ИСПАНСКАЯ ФИЛОСОФИЯ

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское]

ИСПАНСКАЯ ФИЛОСОФИЯ
(spanische Philosophie). — Испанская философия за время своего двухтысячелетнего существования претерпела разнообразные изменения. Стоик Сенека является первым представителем испанской философии. К концу периода античности ее представляет отец церкви Исидор из Севильи (560—636). Затем наступает 500-летнее господство в Испании исламской философии и еврейской философии. Только во времена зрелой и поздней схоластики испанская философия возрождается вновь. В числе других ее представляют Доминик Гундисальви (XII в.) и Раймунд Луллий ( 123 5—1315); наиболее значительным периодом в истории испанской философии был XVI в., когда католическая философия организовала Контрреформацию в Испании и вне ее, особенно с помощью ордена иезуитов, и прежде всего Лойолы (1491—1556) и Суареса (1548—1617). Благодаря Шопенгауэру стал известен иезуит Грасиан (1601—1658). Только в XIX в. происходит заметное обновление в развитии философии в результате проникновения немецкого способа мышления, особенно благодаря «краузианству», в первую очередь испанскому стороннику философии Краузе (1781—1832) Санс дель Рио (1814—1869), против которого выступили, однако, такие ортодоксальные католические мыслители, как Бальмес (1810— 1848) и Донозо-Кортес (1809—1853). И только в новейшее время включается Испания со своими собственными идеями в философию остальной Европы, особенно благодаря Унамуно и Хосе Ортеге-и-Гасету: на традиции испанской философии, идущие еще от Сенеки, обращал внимание уже Менендес-и-Пелайо (1856—1912).
J. Marias. Philosophes espagnoles de notre temps. Paris, 1954; I. Höllhuber. Gesch. der Philos, im spanischen Kulturbereich, 1967; A. Guy. Histoire de la philosophie espagnole. Toulouse, 1983.

Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961

ИСПАНСКАЯ ФИЛОСОФИЯ
Историю философии в Испании можно разделить на следующие периоды: 1) рабовладельч. общества (1–5 вв.); 2) феодализма (6–15 вв.); 3) зарождения капитализма (конец 15–18 вв.); 4) капитализма, включая период империализма (19–20 вв.). Развитие философии на территории Испании начинается еще в период рабовладельчества, во времена рим. господства. Она была тесно связана с римской философией. Испания была одной из наиболее развитых провинций Рим. империи. Целый ряд видных политич. деятелей Рима, в т.ч. и нек-рые императоры, происходили из Испании. Исп. провинция Рима имела богатую для своего времени культуру. Видным оратором, философом этого периода был Марк Фабий Квинтилиан (42 или 45 – ок. 120). Идеалистич. философия в Древней Испании представлена именами сторонника пифагорейской философии Модерата из Кадиса (1 в.) и Луция Аннея Сенеки – главы рим. стоицизма, выходца из Кордовы. В 1 в. в Испании распространились религ.-мистические настроения. В 3 в. появляется христ. лит-ра. Уже в это время начинается процесс слияния философии и христианства, как это происходило, напр., в творчестве Марка Аврелия Пруденция (р. 348 или 350 – г. смерти неизв.). Усиление противоречий рабовладельч. общества и распад рабовладения, а также распространение христианства привели к усилению идеологич. борьбы. Испания становится центром теологич. дискуссий, острота к-рых обусловливалась тем, что в то время как господствующие классы приняли христианство, рабы и колоны придерживались язычества. Социальные противоречия принимали религ. окраску и проявлялись в борьбе различных направлений язычества, гностицизма, христианства, в т.ч. различных ересей, направленных против ортодокс. христ. трактовки сотворения мира, происхождения зла, веры в воскрешение и т.д. Наиболее влиятельными из ересей было прискилианство (по имени ее основателя Прискиллиана, 5 в.) и арианство (центром к-рого в Испании в 5 в. был г. Толедо); получили развитие еретич. стороны учения раннехрист. богослова Оригена; выдвигалось учение о том, что все, в т.ч. ангелы и дьяволы, создано из одной субстанции, отрицалась правомерность вечного наказания и утверждалось, что мир вечен и что откровение должно согласоваться с разумом. Революц. борьба рабов и вторжение варваров привели в 6–7 вв. к окончат. разложению рабовладения, к победе феод. строя, к возникновению на территории Испании ряда феод. гос-в (вестготское, свевское, вандальское королевства). Уже в п е р и о д становления ф е о д а л и з м а религия и теология становятся господств. формами идеологии. Церк. соборы стали фактически верховными органами гражд. власти. Церковь и ее идеология защищали феод. порядки. Собор в Севилье (590) объявил систему колоната богоугодной и запретил духовенству освобождать колонов. Закрепощение крестьянства и преследование еретиков усиливало недовольство масс. Идеологич. борьба осложнялась тем, что к этому времени различные группы местного населения исповедовали различные религии. В 