отношению к сумме вероучительных положений древней Церкви, признаваемых христианами всех стран и эпох, употребляется термин "Символ веры"(Credo): Апостольский, Никейский, Халкидонский, а также менее известный Афанасиевский символы. Православные церкви считают авторитетными определения только семи древних Вселенских соборов; Католическая церковь продолжает употреблять слово "символ" ивотношении позднейших соборных определений ("Символ веры Тридентского собора" [1564]). Апостольское или Никейское определение нередко называют просто "Символом веры". "Катехизисы" представляют собой развернутые вероучительные определения, составленные в форме вопросов и ответов, и часто выполняют роль тех же исповеданий. Наконец, технический термин "символ" это общее обозначение для всякого официального вероучительного положения (кредо, исповедания, катехизиса); принимая это положение, община отделяется от всех прочих.
Реформация и исповедания. В XVI в. сложились условия, благоприятные для составления исповедания веры. Труды Лютера, Кальвина, Цвингли и других деятелей Реформации породили многочисленные теологические вопросы. Когда целые общины или их лидеры обращались к новому учению, возникала необходимость в несложных, но авторитетных вероучительных формулах. Ведущие реформаторы были глубоко вовлечены в жизнь церквей и хорошо представляли себе трудности, крые испытывали верующие изза римских злоупотреблений или изза собственных нововведений. Они быстро осознали, как необходимы краткие и общедоступные теологические определения.
К-ром е того, сама природа Реформации и дух XVI в. стимулировали появление исповеданий веры. Реформаторы опирались на Св. Писание как на наивысший и непосягаемый авторитет во всем, даже если при этом ущемлялась общепринятая католическая традиция. Они учили о священстве верующих и внутреннем свидетельстве Св. Духа, несмотря на то что эти учения ставили под сомнение римскийmagisterium в данных вопросах. К-ром е того, реформаторы стали думать о роли Католической церкви в обществе и предложили новое прочтение истории. Наконец, они страстно желали восстановить н. з. чистоту христианской веры и христианской жизни. Однако любая попытка опровергнуть существующее вероучение и любая критика традиционной церковной практики требовали надежных кратких обоснований.
Вместе с тем не только перемены в религиозной жизни требовали разработки новых исповеданий веры. Европа переживала процесс быстрого развития. По сути дела, всякая попытка оправдать католическое учение вызывала бурный протест. Реформаторы критиковали вмешательство Католической церкви в государственную и экономическую сферы. Правители новообразованных государств подвергали сомнению традиционную политическую роль Церкви, а нарождающаяся буржуазия была недовольна традиционным влиянием Церкви в сфере торговли. Лютер и Кальвин призывали Рим изменить подход к интерпретации Св. Писания, а ведущие деятели Возрождения пересматривали сложившиеся традиции в искусстве, политической теории, литературе и истории. Реформация поставила острые вопросы в сфере теологии; несколько поколений академических ученых произвели переворот в философии. Иными словами, новые христианские вероисповедания понадобились в XVI в. не только для того, чтобы изменить христианскую жизнь, но и для того, чтобы определить новое место, к-рое само христианство заняло в структуре европейских общественных и культурных сил того времени.
Многочисленные исповедания, появившиеся за первые полтора века Реформации, выполняли самые разные задачи. Авторитетные вероучительные положения воплощали новые теологические идеи, но в форме, доступной для восприятия простых верующих. Они определяли те нормы, на основе крых происходило сплочение общины и формулировались расхождения с оппонентами. Вероисповедания дали возможность соединить веру и практику в интересах единой общины, даже если за отступления от исповеданий полагались суровые наказания. Что касается Католической церкви, то составление теологических документов типа исповеданий помогло ей различать допустимые изменения в древнем учении и неприемлемые искажения самих основ католической веры.
