(islamische Philosophie). — Философия ислама только отчасти является философией арабов, арабская она в основном по своему языку; это философия народов, особенно иранцев, говорящих на арабском языке и исповедующих религию ислама. Поэтому исламская философия являет собой большей частью картину эклектизма, в котором исламистско-религиозный момент смешивается с древнеиранским мировоззрением и философскими идеями древнегреческого и индийского происхождения.
Начальный период. Основателю ислама, его теологам и приверженцам философия сама по себе была чужда, хотя Мухаммед (ок. 570—632) не был ее противником. При своем распространении, особенно в Малой Азии, ислам повсюду наталкивался на очаги влияния античной философии. Поэтому, когда теология ислама оказалась перед проблемой предопределения человеческой судьбы и моральной ответственности за необходимость прямого духовного руководства, она использовала мыслительный аппарат античной философии. Многие философские и научные сочинения греков были переведены главным образом на арабский язык.
Философия восточного ислама. Собственно философия ислама берет свое начало в Иране. В IX в. Наззам (ум. 845) находится под влиянием греческих стоиков и индийского джайнизма. Араб Аль-Кинди (ум. ок. 879) и тюрок Фараби (ок. 870— 950) — оба последователи Аристотеля — стремятся к созданию философской системы, первый — путем точного математического и каузального мышления, второй — на основе философии эманации, являющейся разновидностью неоплатонизма. Первое учение о категориях дает иранец Разес; оно базируется на пяти принципах: Бог, душа, материя, пространство и время. Достоин внимания араб-христианин Куста бен-Лука (864—923) — автор книги «De differentia spiritus et animae» [«Различие между духом и душой»]. Попытку энциклопедического обобщения знаний предприняли в X в. «чистые братья из Басры». Величайшим систематизатором исламистской философии является иранец Авиценна (Ибн Сина; 980—1037), который разрабатывает проблему универсального, а также проблему субъективного и объективного актов познания. Большую роль для средневековой Европы сыграла оптика (философско-психологически-физическая) исламских философов, особенно Альгазена (965—1038).
Уже в начальный период в философии ислама выявляются мистические течения, находящие свое завершение в метафизике света иранца Сухраварди (ум. 1191). Мистика ислама образовала единое целое под названием суфизма, который учит, что обладающий даром пророчества тождествен Богу, а в остальном здание его теории возведено в соответствии с неоплатонизмом; значительное влияние на суфизм оказала индийская философия. Суфизм достигает своего расцвета в восторженных излияниях Ибн Халладжа (ум. 922); близко к нему стоят крупные поэты, например Омар Хайям и Джалаледцин Руми. В XII и XIII вв. против философии создается сильная оппозиция; главные ее представители Газали (1059—1111) и Шахразури (ум. 1243, знаменит сочинением, направленным против философии). Философы и мистики были казнены (например, Сухраварди и Ибн Халладж). Слово «философ» становится бранным.
Философия западного ислама. Кратковременный новый расцвет исламская философия переживала в мавританской Испании. Сначала она находилась там под сильным влиянием еврейских философов. Этот второй расцвет менее важен для нее самой, чем, благодаря ее влиянию, для христианской Европы периода средневековья (см. Европейская философия). Авемпас (Ибн Баджа, 1100—1138) разработал теорию самоискупления, базировавшуюся на принципах неоплатонизма, которая была развита Абубакером (Ибн Туфейль, 1100-—1185) в его теории общего бегства от мира и скепсиса по отношению ко всем положительным религиям. Высший, но вместе с тем и конечный пункт этого краткого развития образует остроумная просветительская система Аверроэса (Ибн Рушда; 1126—1198).
Философия с XIII в. С XIII в. исламская философия, не исчезая совсем, в сфере ислама все больше уступает теологическому натиску. В эти годы живут и работают ряд мистиков, и среди них видный сухравардист Ширазы (ум. 1640). До сих пор сохранились энциклопедические резюме в том виде, как их дал Ташкюпрюзаде (ум. 1555). Примечательна философия истории Ибн Хальдуна (ум. 1408). Начиная с XVI в. прибежищем и приютом для исламской философии стала главным образом исламская Северная Индия; период расцвета относится к царствованию Акбара (1556—1605). С XIX в. исламская философия вновь становится влиятельной, причем не только в Индии (месте прибежища университета Алидарха), но и в Египте; после Второй мировой войны часто созываются конференции арабских философов, одна из них состоялась в Марокко в 1972.
Dieterici. Die Philos, der Araber im 9—10 Jh. n. Chr., I— VIII, 1873—1875; T. J. de Boer. Gesch. der Philos. im Islam, 1901 ; M. Horten. Die Philos. des I. in ihren Beziehungen zu den philos. Weltanschauungen des westl. Orients, 1924; O. A. Farrukh. The Arab Genius in Science and Philosophy. Washington, 1954 (arab. 1945); G. E. v. Grunebaum. Medieval Islam. Chicago, 1946, dt. 1963; R. Jockel. Islam. Geisteswelt, 1954; M. Asad, H. Zbinden (Hgg.). Islam u. Abendland, 1960; M. Fakhry. A History of Islamic Philosophy. New York / London, 1970; H. Gätje. Studien zur Überlieferung der Aristotel. Psychologie im Islam, 1971; M. Rodinson. Islam und Kapitalismus, 1971; G. F. Hourani. Islamic Rationalism. Oxford, 1971; A. Mercier (Hg.). Islam u. Abendland in Geschichte u. Gegenwart, 1976; C. Bouamrane, L. Gardet. Panorama de la pensée islamique. Paris, 1984.
ИСЛАМСКАЯ ФИЛОСОФИЯ
ИСЛАМСКАЯ ФИЛОСОФИЯ
Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961