587 или 589 на основании решения 3-го Толедского собора вестготы приняли христианство. В этих условиях наука и философия поглощались теологией и были заперты в церк. и монастырских школах. Первая такая школа была создана в Валенсии в конце 5 в. В числе деятелей теологии этого времени был епископ Пауло Оросио (5 в.), по просьбе к-рого Августин написал свой трактат против прискилианцев и сторонников Оригена. Самой знаменитой была школа в Севилье (6 в.). Попытку использовать для обоснования христ. догматики забытое к тому времени учение Платона предприняли Лициниан и Северо. Одним из создателей основ христ. догматики, полностью поглощавшей философию, являлся Исидор Севильский (р. около 570 – ум. 636). В Испании 8–12 вв. развитие философии как одной из сторон культурного подъема страны происходило на фоне общего обострения классовых противоречий, и борьбы против араб. завоевателей. Это развитие протекало по неск. руслам: арабская философия, евр. философия (причем в той и другой происходила борьба передовых, материалистич. по своей тенденции, идей против религ.-идеалистич. исламской и иудаистской ортодоксии), собственно исп. философия, развитие к-рой осуществлялось в борьбе передовых ее направлений – ересей, зачатков естеств.-науч. мысли против христ. ортодоксии, с к-рой все более сливалась схоластика. Религ. реакцию в араб. философии представляли в 8–9 вв. Айя, в 11–12 вв. Газали, пытавшийся соединить догмы ислама с неоплатонизмом. Передовые араб. философы этого времени опирались на опытное знание, на науки о природе. Они пользовались переводами соч. антич. ученых, особенно Аристотеля. Араб. аристотелизм находился в оппозиции к исламской ортодоксии. В 12 в. испано-араб. (кордовские) аристотелики – Ибн Баджа (Авенпаце), Ибн Туфейль (Абубацер), Ибн Рошд (Аверроэс) развивают материалистич. стороны учения греч. философа и противопоставляют рационализм религ.-идеалистич. мистицизму испанской ортодоксии. Арабо-исп. аристотелики оказали большое влияние на развитие идей материализма и рационализма в Испании. Замечание Энгельса о том, что "...у романских народов стало все более и более укореняться перешедшее от арабов и питавшееся новооткрытой греческой философией жизнерадостное свободомыслие, подготовившее материализм XVIII века" ("Диалектика природы", 1955, с. 4), всецело относится и к исп. народу. В 10 в. Испания становится также центром евр. философии. В 948 центр раввинизма из Академии в Соре (в Вавилонии) был переведен сначала в Кордову, а затем в Севилью, Лусену и, наконец, в Толедо. В еврейской, как и в араб. философии, сформировалось два направления. Ортодокс. линию евр. религ. философии представлял Иегуда Галеви. Хотя он и подверг критике мусульм. и христ. религии, однако делал он это не в целях борьбы с религ.-мистич. философией, а во имя евр. религ. ортодоксии. В противоположность этому направлению, в 11–12 вв. евр. неоплатоники (Ибн Гебироль, Ибн Эзра и др.) стремились освободить философию от мистицизма, в частности от мистич. учения каббалы. В 12 в. среди передовых евр. философов (Ибн Дауд, Маймонид и др.) растет авторитет Аристотеля. Они отвергали не только мистицизм Газали и Галеви, но и неоплатонизм Ибн Гебироля и в противовес религ. фанатикам, хотя и не выходя за рамки религии, доказывали, что человеч. воля свободна, что философия не противоречит "священному писанию". По их мнению, можно верить лишь в то, что не противоречит разуму. Евр. философы, придерживавшиеся этих взглядов, подвергались ожесточ. травле. В борьбе против сторонников Маймонида евр. религ. фанатики прибегали к помощи инквизиции. В 13–14 вв. передовые традиции евр. аристотелизма продолжил астроном и философ Герсонид. Евр. философы и переводчики (в особенности из семьи Тиббонидов) познакомили Европу с араб. и антич. философией. Местное население на завоеванных арабами землях продолжало исповедовать католич. религию. Поэтому подготовка и ранний период развития схоластики (8–12 вв.) протекали в Испании в острой борьбе против идей Корана, а также Талмуда и различных еретич. учений. Представителями христ. схоластич. мысли Испании этого периода являются Эулохио (9 в.), Эсперайндео и аббат Самсон (ум. 890). В своих соч. они стремились защитить, систематизировать и обосновать спекулятивно-логич. путем положения религ. догматики. Философия играла вспомогат. роль по отношению к теологии. Однако в пределах схоластики намечалось течение, оспаривавшее ортодокс. толкование теологич. проблем. Деятели этого направления подчас выступали против нек-рых положений ортодокс. христианства: епископ Гостехесис из Малаги (8 в.), Михесио (8 в.), епископ г. Толедо Элипандо (8 в.), примкнувший к осужденному церковью учению фелицианизма. Передовая собственно И. ф. 12 в. связана с аверроизмом, стоявшим в оппозиции к ортодоксальному исламу и развивавшим материалистич. и атеистич. тенденции