ИСКУССТВО И ТЕХНИКА

Найдено 1 определение
ИСКУССТВО И ТЕХНИКА
от греч. techne — искусство, мастерство).— В своем историческом развитии И. и т. отражают взаимосвязи материальной и худож. культуры об-ва. В древнегреч. эстетике понятие «технэ» означало одновременно иск-во, умение, мастерство, а также произв., изделие. И. и т. выступали как различные, дополняющие друг друга формы творческого преобразования окружающей среды, что было характерно для этапа развития труда, при к-ром человек и Т. соединялись в едином технологическом процессе. С разделением труда на частичные функции и операции и все большим отчуждением продуктов труда от их производителей Т. отдаляется от И. за исключением соединения их вновь в деятельности отдельных личностей универсального творческого типа — первооткрывателей законов природы, изобретателей, художников и одновременно конструкторов. Ярким примером такой личности в период Возрождения был Леонардо да Винчи. В новое время и особенно в период научно-технической революции XX в. И. и т, вновь сближаются по своей эвристической, творческой основе. В эстетике подчеркивается рациональность, целесообразность форм Т. Появляются новый вид эстетической деятельности, порожденный научно-технической революцией,— дизайн и его теория — техническая эстетика. Вместе с тем интерпретация отношения И. и т. зависит от понимания их сущности: ее направленность колеблется от крайностей превознесения возможностей Т. и урбанизма в эстетике техницизма до резкого неприятия мира Т., якобы изначально бездушного и противопоставленного миру человека, сфере иск-ва. В марксист-ско-ленинской эстетике И. и т. выступают как диалектическое единство худож.-образного постижения и преобразования окружающей среды и совокупность средств, необходимых для опред-мечивания труда человека. Поскольку Т. не возникает и не существует обособленно от человека и об-ва, И. в процессе своего развития отражает их соотношение в худож. образах, эстетически и социально определяет в каждом конкретном случае их общечеловеческое и гуманистическое начало, предостерегает от опасности утраты этого начала. Эта роль И. усиливается при расширении масштабов научно-технической революции, в ходе революционных социальных изменений в об-ве, при решении в совр. условиях таких глобальных проблем человечества, как сохранение цивилизации на Земле, к-рой угрожает мировая термоядерная война, преодоление экологического кризиса, предотвращение отрицательных последствий стихийного развития Т. Др. стороной связи И. и т. является формирование и совершенствование технического потенциала самого И., худож. творчества. С развитием Т. меняются образный строй и материальные возможности архитектуры, пластических иск-в, музыки и т. д. Техническое накопление фактов, их систематизация и обработка на ЭВМ, возможность репродуцирования мн. произв. И. полиграфически, в звуко- и видеозаписях активно воздействуют на структуру и развитие худож. культуры в целом, повышают критерии социально-эстетической значимости репродуцируемых произв. И., эстетических идеалов и вкуса народа. В ходе научно-технической революции появляются новые виды и разновидности И,— фотоискусство, кино, телевидение, электронная музыка и др., обогащающие и усложняющие эмоциональный мир человека. Термин «Т.», нередко применяемый для характеристики навыков, приемов в различных видах человеческой деятельности, может выступать и как личное умение, мастерство авторов и исполнителей произв. И., пользующихся различными инструментами — от простейших до технически очень сложных, или мастерски использующими свои физические возможности, в совершенстве владеющими своим телом. Так, мы говорим о Т. живописи, исполнительского искусства музыканта, актера, танцора и т. д. В то же время как высокая степень мастерства, И. в широком смысле слова может оцениваться совершенство технического исполнения отдельных элементов в спорте (Эстетика спорта), в производственной деятельности (Производственная эстетика), в др. видах человеческого труда. В наибольшей мере это сближается с И. в условиях личного творческого соревнования по мастерству, приобретающего порой подлинно зрелищный характер, вызывающий эстетическое переживание, сходное с переживанием от восприятия И. в собственном смысле слова (наиболее яркий пример — спортивные соревнования по худож. гимнастике, фигурному катанию, к-рые по своей природе смыкаются с видами зрелищных иск-в).

