приверженцы мусульм. шиитской секты, возникшей в сер. 8 в. и названной по имени Исмаила (старшего сына шестого шиитского имама Джафара Садыка), к-рого они, в отличие от др. шиитов, считали законным седьмым имамом. В сложной ре-лиг.-филос. системе И. заметно влияние неоплатонизма, неопифагореизма, христ. гностицизма и др. Учение И. носило оппозиц. характер в отношении ортодокс, ислама. И. имеются во многих странах распространения ислама, особенно в Индии, Иране, Сев. Афганистане, Вост. Африке, Сирии, а также в Таджик.ССР.
ИСМАИЛИТЫ
ИСМАИЛИТЫ
Источник: Атеистический словарь
ИСМАИЛИТЫ
Шиитская секта, приверженцы Исмаила, старшего сына шестого имама Джафара ас-Садика. Поскольку Исмаил умер на три года раньше отца и поскольку Джафар назначил своим преемником четвертого сына Мусу ал-Казима, а не внука от Исмаила, часть шиитов откололась от общины, признав имамом Мухаммада, старшего сына Исмаила. Противостояние исмаилитов и имамитов (сторонников ал-Казима) растянулось на много лет.
Согласно одной из исмаилитских доктрин, Мухаммад ибн Исмаил — последний имам, со смертью которого в мир должен прийти спаситель ал-Каим ал-Махди. Этого учения придерживались исмаилиты-семиричники, или карматы. По учению же низаритов и фатимидских (египетских, наименование по Фатимидскому халифату, существовавшему в Северной Африке в 909-1171 годах) исмаилитов, преемственность имамов продолжалась. По замечанию М. А. Родионова, «опираясь на учение древнегреческого философа Платона и его последователей, исмаилиты создали развитую теорию Вселенной, в которой время делится на циклы, а миры последовательно творятся абсолютным Богом с помощью эманаций-излияний (файд). Они соединили единобожие с множественностью духовных и материальных проявлений Божества, а также приняли учение о переселении душ».
Согласно одной из исмаилитских доктрин, Мухаммад ибн Исмаил — последний имам, со смертью которого в мир должен прийти спаситель ал-Каим ал-Махди. Этого учения придерживались исмаилиты-семиричники, или карматы. По учению же низаритов и фатимидских (египетских, наименование по Фатимидскому халифату, существовавшему в Северной Африке в 909-1171 годах) исмаилитов, преемственность имамов продолжалась. По замечанию М. А. Родионова, «опираясь на учение древнегреческого философа Платона и его последователей, исмаилиты создали развитую теорию Вселенной, в которой время делится на циклы, а миры последовательно творятся абсолютным Богом с помощью эманаций-излияний (файд). Они соединили единобожие с множественностью духовных и материальных проявлений Божества, а также приняли учение о переселении душ».
Источник: Ислам классический. Энциклопедия.
Исмаилиты
шиитская мусульм. секта, возникшая в 8 в. в результате роста классовых противоречий в араб. халифате. Название свое получила по имени Исмаила-сына шиитского имама Джафара. Религиозно-философское учение И. резко отличается от ортодоксально-мусульманского. И. полагают, что Аллах для людей непостижим, непознаваем. Поэтому с молитвой следует обращаться не к нему, а к «мировому разуму», созданному Аллахом. И. верят в переселение душ. Человеческая душа, как часть «мировой души», способна воспринимать «божественную истину», но прежде она должна пребывать поочередно в телах многих людей, живших в разное время. Достигшая «божественной истины», умудренная ею душа попадает в рай. По представлениям И. душа Мухаммеда и его любимого зятя Али переселяется в имамов, к-рые посланы к ним, чтобы руководить их духовной жизнью. Учение об имамах и пророках, о воплощении души имеет прямое назначение — укрепить реальный, земной авторитет руководителей секты, к-рые ведут паразитический образ жизни, а рядовых верующих полностью поставить в подчиненное положение, заставить платить налоги, делать подарки и подношения. И. создали сильно разветвленную орг-цию, возглавляемую имамом, к-рого они почитают как «живого бога». Общины исмаилитов существуют в странах распространения ислама. Исмаилиты есть в Таджикской ССР, на Памире. Число их незначительно.
ИСМАИЛИТЫ
приверженцы наиболее распространенной мусульм. шиитской секты, возникшей во 2-й пол. 8 в. в арабском халифате. Достоверные сведения о них имеются только с конца 9 в. Название секты происходит от имени Исмаила. Под влиянием наиболее активной группировки шиитов, требовавших решит. выступления против суннитского халифа, Исмаил был признан седьмым и последним имамом. Учение И. представляет собою религ.-филос. систему, в к-рой заметно влияние неоплатонизма и буддизма. Согласно этой системе, бог-аллах, не имеющий атрибутов и недоступный пониманию, породил мировой разум. Этот разум создал мировую душу, свойством к-рой является жизнь, движение. Благодаря этому свойству она произвела материю – видимый мир, доступный восприятию. Но материя инертна и способна принимать различные формы только как отражение идей, содержащихся в мировом разуме. Земными воплощениями этого разума являются пророки, возвещающие божеств. истину, откровение, а преемниками пророков были имамы. И. признают 7 пророков (Адам, Авраам, Ной, Моисей, Иисус Христос, Мухаммед, Исмаил), а их преемниками 7 имамов. Каждый пророк олицетворял историч. эпоху и соответствующую ей стадию божеств. откровения. Учение И. было официальной идеологией фатимидских халифов, захвативших власть в Тунисе в 909, а затем правивших в Египте в 972–1171. В конце 11 в. в исмаилизме произошел раскол: образовался неоисмаилизм, ставший идеологией секты ассасинов, к-рые обожествили своего имама. В последнее время наиболее влият. и распространенное направление исмаилизма возглавлялось "живым богом" Ага-ханом. Лит.: Смирнов ?. ?., Мусульманское сектантство, М., 1930; Беляев ?. ?., Мусульманское сектантство (Исторические очерки), М., 1957; Бертельс А. Е., Насир-и Хосров и исмаилизм, М., 1959. Е. Беляев. Москва.
Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.
ИСМАИЛИТЫ
приверженцы наиболее распростр. мусульм. шиитской секты, возникшей во второй пол. VIII в. в арабском Халифате. Название секты происходит от имени Исмаила, старшего сына шиитского имама Джафара. Последний лишил Исмаила права наследовать имамсков достоинство будто бы за его пристрастие к вину, а на самом деле за то, что Исмаил примкнул к группировке, требовавшей активных действий против суннитских халифов. Эта группировка, произведя раскол в шиизме, и образовала секту И. Вопреки решению Джафара, секта признала Исмаила (а нек-рые из И. - его сына Мухаммеда, т. к. Исмаил умер ранее своего отца) имамом. Достоверные сведения об И. имеются только с конца IX в.
В религ.-филос. учении И. заметно влияние неоплатонизма и буддизма. Согласно этому учению, бог-аллах, недоступный пониманию, породил «мировой разум». Этот «разум» создал «мировую душу», а она - материю, т. е. видимый мир, доступный восприятию. Земным воплощением «мирового разума» И. считают «пророков», к-рых насчитывают 7 (Адам, Авраам, Ной, Моисей, Иисус Христос, Мухаммед, Исмаил). Каждому из них приписывается олицетворение особой истор. эпохи и новой стадии божеств, откровения. Земным воплощением мировой души И. считают имамов, состоящих при каждом пророке (напр., ап. Петр при Христе, Али при Мухаммеде) и разъясняющих скрытый смысл их проповедей. Восприняв представление о переселении душ, И. полагают, что их имамы наследовали душу Мухаммеда и Али и, т.о., непосредственно от пророка восприняли божеств, откровения. Исмаилитские миссионеры (дай) в ср. века вели активную пропаганду среди недовольных закрепощением крестьян и ремесленников в феод. гос-вах Бл. и Ср. Востока. И. создали четко действовавшую тайную орг-цию, руководство к-рой захватили крупные феодалы, использовавшие в своих классовых интересах антифеод. восстания, происходившие под исмаилитскими лозунгами. Так, опираясь на движение И., захватили верховную власть в Тунисе Фатимиды (909). К И. примыкали карматы, к-рые составляли левое крыло их движения. В конце XI в. в среде И. произошел раскол в виде образования неоисмаилизма, ставшего идеологией секты ассасинов, к-рые обожествили своего имама. В поcл. вр. наиболее влият. и распростр. направление И. возглавлялось «живым богом» ага-ханом. Исмаилитские общины верующих имеются во всех странах распространения ислама, особенно в Индии, Вост. Африке, Сирии. И. встречались также в Тадж. ССР, на Памире.
В религ.-филос. учении И. заметно влияние неоплатонизма и буддизма. Согласно этому учению, бог-аллах, недоступный пониманию, породил «мировой разум». Этот «разум» создал «мировую душу», а она - материю, т. е. видимый мир, доступный восприятию. Земным воплощением «мирового разума» И. считают «пророков», к-рых насчитывают 7 (Адам, Авраам, Ной, Моисей, Иисус Христос, Мухаммед, Исмаил). Каждому из них приписывается олицетворение особой истор. эпохи и новой стадии божеств, откровения. Земным воплощением мировой души И. считают имамов, состоящих при каждом пророке (напр., ап. Петр при Христе, Али при Мухаммеде) и разъясняющих скрытый смысл их проповедей. Восприняв представление о переселении душ, И. полагают, что их имамы наследовали душу Мухаммеда и Али и, т.о., непосредственно от пророка восприняли божеств, откровения. Исмаилитские миссионеры (дай) в ср. века вели активную пропаганду среди недовольных закрепощением крестьян и ремесленников в феод. гос-вах Бл. и Ср. Востока. И. создали четко действовавшую тайную орг-цию, руководство к-рой захватили крупные феодалы, использовавшие в своих классовых интересах антифеод. восстания, происходившие под исмаилитскими лозунгами. Так, опираясь на движение И., захватили верховную власть в Тунисе Фатимиды (909). К И. примыкали карматы, к-рые составляли левое крыло их движения. В конце XI в. в среде И. произошел раскол в виде образования неоисмаилизма, ставшего идеологией секты ассасинов, к-рые обожествили своего имама. В поcл. вр. наиболее влият. и распростр. направление И. возглавлялось «живым богом» ага-ханом. Исмаилитские общины верующих имеются во всех странах распространения ислама, особенно в Индии, Вост. Африке, Сирии. И. встречались также в Тадж. ССР, на Памире.