араб. философии. Одним из важнейших очагов аверроизма в Европе становится Толедо, где была создана знаменитая школа переводчиков, познакомившая ученый мир с соч. Ибн Рошда, Ибн Сины, Ибн Гебироля и др. мыслителей. Вместе с тем переводчики из Толедо способствовали систематизации схоластики с помощью извращенного учения Аристотеля. Во главе этой школы стояли Хуан Севильский и Доминго Гундисальво, к-рый считал, что существует только одна субстанция и что душа человека и ангелов состоит из материи и формы. Гундисальво утверждал вечность материи и отрицал, что мир был сотворен. По его мнению, материя и формы совечны богу, и хотя бог является первопричиной, но весь природный мир – производное материи и форм. Появляются и первые робкие попытки отд. мыслителей заняться естеств.-науч. вопросами или привлечь к ним внимание. Так, в 13 в. выступил врач и естествоиспытатель Арнальдо из Валенсии (1240–1313), требовавший изучения природы, ее законов и практич. проверки полученных данных. Усиливаются религ. скептицизм и индиферентизм. Однако в школьном образовании в 12–13 вв. господствовала схоластика. Борьба ортодокс. схоластов этого времени была направлена в первую очередь против аверроизма. Осн. центром схоластич. мысли становится ун-т г. Саламанка, созданный в 13 в. Представителем ортодокс. схоластики являлся последователь Августина Пруденций Галиндо (9 в.), выступивший против зарождавшегося номинализма с книгой "О предопределении свыше против Иоанна Скота" (Prudentius Galindo, De praedestinatione contra Johannem Scotum). Борьба с "инакомыслящими" требовала определенной систематизации и "рационализации" схоластики, тем более, что в Испании было сильно влияние передовой араб. и евр. философии, в различных слоях гор. населения возрастал интерес к науч. знаниям. Этой потребности отвечала деятельность схоластов – Раймунда Луллия (предвосхитившего применение комбинаторных методов в логике и в этом смысле являющегося предшественником математич. логики), Петра Испанского, Раймундо Марти (1230–86) и др. Создаются военно-рыцарские ордена: доминиканцев-проповедников для обращения "еретиков" и францисканцев, следивших за соблюдением догм христ. религии. К 14–15 вв. схоластика все более ограничивается рассмотрением узкого круга традиц. проблем. В результате ослабления феод. аристократии, уничтожения крепостного права, появления первых ростков капиталистич. отношений, усиления экономич. и политич. мощи городов, служивших опорой абс. монархии и единого исп. гос-ва, начинается упадок схоластики. В разрез с догматами религ. мировоззрения закладывалась естеств.-науч. основа идеологии, стоявшей в оппозиции к ортодокс. схоластике. Создаются новые ун-ты в Лериде (1300), Уэске (1334), Вальядолиде (1346), Валенсии (ок. 1440), Барселоне (ок. 1450). В 1473 в Сарагосе или в 1474 в Валенсии появилось книгопечатание. В 14–15 вв. исп. мыслители, как и деятели культуры нек-рых др. стран эпохи Возрождения, обращаются к активному изучению антич. культуры. Появляются многочисл. издания сборников высказываний древних мыслителей и переводы их произведений. Идеологич. борьба выходит за рамки теологич. споров и начинает охватывать лит-ру и иск-во, а также и естествознание. В 14 в. оппозиция к церкви и к ее идеологии проходила под знаком т. н. соборного движения и номинализма как учения, оппозиционного к ортодокс. схоластике. Наиболее видным номиналистом был епископ Альваро Перес, к-рый более известен под именем Альваро Пелахио. Постоянная вражда между доминиканцами и францисканцами еще больше расшатывала схоластику. В 15 в. критика церкви и схоластики усиливается, разложение феод. идеологии углубляется и начинает зарождаться новое гуманистич. мировоззрение. Эта тенденция коренилась, в частности, в успехах реконкисты, завершенной к концу этого века (1492). Гл. тяжесть борьбы с иноземными захватчиками несли гор. и крест. массы и вполне естественно, что они в ходе реконкисты выдвигали и антифеод. лозунги, как это имело место, напр., в крест. восстании в Каталонии под руководством Педро Хуана Сала (1484). На базе этих социальных движений проходила борьба против феод. идеологии, захватившая и нек-рых религ. идеологов. Таким противником религ. ортодоксии, вышедшим из числа ее служителей, был магистр ун-та Саламанки Педро, объявивший католич. обряды неразумными. Он усомнился в авторитете рим. пап и осудил продажу индульгенций. Антицерк. взгляды Педро были осуждены инквизицией. В 1445 был объявлен "антихристом" Фернандо из Кордовы (1425–86), подвергший резкой критике профессоров-схоластов Парижского ун-та. Сомнение в истинности католич. веры и церк. установлений высказал Ансельмо Турмеда. К числу еретич. учений было отнесено отрицание Алонсо Тостадо роли церкви и бога в спасении душ. Рамон Сабунде выступил в защиту единства чувств и рацион. познания, призывая следовать не столько книгам