христ. таинство, к-рое, по религ. представлениям, состоит в том, что верующий, «открыв грехи священнику, получает от него прощение невидимо от самого господа». Происходя из др. очистит, обрядов, И. в христианстве превратилась в эффективное средство духовного влияния на людей. Она открывает перед верующими возможность «освободиться» от любых грехов, а следовательно, сохранить перспективу попасть в царство божье после смерти. Это особенно устраивало эксплуатат. классы, к-рые благодаря И. могли без труда замолить самые черные преступления. И. использовало в своих целях эксплуатат. гос-во. Так, в России, в царствование Петра I, был принят указ, обязывавший священников доносить о ставших им известными на И. «преднамеренных злодействах» против «службы государевой и церкви». Немало людей оказалось жертвами церк. доносов. И. существует как таинство в католич. и правосл. церквах. Причем в рус. православии наряду с тайной практикуется общая И., когда одновременно каются в своих прегрешениях все верующие, присутствующие в храме. В протест, церквах, отвергших традиц. христ. представление о таинствах, была осуждена и И. Тем не менее протест. богословы и проповедники считают личное покаяние важным средством освобождения от греха в процессе духовного самосовершенствования личности. Правда, оно не носит характера признания перед кем-то своих прегрешений, а является своеобразным «самоотчетом» перед богом. Но в какой бы форме ни выступала И., она служит укреплению религиозности людей.
ИСПОВЕДЬ, ПОКАЯНИЕ
ИСПОВЕДЬ, ПОКАЯНИЕ
Источник: Атеистический словарь
Исповедь покаяние
одно из семи христ. таинств. Совершается в католич. и православ. церквах. Оно состоит в том, что верующий исповедуется, или кается (т. е. признается) в своих грехах священнику, после чего тот отпускает (прощает) ему их от имени бога. Церковь учит, что через священника сам Христос изливает на христианина благодать прощения и поэтому после И. даже самый преступный человек становится чистым от грехов, как младенец после крещения. Учение об отпущении грехов дает верующим извращенное представление о моральной ответственности: за преступления, совершенные против людей, человек отвечает перед богом. С т. зр. этого учения для спасения души (составляющего цель жизни христианина) покаяние гораздо важнее, нежели нравственная чистота. В евангелии от имени Христа прямо утверждается, что «на небесах более радости будет об одном грешнике кающемся, нежели о девяноста девяти праведниках, не имеющих нужды в покаянии» (Лк., 15: 7). Учение о покаянии занимает одно из центральных мест в нравственной проповеди христ. церкви. Убеждая верующих в том, что без покаяния невозможно спастись даже при самом высоконравственном образе жизни, церковь дает им тем самым ложную жизненную ориентацию, ставя религиозность несравненно выше нравственности, подменяя последнюю первой. И. в руках церкви служит, т. о., средством, к-рое помогает ей укреплять религиозность, удерживать верующих под своим влиянием. В классовом обществе, где церковь состоит на службе у эксплуататорского гос-ва, И. используется для контроля за благонадежностью граждан, для борьбы с рев. движением и свободомыслием. Хотя священники не имеют права разглашать того, что им сообщают на И., но из этого правила всегда делались исключения, если дело касалось интересов церкви и господствующих классов. Так, в России со времен Петра I действовал указ, по к-рому священники были обязаны доносить о выявленных ими на И. «злых умыслах против государя и церкви». В наст. вр. в церквах практикуется гл. о. коллективная И.