Источник: Эстетика: Словарь

Найдено научных статей по теме — 14

Читать PDF
314.16 кб

Взаимосвязь техники и искусства

Красильников Михаил Григорьевич
Статья представляет собой исследование взаимосвязей техники и искусства, проведенное в рамках философии техники. Автор приходит к следующим выводам.
Читать PDF
337.72 кб

Коллаж как искусство: техника, история, художники

Асалханова М. В.
Читать PDF
446.82 кб

Синтез искусства и техники в современной культуре

Некрасова А.В.
Дано понятие культуры; определен характер взаимодействия искусства и техники на основе сравнения прошлого и настоящего. Приведены примеры синтеза искусства и техники в современной культуре.
Читать PDF
259.82 кб

Развитие трафаретной печати: от техники к искусству

Асалханова М.В.
Читать PDF
312.41 кб

Искусственный интеллект в контексте философии техники

Степаненко А. С.
Читать PDF
195.96 кб

Копьютерная техника и проблема искусственного интеллекта

Поспелов Юрий Сергеевич
Читать PDF
657.55 кб

Социальная оценка техники и будущее искусственных наночастиц

Макарова Е.Н., Колесова О.В.
Статья посвящена теоретическим и прикладным аспектам социальной оценки техники (Technology Assessment, TA) в инженерном образовании.
Читать PDF
162.61 кб

Единство искусства и техники. Теория и практика предметных мастерских Баухауза (1919-1933)

Королева А. Ю.
В статье рассматриваются основные аспекты деятельности Баухауза, оказавшие влияние на формирование промышленного дизайна, характера и структуры современного дизайнерского образования, требующего сочетания творческого мышления с чи
Читать PDF
898.18 кб

Опыт технико-технологического исследования картин из Большого собрания изящных искусств ASG

Айгуль Сайфутдинова
Статья посвящена технико-технологическому исследованию живописных произведений на опыте реставрационных мастерских Международного института антиквариата ASG.
Читать PDF
301.64 кб

Техника и искусство: экспликация взаимодействия в контексте развития художественно-творческой деятел

Гук А. А.
Статья посвящена социально-философскому анализу взаимоотношений техники и человеческого творчества в сфере искусства, рассматривается исторический процесс проникновения и повышения роли технических средств в искусстве, приводящий
Читать PDF
3.61 мб

«Художественная техника» в теории исполнительства на духовых инструментах: искусствоведческий аспект

Сычугов Андрей Михайлович
Данная статья представляет собой анализ теоретико-методологических подходов к исполнительскому процессу музыканта-духовика, сердцевиной которого является исполнительская техника, функционально проявляющаяся как совокупность взаимо
Читать PDF
8.18 мб

Проблема определения терминов «Графические искусства» и «Графика», классификация видов техники графи

Назимко Е.Г.
Исследование посвящено выявлению и анализу определения и классификации техники графики в искусствоведческой литературе второй половины XIX в.
Читать PDF
976.22 кб

СОВРЕМЕННЫЕ И ТРАДИЦИОННЫЕ ТЕХНИКИ В ЮВЕЛИРНОМ ИСКУССТВЕ: ИМИТАЦИЯ И ИНКРУСТАЦИЯ ПРИРОДНЫХ МАТЕРИАЛО

Смекалова А.А
Статья посвящена современным и традиционным техникам в ювелирном искусстве: имитации и инкрустации природных материалов. Автором приводится анализ современных модных тенденций в ювелирном искусстве.
Читать PDF
298.34 кб

Искусственно создаваемая неопределенность понимания техники как целого в учебной литературе для аспи

Черняков Алексей Адольфович
В статье рассматривается качество учебной литературы по философии техники. Сделан вывод, что, как правило, техника отображается упрощенно как элемент, без учета ее сложности и целостности.

Похожие термины:

  • Природа, искусство и техника в античности

    Искусство и техника — совершенно разные, с точки зрения современного мышления, области человеческой деятельности. На взгляд античный это — одно и то же, . "Всякое искусство, — говорит Аристотель,