богословов, сколько "книге природы". В 15 в. выступил Антонио де Небриха – один из важнейших деятелей исп. гуманизма. Церковь пыталась укрепить свои позиции в области идеологии путем насилия, осн. орудием к-рого была инквизиция. Новый этап в развитии И. ф. связан с зарождением капитализма в Испании. Во 2-й пол. 15 в. появляется мануфактурное произ-во, начинается процесс создания единого нац. рынка, преодоления разобщенности отд. провинций страны. Колонизация новых земель способствовала на первых порах экономич. развитию Испании. В Испании успешно развивается математика, астрономия, медицина, география, ботаника, зоология и др. науки. К концу 16 в. в Испании насчитывалось 30 ун-тов. Важнейшим центром науч. знаний о природе становится Севилья, через к-рую проходили в основном все связи с колониями. В 1503 в этом городе была создана т. н. Торговая палата (Casa de Contratacion), к-рая стала крупнейшим центром опытных знаний. При ней были учреждены кафедры математики, космографии, астрономии, картографии, гидрографии и артиллерии. Ученые Севильи внесли большой вклад в пересмотр ср.-век. представлений о природе. В 16 в. распространилось книгопечатание по всем городам Испании, и она стала одним из крупнейших центров книгопечатания в мире. Зарождение капиталистич. отношений и развитие естествознания вызвали к жизни новую светскую идеологию, направленную против схоластики. Борьба со схоластикой была тесно связана с борьбой против церкви и проводилась на основе гуманизма, сенсуализма, материализма и атеизма. Идейные корни этого нового направления И. ф. восходят к номинализму, аверроизму и ересям предшеств. веков. Оно было тесно связано и с современными ему зап.-европ. вольнодумством и гуманизмом (Эразм Роттердамский и др.). Это направление И. ф. представляли Педро де Лерма, осужденный в 1537, Паскуаль Матео, Альфонсо Вальдес (ум. в 1532), автор "Диалога Лактанция и Архидиакона" (А. Valdes, Dialogo de Lanctancio y un Arcediano, 1527), в к-ром он осмеивал продажу индульгенций и утверждал, что в странах, где властвует церковь, не может быть порядка. В "Диалоге Меркурия и Карона" ("Dialogo de Mercurio у Caron") Вальдес подвергал острой критике королей и церковников. Его брату Хуану Вальдес (ум. 1541) принадлежит "Диалог о языке" (J. Valdes, Dialogo de la lengua, 1533, изд. 1737), "Христианский алфавит" ("Alfabeto cristiano", 1546) и др. соч., в к-рых он выступал как ярый противник светской власти пап и догм католич. церкви. Крупнейшим гуманистом и философом Испании 1-й пол. 16 в. был Вивес. Стремления к объективному познанию природы привели к созданию т. н. естественной философии. К этому направлению И. ф. принадлежали естествоиспытатели Сервет и Гомес Перейра. С новым истолкованием природы человека выступил в 1587 врач Сабуко. Врач Франсиско Вальес (1524–92), профессор ун-та Алькала, на основании принципов "естественной философии" отрицал творение мира "из ничего". Он считал, что 4 стихии – огонь, земля, вода и воздух существовали до появления света (luz) и что из них на основе борьбы противоположностей (vis repugnandi) возникли все вещи материального мира. В противовес схоластам, он утверждал, что чувства неотделимы от разума и что по этой причине животные также являются разумными существами. Помимо комментариев к физике Аристотеля (изданных в Алькала в 1562), его перу принадлежат "Медицинские и философские споры" (F. Valles Covarrubias, Controversiarum medicarum et philosophicarum..., 1556) и "О святой философии" ("De sacra philosophia", 1587). "Естественную философию" в Саламанке с 1542 начал преподавать Фернан Перес де Олива (1494–1531). В "Диалоге о достоинстве человека" (F. Perez de Oliva, Di?logo de la dignidad del nombre, 1546) он отстаивал идею неограниченности познават. возможностей человеч. разума. Попытку дать систематич. изложение "естественной философии" предпринял в книге "Основы естественной философии" (А. Fuentes, Summa de philosophiae naturalis..., 1545) Алонсо Фуэнтес (p. 1515 – г. смерти неизв.). В рамках этого же направления с критикой схоластики выступили Педро Хуан Нуньес (1552–1602) и Педро Симон Абриль. Развитие "естественной философии" привело исп. филос. мысль к материализму, одним из основоположников к-рого в Испании был Уарте. С борьбой против схоластики и апологии феод. произвола связана выработка новых по своему существу бурж. взглядов на человека и человеч. общество. Бартоломе де лас Касас и Бартоломе де Альборнос осуждали насильств. подчинение народов и захватнич. войны. В "Трактате о государстве" (A. del Castillo, Tratado de la rep?blica, 1521) против наследств. монархии выступил Алонсо дель Кастильо. Антонио де Гевара (р. 1480 или 1481 – ум. 1545) резко осуждал падение нравов людей. Он считал счастливым не то общество, к-рое обладает большими богатствами, а то, в к-ром живут мирные и добродетельные люди. Гевара