ИСПОЛНИТЕЛЬСКИЕ ИСКУССТВА

Найдено 1 определение
ИСПОЛНИТЕЛЬСКИЕ ИСКУССТВА
особая сфера худож.-творческой деятельности, в к-рой материализуются произв. «первичного» творчества, записанные определенной системой знаков и предназначенные для перевода в тот или иной конкретный материал. К И. и. относится творчество: актеров и режиссеров, воплощающее на сцене, эстраде, цирковой арене, радио, кино, телевидении произв. писателей, драматургов; чтецов, переводящее в живую речь литературные тексты; музыкантов — певцов, инструменталистов, дирижеров, озвучивающих соч. композиторов; танцоров, воплощающих замыслы хореографов, композиторов, либреттистов- Следовательно, И. и. выделяется как относительно самостоятельная форма худож.-творческой деятельности не во всех видах искусства — его нет в изобразительном искусстве, в архитектуре, прикладных иск-вах (если здесь оказывается необходимым перевод замысла в материал, его осуществляют рабочие или машины, но не художники особого типа); литературное творчество также создает законченные произв., к-рые, допуская их исполнение чтецами, предназначены все же для непосредственного восприятия читателя. И. и. возникли в процессе развития худож. культуры, в результате распада фольклорного творчества (Фольклор), для к-рого характерна нерасчлененность созидания и исполнения, а также благодаря появлению способов письменной фиксации словесных и музыкальных соч. Однако и в развитой культуре сохраняются формы целостного творчества, когда сочинитель и исполнитель объединяются в одном лице (творчество типа Ч, Чаплина, И. Андроникова, Б. Окуджавы, В. Высоцкого и т. п.). И. и. по своей природе являются худож.-творческой деятельностью, т. к, основаны не на механическом переводе исполняемого произв. в иную материаль
ную форму, а на его перевоплощении, включающем такие творческие моменты, как вживание в духовное содержание исполняемого произв.; его интерпретация в соответствии с собственным мировоззрением и эстетическими позициями исполнителя; выражение им своего отношения и к отраженной в произв. реальности, и к тому, как она в нем отражена; выбор худож. средств Для адекватного воплощения собственной трактовки исполняемого произв. и обеспечения духовного общения со зрителями или слушателями. Поэтому произв. поэта, драматурга, сценариста, композитора, хореографа получает разные исполнительские трактовки, каждая из к-рых объединяет самовыражение как автора, так и исполнителя. Более того, каждое исполнение актером одной и той же роли или пианистом одной и той же сонаты становится уникальным, ибо устойчивое, выработанное в репетиционном процессе содержание прелом-лйется через варьирующееся, сиюминутное и импровизационно рождающееся (Импровизация) в самом акте исполнения и потому неповторимое. Творческий характер И. и. приводит к тому, что между исполнением и исполняемым произв. возможны различные отношения — от соответствия до резкого противоречия между ними; поэтому оценка произв. И. и- предполагает определение не только уровня мастерства исполнителя, но и меры близости создаваемого им произв. оригиналу.

Источник: Эстетика: Словарь

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
482.70 кб

Могут ли исполнительские искусства быть прибыльными?

Рубинштейн Александр Яковлевич
Настоящее исследование посвящено одному из традиционных видов опекаемых благ -художественным продуктам, создаваемым в сфере культуры и искусства.
Читать PDF
530.53 кб

О характерных чертах комузного исполнительского искусства

Касей Муратбек
В данной статье предпринята попытка выявить некоторые характерные черты традиционного кыргызского народного комузного исполнительства, занимающего важное место в национальной инструментальной культуре и представляющего собой яркое
Читать PDF
193.61 кб

Вокально-исполнительское искусство Генриетты Ниссен-Саломан

Пономаренко Елена Юрьевна
Редставлена общая характеристика исполнительской деятельности и анализ репертуара Генриетты Ниссен-Саломан (1819–1879) – известнейшей шведской певицы, гастролировавшей по всей Европе и в России в 40–50-х годах XIX века.
Читать PDF
382.70 кб

Исполнительское искусство Мануэля дель Популо Висенте Гарсиа

Решетникова Светлана Владимировна
В данной статье повествуется о многогранной деятельности Мануэля дель Популо Висенте Гарсиа, основателя знаменитой школы Гарсиа, вокального педагога, композитора, выдающегося тенора, любимца Джоаккино Россини.
Читать PDF
10.85 мб

ФОРТЕПИАННЫЕ КОНКУРСЫ И СОВРЕМЕННОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСКОЕ ИСКУССТВО

Бажанов Николай Сергеевич
Четыре источника: конкурсы, фестивали, концерты, интернет-трансляции и аудио-, видеозаписи наиболее полно представляют особенности исполнения музыкальных произведений в современной интерпретации.
Читать PDF
17.96 мб

Специфика народно-певческого исполнительского искусства мордвы

Колесникова С.В.
Читать PDF
451.06 кб

Фортепианное исполнительское искусство в аспекте театральности

Мороз Татьяна Ивановна, Ивачева Дарина Андреевна
В статье рассматривается феномен театральности, активно взаимодействующей с различными художественными формами, к которым относится и инструментальное исполнительство.
Читать PDF
210.71 кб

Новые аспекты в исследовании исполнительского искусства А. Скрябина

Усенко Наталья Михайловна
Читать PDF
226.73 кб

Некоторые аспекты взаимосвязи музыки и речи в исполнительском искусстве

Лысенко Анна Владимировна
В статье освещаются проблемы связи музыки и речи с точки зрения исследования психологов, музыковедов, композиторов, педагогов-музыкантов: показана родственность происхождения и исторические традиции функционирования; рассматривают
Читать PDF
1.58 мб

Традиция как методологическое основание исследования исполнительского искусства

Пристай София Дмитриевна
Статья посвящена изучению профессионального исполнительского искусства Южного Урала с точки зрения формирования и функционирования традиции. Опираясь на общефилософский подход М. Розова и И.
Читать PDF
238.42 кб

Музыкальное образование в контексте метаморфоз парадигмы исполнительского искусства

Варламов Дмитрий Иванович
Статья посвящена рассмотрению актуальных проблем музыкального образования, связанных с глубинными процессами эволюции музыкального искусства.
Читать PDF
245.10 кб

К вопросу о терминологических проблемах истории и теории исполнительского искусства

Бородин Борис Борисович
Наука о музыкальном исполнительстве относительно молода, и её терминологический аппарат находится в стадии становления.
Читать PDF
285.03 кб

Современное фортепианное исполнительское искусство: направления и тенденции развития

Бажанов Николай Сергеевич
В статье анализируются особенности развития фортепианного исполнительского искусства в XXI веке. Основным материалом для анализа послужили видеои аудиозаписи исполнений современных пианистов, включая представленные в Интернете.
Читать PDF
6.65 мб

КУРС "ИСТОРИЯ ФОРТЕПИАННОГО ИСПОЛНИТЕЛЬСКОГО ИСКУССТВА" В НОВОСИБИРСКОЙ КОНСЕРВАТОРИИ

Бажанов Николай Сергеевич
Статья посвящена истории чтения курса «Фортепианное исполнительство» в Новосибирской консерватории за 60 лет. Три этапа истории этого курса связаны с именами лекторов: Е. М. Зингера, Н. И. Мельниковой, Н. С. Бажанова.
Читать PDF
1.74 мб

Мария антонова и исполнительское искусство народной песни (к 90-летию со дня рождения)

Бояркина Людмила Борисовна