Протестантские исповедания. С самого зарождения Реформации протестанты стали формулировать свои подходы к христианскому вероучению. Прошло немногим более десятилетия после начала реформ в Швейцарии, когда Ульрих Цвингли организовал публикацию четырех вероисповедных документов "Шестидесяти семи статей" 1523г. в Цюрихе (чтобы побудить родной кантон порвать с Римом), "Десяти тезисов" 1528 г. в Берне (чтобы продвинуть реформы в этом городе), Исповедания веры Карлу V в 1530 г. (чтобы изложить императору протестантские взгляды) и Изложения веры королю Франциску I в 1531 г. (чтобы побудить французского монарха более справедливо относиться к протестантам). В Германии, после неутешительной поездки Лютера в Саксонию, когда выяснилось, что жители не имеют элементарных библейских знаний (не говоря уже о знакомстве с идеями реформаторов), он опубликовал в 1529 г. Малый катехизис. В 1530 г. в Аугсбурге германские князьяпротестанты представили исповедание веры императору; документ, составленный Филиппом Меланхтоном, был навсегда положен в основу лютеранской теологии. Аналогичные события имели место и в других протестантских регионах в Базеле, Женеве и Цюрихе, у французских протестантов, в лютеранских общинах Германии и Скандинавии, в Шотландии, Голландии, Богемии, Польше и Англии. Вскоре после того как магистраты и простой народ принимали протестантское учение, какому-то одному человеку или небольшой группе людей поручалось написать соответствующее исповедание веры. По завершении Тридентского собора (154563), на к-ром положения ортодоксального католицизма были изложены в длинных, многословных канонах и установлениях, Рим также стал формулировать свое вероучение с помощью кратких учительных формул. С тех пор Католическая церковь опубликовала много катехизисов, излагающих Тридентское вероучение, в т. ч. Балтиморский катехизис, крый долго был популярным в США.
Сама природа протестантизма как политически разнородного движения препятствовала созданию какогото единственного исповедания. И все же реформаторы "второго поколения" сумели в значительной мере консолидироваться. На протяжении XVI в. лютеране написали много исповеданий, но в 1580 г. закрепили официальный статус за Книгой согласия; она включала символы веры, признанные основными источниками лютерайского вероучения Апостольский, Никейский и Афанасиевский символы, Шмалькальденские статьи (1537), Формулу согласия (1577) и, прежде всего, Большой и Малый катехизисы (1529), а также Аугсбургское исповедание (1530). Скандинавские лютеране проявили еще большую тягу к сплочению, намереваясь отвергнуть даже Книгу согласия и объединиться исключительно вокруг Аугсбургского исповедания.
В регионах, где преобладали реформаты, происходил схожий процесс. Протестантские города Швейцарии опубликовали много катехизисов и вероучительных документов; в некрых из них была сделана попытка сгладить противоречия в вопросе Вечери Господней. Со временем положения некрых исповеданий воплотились во Втором Гельветическом исповедании (1566), первоначально составленном для собственного употребления Генрихом Буллингером, преемником Цвингли в Цюрихе. Гейдельбергский катехизис (1563), написанный, чтобы примирить протестантов в пределах одного города, стал объединяющим документом для всех реформатских групп в Германии, Голландии и других местах. Такая же консолидация произошла на британских овах, где "Тридцать девять статей" (1563) с санкции Елизаветы I стали официальным исповеданием Англиканской церкви. Те англичане и шотландцы, крые больше склонялись к кальвинизму, не отвергали документ целиком, но попрежнему предлагали собственные альтернативные символы. Этот процесс завершился появлением в 1640 г. Вестминстерского исповедания и Вестминстерских катехизисов. Протестанты продолжали составлять новые исповедания, но доминирующее значение имели и продолжают иметь до сих пор некрые из более ранних документов.
Если быть совсем точным, то составление исповеданий веры никогда не прекращалось, особенно в Соединенных Штатах. Многочисленность новых деноминаций в Америке, формирование новых церковных структур породили ситуацию, края способствовала регулярному появлению очередных вероисповеданий. Американские конгрегационалисты, баптисты, методисты, пресвитериане и многие другие переписывали исповедания Старого Света, чтобы приспособить их к условиям Нового Света (напр., конгрегационалистская Сэйбрукская платформа 1708 г. или отредактированное американскими пресвитерианами в 1788 г. Вестминстерское исповедание). Появлялись и совсем новые исповедания (напр., НьюХемпширское исповедание баптистской веры 1833 г.). Становление новых деноминаций сопровождалось составлением хартий по типу вероисповедных символов (среди них "Декларации и речи" 1809 г. Т. Кемпбелла, способствовавшие основанию движения "Учеников Христа"). К-ром е того, написание новых исповеданий было обусловлено реакцией на отход от традиционных теологических воззрений (напр., Пресвитерианское исповедание 1967 г.). Даже лютеране, самые консервативные из протестантов, время от времени предлагали ввести изменения в Аугсбургское исповедание, хотя все предложения были отвергнуты.
Однако составление исповеданий ни в коем случае не чисто американская идея. Два наиболее значительных исповедания XX в. появились не в Соединенных Штатах: Барменская декларация 1942 г., в крой немцы, принадлежащие к "Исповеднической церкви" заявили о решимости жить, несмотря ни на что, согласно Слову Божьему, и Лозаннское соглашение 1974 г., в к-ром сформулирована общая теологическая и социальная позиция евангеликов, представляющих разные страны мира. Появлению в XX в. важных конфессиональных деклараций способствовало и растущее экуменическое движение (напр., "Призыв к единству" Лозаннской конференции Веры и порядка 1927 г.). Даже католики проявили активность в области новых вероисповедных положений: на Первом Ватиканском соборе 1870 г. был принят догмат о папской непогрешимости; в 1950 г. папой Пием XII догмат о телесном вознесении Девы Марии.