возлагал все свои надежды на просвещ. монархию. Против тирании, в защиту "естественного права" высказывался и Мариана. Он считал справедливым восстание против короля, пренебрегающего интересами общества. Его книга "Девальвация денег" (J. Mariana de, De monetae mutatione, 1609), в к-рой утверждалось, что золото Америки погубило Испанию, была причиной осуждения ее автора инквизицией. С позиций скептицизма, направленного против силлогистики, схоластики, слепого подчинения авторитетам и за создание новой науки, опирающейся на действит. знание вещей и явлений природы, боролся Санчес, автор соч. "О том, что познания нет" (F. Sanchez de las Brozas, Quod nihil scitar, 1581). Противостоящая передовым направлениям исп. мысли ортодокс. схоластика переживала в 16 в. глубокий кризис. Слепо подчиняясь догматам церкви, она ограничивалась защитой религии и существующих порядков. Реакц. ортодокс. догматику защищал в борьбе с гуманизмом Диего Лопес де Суньига, автор "Заметок против Эразма" (J. L?pez de Stu?iga, Annotationes contra Erasmum..., 1520). Позиции схоластики придерживался Хуан Хинес де Сепульведа. Вместе с падением экономич. мощи и политич. влияния городов, начавшемся во 2-й пол. 16 в., в стране усиливается идеологич. реакция и укрепляются позиции феодалов. В 1534 для борьбы против Реформации Игнатий Лойола создал орден иезуитов, к-рый был утвержден папой Павлом III в 1540. Три года спустя было издано распоряжение, запрещающее печатать, продавать или хранить какие-либо книги, не одобренные инквизицией. В 1558 Павел IV издал буллу, к-рая предписывала инквизиц. трибуналам привлекать к суду всех лиц, подозреваемых в ереси. В 1559 был обнародован первый индекс запрещенных книг. Благодаря инквизиции церковь "...превратилась в самое несокрушимое орудие абсолютизма" (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 10, с. 431). Однако, несмотря на гос. и клерик. поддержку, схоластика не могла устоять под ударами нового гуманистич. мировоззрения. Поэтому представители офиц. идеологии и, прежде всего, доминиканцы и иезуиты, предприняли попытку ее "обновления" с учетом требований новой эпохи. Профессор Саламанкского ун-та доминиканец Франсиско де Витория (1483–1546) сделал попытку освободить схоластику от дискредитировавшего ее формализма. Для Витории характерно, вместе с тем, оправдание применения насилия по отношению к народам колоний в интересах проповеди католич. веры. Дело Витории продолжил его ученик, доминиканец Доминго де Сото (1492–1560). В соч. "О диалектике Аристотеля" (Domingo de Soto, In dialecticam Aristotelis, 1548) Сото защищал индуктивный метод. Др. ученик Витории, проф. теологии ун-тов Алькалы и Саламанки, доминиканец Мельчор Кано (1509–60) считал, что в теодицее и в теории души Платон более соответствует религ. вероучению, чем Аристотель. В остальных вопросах он следовал схоластизированному Аристотелю. Особенно активную деятельность по согласованию ортодокс. догматики с новыми веяниями развили иезуиты. Они были более свободны и независимы, чем доминиканцы, и более охотно обращались к учению Платона, хотя в целом и оставались верными последователями томистской обработки Аристотеля. "Обновление" схоластики иезуитами связано прежде всего с именем Суареса, начинания к-рого продолжили Габриель Васкес (1550–1604), Луис де Молина (1636– 1700) и др. иезуиты. Роль францисканцев в "обновлении" схоластики была менее значительной. Они были расколоты на сторонников Бонавентуры и Луллия. Францисканцы стремились, с одной стороны, соединить томистскую схоластику с неоплатонизмом, следуя здесь за Бонавентурой. С др. стороны, следуя Луллию, они пытались рационализировать схоластику. Философия Иоанна Дунса Скота казалась францисканцам слишком опасной. Лишь Антонио Андрес продолжил это направление в схоластике. Промежуточное место в И. ф. этого периода занимал мистицизм неоплатонич. направления. Он не солидаризировался полностью с офиц. догматиками, но исходил не из данных наук о природе, а из идеалистич. учения Платона, оставаясь в пределах религии. Наиболее последоват. сторонником мистич. платонизма был Леон Еврей. К платонизму тяготел и Себастьян Фокс Морсильо (1526–60), стремившийся преодолеть противопоставление Аристотеля и Платона и согласовать их теории о формах и идеях. Среди мистиков проповедовались мысли о способности человека обойтись без церк. обрядов, книг и авторитетов, а поэтому они нередко подвергались преследованиям инквизиции. Наиболее деятельными проповедниками мистицизма были монахи из ордена кармелитов (Тереса и Хуан де Йепес-и-Альварес, 1542–91). Аскетизм был представлен Луисом де Гранада (1504–88), а также Хуаном Эусебио Ниерембергом (1590–1658) и Мигелем де Маньяра (1626–79). В 17 в. Испания обнаружила, по словам К. Маркса, "...все симптомы позорного и продолжительного разложения, напоминающие худшие времена Турецкой империи..." (там же с. 431). Это разложение приводило к дальнейшему углублению реакции, к окостенению офиц. идеологии, в частности, философии. Однако, несмотря на всю свою воинственность, реакция не была способна пресечь развитие наук о природе, а следовательно, и передовой философии. В 1697 Сапата создал в Севилье "Королевское общество медицины и наук". В том же году в Валенсии Томас Висенте Тоска основал частную Академию математики, к-рая, впрочем, в 1705 была закрыта. Разносторонняя деятельность гуманистов и естествоиспытателей Испании 17 в. в борьбе против схоластики и в области точных наук требовала более прочной основы, к-рую Кеведо-и-Вильегас, Фернандо Кардосо (1615–80), Хуан Карамуэль де Лоблоковиц (1608–82) и др. находили в философии Эпикура. Демократич. социально-политич. идеи развивали Диего Сааведра Фахардо (1584–1648) и Франсиско Мартинес де ла Мата (р. в конце 16 в.). Последний называл себя "слугой страждущих бедняков" и предлагал решить стоявшие перед Испанией экономич. проблемы с помощью аграрной реформы. На передовых мыслителей Испании 2-й пол. 17 в. благотворное влияние оказали идеи Декарта и Гассенди. В распространении идей гуманизма в 1-й пол. 17 в. большую роль сыграло творчество Мигеля де Сервантеса (1547–1616) и Лопе де Вега (1562–1635). Дух религ. нетерпимости и инквизиц. террора определил характер офиц. католич. философии в Испании этого времени. Ее крупнейшие представители (Хуан де Санто Томас, 1589–1644; Родриго де Арриага, 1592–1664) ограничивались бесплодным повторением учения Фомы Аквинского. Мистич. идеи развивал Мигель де Молинос. С позиции концептуализма выступил Бальтасар Грасиан-и-Моралес. Центрами независимой науч. мысли в Испании 18 в. были Севилья и Валенсия с ее ун-том. В Севилье издавался "Revista mensual de Filosofia, Literature y Ciencias de Sevilla". Новой философии покровительствовала Королевская академия языка, созданная в 1714. В основанной в 1734 Академии медицины, а четыре года спустя – в Академии истории пробивали себе дорогу новые веяния в науке и философии. Был открыт Реальный ин-т (Instituto de estudios reales) по изучению точных наук и учрежден ряд спец. школ по изучению естеств. наук, математики, медицины, инженерного дела. В конце 18 в. в Испании был основан педагогич. ин-т, в к-ром большим влиянием пользовались идеи педагогов-просветителей, в т.ч. и Песталоцци. Создаются музеи естеств. наук, ботанич. сады и обсерватория св. Фернандо. В 1711 была основана Королевская биб-ка (Real Libreria), из к-рой впоследствии выросла совр. Нац. биб-ка Испании. Были созданы т. н. Экономические об-ва, к-рые занимались не только изучением состояния экономики страны и возможных реформ, но и большой просветит. деятельностью. Борьба против церк. идеологии и произвола абсолютизма сопровождалась попытками выработать конкретные планы обществ. реформ и преобразования нар. просвещения. Передовые мыслители Испании 18 в. обращали особое внимание на реформы с. х-ва. Широкое хождение получают идеи физиократов – "первой систематической концепции капиталистического производства" ("Капитал", т. 2, 1955, с. 359). Исп. просветители 18 в. отвергли схоластич. метафизику как безжизненный плод теологич. предрассудков и идеологически подготовили первую исп. бурж. революцию 1808–14. Сохраняя свою нац. самобытность, передовая И. ф. того времени развивалась в связи с учениями Декарта, Гассенди, Локка, Вольтера, Руссо, энциклопедистов и Кондильяка. Подчас имена этих философов упоминались исп. авторами для того, чтобы отвлечь от себя внимание цензуры. Крупнейшими представителями Просвещения 18 в. были Фейхоо и Ховельянос. Дом Олавиде был центром собраний исп. энциклопедистов. Видным представителем Просвещения также был проф. права Валенсийского ун-та, библиотекарь двора Грегорио Маянс-и-Сискар. Свидетель франц. революции, Андрес де Санта Крус выступил с утверждением о том, что католицизм изжил себя и что религия должна быть заменена "естественным законом". Философами-сенсуалистами, последователями Кондильяка были Антонио Эксимено-и-Пухадес (1729–1808) и Хуан Андрес (1740–1817). В своей книге "Maignanus redivivus, sive de vera quidditate accidentium in Eucbaristia manentium" (1720) Хуан де Haxepa отстаивал атомизм и подвергал резкой критике соч. схоластов, хотя позже в "Философских разочарованиях" (J. de N?jera, Desenga?os filos?ficos, 1737) он отрекся от атомистич. философии и перешел на позиции схоластики. Атомистич. философии Гассенди следовал и Алехандро Авенданьо, к-рый в 1716 издал в Мадриде "Философские диалоги в защиту атомизма в ответ на аристотелевские возражения Франсиско Паланко" (Alejandro de Avenda?o Di?logos filos?ficos en defensa del atomismo y respuesta a las impugnaciones aristot?licas del R. P. M. Fr. Francisco Palanco, с предисл. Сенаты). В 1735 Хуан Баутиста Берни, проф. философии Валенсийского ун-та, издал "Рациональную, естественную, метафизическую и нравственную философию" (Juan Bautista Berni, Filosofia racional, natural, metaf?sica у moral), в к-рой защищал принципы атомизма Гассенди и сенсуализма. Берни обосновывал правомерность отделения философии от теологии. Развитие наук о природе выдвинуло целую плеяду философов-естествоиспытателей, боровшихся против схоластики: Томас Висенте Тоска, Диего Матео Сапата, Мартин Мартинес, Андрес Пикер-и-Арруфат и др. Начиная со 2-й пол.18 в. инквизиция почувствовала, что она не в состоянии подавить антисхоластич. идеологию одним насилием. Церковь противопоставляла ей полемич. писания дипломированных лакеев поповщины: доминиканцев-томистов, францисканцев-скотистов и иезуитов-суаристов. Схоластика полностью исчерпала себя и не могла выдвинуть против "инакомыслящих" ни одной новой идеи, ограничиваясь повторением писаний теологов 16–17 вв. Она стремилась опорочить прежде всего сенсуалистич. и рационалистич. теории познания идеологов антисхоластич. направления, ссылаясь на "бессилие" познават. способностей человека и, в первую очередь разума, и утверждала, что истина не существует вне бога. С этих позиций и выступали Ф. Альварадо (1756–1814), Фернандо де Себальос (1732–1802), Хуан Мартин Лессака (1681–1748), Франсиско Паланко (1657–1720) и др. В 19 в. к а п и т а л и з м пробил себе дорогу в Испании, хотя она и оставалась по сравнению с передовыми в экономич. отношении странами Зап. Европы отсталой аграрной страной. Развитие капиталистич. отношений пошло в Испании по т.н. прусскому пути. Быстро развивались наука, иск-во, культура. В 1837 открыл свои двери ун-т Мадрида, а в 1876 – "Свободный институт образования" ("Instituci?n libre de ense?anza"), к-рый стал важнейшим центром передовой обществ.-политич. и филос. мысли Испании. Он издавал "Boletin de la Instituci?n libre de ense?anza". Появились периодич. издания "Pensamiento moderno" и "Revista contempor?nea", в к-ром отражались новые течения филос. мысли. Была основана "Философская библиотека" ("Biblioteca filosofica"), Федерико де Кастро и Мануэль Салес начали издавать "Научно-литературную библиотеку" ("Biblioteca cientifico-literaria"). Несмотря на общий культурный подъем, положение ун-тов, все еще находившихся в руках церкви, было по-прежнему незавидным. "Разрабатывалась" и офиц. теология: в соответствии с энцикликой "Aeterni Patris" Льва XIII в Мадриде и Севилье были созданы спец. академии по изучению доктрины Фомы Аквинского. В 19 в. обострение классовых противоречий достигло невиданного до тех пор уровня и породило пять бурж. революций. Подавление реакцией свободы нац. меньшинств Испании сопровождалось борьбой с нац.-освободит. движением в колониях. Во 2-й пол. века на арене политич. борьбы как самостоят. политич. сила появился рабочий класс. Возникли политич. орг-ции и партии различных классов и социальных слоев исп. общества. С середины и во 2-й пол. 19 в. все большую популярность приобретают утопич. и мелкобурж. социалистич. учения (прудонизм, бланкизм и т.п.). Во 2-й половине века в Испанию проникает и марксизм. С начала века передовую филос. и общественно-политич. мысль в Испании представляли бурж.-либеральные идеологи, эволюционировавшие с середины века в сторону реакции – идеализма, иррационализма, оправдания существующего политич. порядка, отказа от идей просвещения, прогресса и т.д. Развитие идей бурж. просвещения и материализма в 1-й пол. 19 в. продолжило традиции, сложившиеся в предшествующие века, и было тесно связано с пропагандой естеств.-науч. представлений. Это направление И. ф. было представлено рядом значит. деятелей. К их числу относятся Хосе Мария Бласо-и-Креспо (1775–1841), участник борьбы за независимость Испании, проф. Оксфордского ун-та, отказавшийся от идей католицизма, Хуан Антонио Льоренте (1756–1823), еще в 1784 воспринявший идеологию энциклопедистов и питавший надежду на возрождение Испании с помощью Франции; Рамон де Салас (конец 18 – начало 19 вв.), проф. Саламанкского ун-та, депутат кортесов 1820, на к-рого в 1796 был составлен донос в инквизицию, в результате чего он был сослан. Салас выступал против феод.-монархич. произвола и ратовал за установление конституц. режима. Передовым публицистом-просветителем, активным борцом против абсолютизма, занимавшим левые позиции в либеральном движении, был Альберто Листа-и-Арагон (1775–1848). В 1840 он был назначен деканом фак-та философии и лит-ры ун-та Севильи. К этому же направлению принадлежал и Мигель Мартель (1-я пол. 19 в.), депутат кортесов 1820 и проф. философии морали ун-та Саламанки. В "Основах философии морали" ("Е1еmentos de filosof?a moral", 1820) он высказал свое отрицат. отношение к схоластике и свою симпатию к идеям сенсуализма. С программой "общественного возрождения" Испании путем проведения аграрной реформы, к-рая бы положила конец "мертвым рукам", т.