Роль исповедания в церквях. Если принять во внимание многообразие течений внутри протестантизма, неудивительно, что наследники Реформации руководствуются различными вероисповеданиями. Одни различия в исповеданиях объясняются конкретными обстоятельствами их появления. Другие вызваны различным отношением в протестантской среде к самим исповеданиям. Любое исповедание прежде всего отражает религиозный уровень той группы верующих, крой оно адресовано: Малый катехизис Лютера (1529), руководство для персонального и семейного религиозного наставления, отличается большей непосредственностью и простотой, чем Аугсбургское исповедание (1530), написанное для представления императору и теологам, или Формула согласия (1577), края должна была разрешить многолетние внутрилютеранские раздоры. Исповедания различаются и по теологическим мотивам, вызвавшим их пояление на свет. Так, христианская Реформатская церковь руководствуется, в числе прочих официальных документов, Гейдельбергским катехизисом и Дортскими канонами (1619).
При этом два исповедания значительно различаются между собой: Гейдельбергский катехизис был написан с общепастырских и примиренческих позиций, содержание Дортских канонов определялось достаточно узкими теологическими вопросами. Немаловажным фактором стало и то, обладает ли исповедание поддержкой всей общины или же выражает протест ущемленного меньшинства. Английский парламент утвердил Вестминстерское исповедание, предоставив его авторам время и обеспечив поддержкой; неудивительно, что появился глубокий и взвешенный документ. Анабаптистские Шляйтхаймские статьи (1527) написаны Михаэлем Заттлером под давлением; всего три месяца спустя после их составления его приговорили к смерти. Опять же неудивительно, что в документе отвергаются общие принципы христианского согласия, чтобы подчеркнуть отличительные черты вероучения и практики швейцарских Братьев общинной жизни. Хотя об этом часто забывают, исторические условия, сопутствующие составлению исповедания, иногда многое могут объяснить.
Другие факторы, играющие роль в практическом применении исповеданий, связаны в большей мере со степенью авторитетности тех или иных источников, а также со степенью авторитета Церкви. Баптисты, крые опираются в своей вере исключительно на Библию, относятся к НьюХемпширскому исповедению как чисто рекомендательному. Англикане и епископалы спорят о том, следует ли рассматривать "Тридцать девять статей" как сохраняющую свое значение вероисповедную норму или же как устаревший документ, представляющий чисто исторический интерес. Некрые небольшие пресвитерианские группы требуют от своих священников и старейшин буквального следования Вестминстерскому исповеданию и Вестминстерским катехизисам. Раньше деноминации с более централизованной структурой (епископалы и пресвитериане) придавали больший вес исповеданиям, чем децентрализованные структуры (конгрегационалисты). Теперь некрые традиционные конфессии в значительно меньшей степени, чем независимые церкви и группы, руководствуются вероисповедными символами.
Исповедания служат выражением различных теологических точек зрения. Даже в великую постреформационную эпоху составления исповеданий их можно было разделить на два типа те, что подчеркивали драму искупления, и те, что подчеркивали вероучительную истину. Исповедания первого типа в большей мере сосредоточены на Боге, Его любви к грешникам; по крайней мере, эти темы обсуждаются в самом их начале. К таким исповеданиям можно отнести Аугсбургское исповедание, лютеровский Малый катехизис, "Шестьдесят семь статей" и "Десять бернских тезисов" Цвингли, Гейдельбергский катехизис, Шотландское исповедание (1560) и "Тридцать девять статей". Исповедания другого типа сначала раскрывают богооткровенные истины Св. Писания и только потом переходят к теме божественного промысла. Среди них можно отметить Первое Гельветическое исповедание(1536), Второе Гельветическое исповедание, Французское исповедание Кальвина (1559), Бельгийское исповедание (1561), Ирландские статьи Дж. Ашера (1615) и Вестминстерское исповедание. Многие исповедания, принадлежащие к разным типам, полностью совместимы (напр., реформаторы в Голландии руководствовались и Гейдельбергским катехизисом, и Бельгийским исповеданием). Обладая различной направленностью, эти документы свидетельствуют о том, как из теологического видения формируются конфессиональные приоритеты. Позже гораздо более широкий спектр теологических концепций нашел воплощение в значительно менее гармоничном наборе протестантских исповеданий.