е. латифундистам, выступили видный социолог и историк Франсиско Мартинес Марина (1754–1833) и Альваро Флорес Эстрада (1766–1853), один из крупнейших социологов и экономистов 1-й пол. 19 в., борец против абсолютизма и за предоставление свободы народам исп. колоний. Просветителями, врагами абс. монархии и обскурантизма были Ларра и Марчена, являвшийся убежденным материалистом. К числу бурж. просветителей 2-й пол. 19 в. принадлежит и Педро Сала-и-Вильярет, к-рый выступил в 1877–1886 с серией статей, критиковавших попытки обновления схоластики. Резкой критике схоластики посвящена его работа "Теология в Испании" (P. Sala y Villaret, La teolog?a en Espa?a, 1886). Свои симпатии к материализму он высказал в книге "Лукреций. Античный материализм" ("Lucrecio. El materialismo antiguo"), В 1891 в Мадриде вышел его капитальный труд "Материя, форма, сила" ("Materia, forma y fuerza; dise?o de una filosof?a"). Видным представителем просвещения, выработавшим программу бурж.-демократич. преобразования общества путем проведения аграрной реформы и демократизации всей политич. жизни Испании, был Хоакин Коста-и-Мартинес. Путь от схоластики к просвещению, а от него к идеям социализма, правда оппортунистического, проделал философ и писатель Анхель Ганивет. Крупнейшим представителем революц.- демократич. мысли Испании был Франсиско Пи-и-Маргаль. Он использовал диалектику для обоснования необходимости революц. преобразования общества в интересах трудящихся. Энгельс писал, что "среди официальных республиканцев Пи был единственным социалистом, единственным человеком, сознавшим, что республике необходимо опираться на рабочих" (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 18, с. 461). Отд. представители наиболее передовой части исп. интеллигенции примыкали к марксизму. К их числу относится выдающийся естество- испытатель Хайме Вера (1859–1918). Он являлся автором целого ряда естеств.-науч. и обществ.-политич. работ, в т.ч. и Доклада (1884), к-рый исп. социалисты представили в гос. комиссию по социальным реформам и в к-ром нарисована яркая картина разложения бурж. общества и обострения его классовых противоречий. Вера утверждал, что капитализм все в большей степени становится тормозом подлинного, всестороннего развития науки и что только пролетариат может развивать ее в интересах всего народа. Однако Вера не сумел до конца изжить иллюзии, типичные для бурж. просветителей. В борьбе против схоластики большое значение имело распространение эволюц. теории, горячими пропагандистами к-рой были Антонио Мачадо-и-Нуньес, Рафаэль Гарсиа-и-Альварес, Аугусто Гонсалес де Линарес и др. В 1847 осуждению инквизиции подвергся френолог Мариано Куби-и-Солер (1801–75), автор "Френологии и ее успехов" (Mariano Cub? у Soler, La Frenolog?a y sus glorias, 1853–57). Выдающимся философом-материалистом, врачом, публицистом и политич. деятелем был Педро Мата-и-Фонтанет. Наиболее крупным естествоиспытателем-материалистом 2-й пол. 19 – нач. 20 вв. был Рамон-и-Кахаль. В 19 в. в Испании начинают распространяться идеи утопич. социализма Фурье, Кабе и Прудона. В 1841 фурьерист Хоакин Абреу предпринял попытку устроить фаланстер вблизи Кадиса. В 1846 другой последователь Фурье, Фернандо Гарридо-и-Тортоса (1821–83), начал издавать в Мадриде журн. "La Atracci?n". Он был автором мн. работ по вопросам социализма и рабочего движения. В них Гарридо выступал в защиту гор. бедноты и за создание федеративной республики. В 1847 Альдон Террадас и Нарсисо Монтуриоль начали издавать в Барселоне социалистич. еженедельник "La Fraternidad", к-рый проповедовал идеи Кабе. Под влиянием этого журнала в каталонской столице была создана школа для рабочих, в к-рой изучалось "Путешествие в Икарию" Кабе. В сер. 19 в. в Испании развивается прудонизм. Прудонистские товарищества рабочих начали особенно распространяться в провинциях Валенсия, Барселона, Мадрид. В 1868 была создана в Мадриде первая орг-ция исп. секции Интернационала. В ее состав вошли Франсиско Мора, Ансельмо Лоренсо, Мануэль Кано, Франсиско Олива и др. В 1870 в Барселоне был созван первый съезд сторонников Интернационала, на к-ром была учреждена Исп. региональная федерация Интернационала. Особую роль в пропаганде науч. социализма в Испании сыграли Лафарг и Энгельс, к-рый был секретарем-корреспондентом Интернационала по исп. делам. В 1871 в Испании были созданы в противовес исп. бакунистам социалистич. орг-ции во главе с Хосе Меса, Пабло Иглесиас, Франсиско Мора и др. В 1872 на II конгрессе исп секции Интернационала социалисты выступили с критикой идеологии и политики анархистов. Социалисты вышли из исп. секции и создали "Новую мадридскую федерацию". В 1879 была создана "Социалистическая рабочая партия Испании". В силу особенностей соц.-политич. развития Испании 2-й пол. 19 в. в рабочем движении домин

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.