Степень авторитетности вероисповеданий. Вероисповедания служили протестантам чем-то вроде мостиков, соединяющих библейское откровение с той или иной культурой. Они возникали в ответ на необходимость раскрыть смысл христианского учения применительно к конкретному обстоятельству или месту. Многие исповедания в нужный час обрели место под солнцем, а потом незаметно исчезли. Другие сохранились благодаря своей практичности и сбалансированности. Некрые из них обрели очень важное значение как критерий принадлежности к религиозной общине, почти невозможно оставаться членом такой общины, подвергая сомнению ее исповедание. Но даже в этих случаях протестанты настаивают, как однажды сформулировал крупнейший знаток вероисповеданий Ф. Шафф, что " авторитет символов веры, как и всех прочих дел рук человеческих, относителен и ограничен. Символ веры не сопутствует Библии, а подчинен ей как единственному безошибочному правилу христианской веры и практики". Многие протестантские конфессии прямо подчеркивают это, включая в свои вероисповедания положение о том, что даже лучшие из человеческих документов подвержены ошибкам.
Признание такой возможности, сочетаясь с протестантской преданностью Св. Писанию, побудило многие независимые группы вообще отказаться от вероисповеданий. Эти группы в нач. XIX в. объединял популярный девиз "Нет исповеданий к-ром е Библии!". Тем не менее все протестанты руководствуются либо формальными, письменно зафиксированными исповеданиями, либо неформальными, неписаными нормами, выполняющими ту же функцию. Целый комплекс официально незаявленных правил нередко до мельчайших деталей регламентирует веру и практику членов общины, определяя их мысли и поступки.
Протестанты, отстаивающие официальные исповедания, приводят два аргумента в их защиту. Первый аргумент носит чисто практический характер: официальный вероисповедный документ обусловливает четкость религиозной позиции и открытость к теологическим дискуссиям; неписаные же нормы легко извратить, ими могут манипулировать ради политических целей, а также употреблять их случайно, избирательно. Второй аргумент связан со Св. Писанием. Все, кто признает ценность официальных исповеданий, ссылаются на н. з. стихи, содержащие формальные вероучительные определения и адресованные христианам (напр., "проповедь", 1 Кор 1:21; "истина", 2Фес 2:13; "Евангелие", 1 Кор 15:18; "елово", Гал 6:6; "учение Христово", 2 Ин 910; "истинное слово", Тит 1:9; "образ учения", Рим 6:17; "предания", ???? 11:2; 2 Фес 3:6 и даже то, что мы "исповедуем" [в синод, пер.: то, что "беспрекословно"], 1 Тим 3:16). Сторонники официального протестантского конфессионализма (конфессионалисты) считают, что наличие этих библейских прецедентов оправдывает составление "исповеданий".
Разумеется, протестанты не отводят своим исповеданиям тот статус, крый придается вероучительным догматам в Католической церкви. Протестантские конфессионалисты признают действие Св. Духа и в историческом раскрытии христианского учения, и в составлении исповеданий, но считают, что это действие разъясняет или дополняет абсолютные нормы Св. Писания. Церкви не обладают самостоятельной способностью составлять исповедания, целиком завися от авторитетных норм Св. Писания; к-ром е того, разумеется, они могут совершать ошибки. Католики тоже опираются на Св. Писание, но верят, что Св. Дух вдохновляетmagisterium Церкви и потому всякое церковное определение согласуется с Библией. Протестантские исповедания отличаются от католических догматов тем, что способны себя корректировать, понимая, что даже лучшие из исповеданий не должны посягать на авторитет Св. Писания.
Протестанты не считают исповедания абсолютно авторитетными в вопросах веры и практики, но часто рассматривают их как полезное введение в христианское вероучение, как сумму важных выводов из Св. Писания и как дополнительное руководство в христианской жизни.
М.А. N0LL(nep. Ю.Т.) Библиография: P. Schaff,The Creeds of Christendom, 3 vols.; J. H. Leith,Creeds of the Churches; C. Plantinga,Jr., A Place to Stand: A Reformed Study of Creeds and Confessions; T.G. Tappert, ed.,The Book of Concord; A.C. Cochrane, ed.,Reformed Confessions of the Sixteenth Century.
См. также: Аугсбургское исповедание; Вестминстерское исповедание; Тридцать девять статей; НьюХемпширское исповедание; Малый катехизис Лютера; Согласия, книга; Гельветические исповедания ; Шотландское исповедание; Гейдельбергский катехизис; Ирландские статьи; Шмалькальденские статьи; Исповедание1967 г.