ИСКУССТВО И РЕЛИГИЯ

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское]

ИСКУССТВО И РЕЛИГИЯ
от лат religio — набожность, святыня, предмет культа) — формы общественного сознания, исторически возникшие и долго развивавшиеся в тесной взаимосвязи друг с другом. Их различие подметил еще Л. Фейербах: «...искусство не выдает свои создания за нечто другое, чем они есть на самом деле, то есть другое, чем создания искусства; религия же выдает свои вымышленные существа за существа действительные». Для Р. характерна вера в сверхъестественные объекты, почитание их, поклонение им, развитая система культовых действий; для И.— отображение и выражение реальной действительности в худож. образах- Тесная взаимосвязь И. и р. в истории культуры объясняется наличием в них целого ряда общих моментов. К- Маркс относил И. и р. к сфере «практически-духовного» освоения мира (т. 46, ч. I, с. 38); И. и р. являются выражением ценностного отношения человека к действительности; они чаще опираются на принципы противо-положенности, алогичности, ларадоксии (антиномизм и чудо в Р., эстетические оппозиции в И.), чем на формальную логику, на образно-символическое мышление,— чем на понятийное; отсюда их обращенность, прежде всего, к чувственно-эмоциональной, внесознательной стороне психики человека; в них важную роль играет субъективный момент. Эмоциональное переживание, катарсис, духовное наслаждение сопровождают и завершают, как правило, и восприятие произв. иск-ва, и религиозное действо (богослужение, молитву, мистический экстаз), только в первом случае они значимы сами по себе, в своем реальном содержании, а во втором осмысливаются как знаки общения с иллюзорным, сверхъестественным миром. В силу общности этих моментов худож. и религиозные элементы были тесно переплетены в структуре древн. синкретического мифологического сознания (Мифология). В первобытнообщинный период развития об-ва иск-во не имело еще автономного статуса и выполняло в культуре утилитарно-прикладные функции, в т. ч. и в структуре первобытных культов и ритуальных действ. Религиозный ритуал практически всегда строился на худож.-эстетической основе, он сопровождался ритмическими плясками, пением, музыкой, содержал элементы театральности. Эстетическое воздействие худож. элементов ритуала воспринималось как действие сверхъестественных сил на человека, как духовный контакт с объектом поклонения. С возникновением мировых религий — буддизма, христианства, ислама — и осознанием сильного эмоционально-эстетического воздействия иск-ва на человека отношения между И. и р. развиваются сложно и противоречиво. Адепты той или иной Р., считая свое мировоззрение единственно верным, с его позиций оценивают все явления культуры и иск-ва. Все, что соответствует ему или может быть использовано для его поддержания и. пропаганды, принимается и развивается, а остальное, как правило, отрицается. Так, ислам, напр., долгое время отрицал (и даже запрещал) изображения людей и животных, что существенно затормозило развитие изобразительного иск-ва в исламском мире. Раннее христианство отрицательно относилось практически ко всем видам искусства, т. к. усматривало их связь в античном мире с языческими культами. Однако уже с IV—V вв. пение, красноречие, декоративно-прикладное искусство, живопись начали проникать в христианский культ, а несколько позже и христианские идеологи признали необходимость активного использования иск-ва в религиозных целях. В Византии, напр., церковное богослужение представляло собой целостное сакрально-худож. действо, в к-рое включались архитектура, живопись, декоративные и песенно-поэтические иск-ва, красноречие, особая хореография священнослужителей (а на Западе — музыка), светоцветовая и даже обонятельная атмосфера в храме. Средневековые идеологи ориентировали иск-во на выражение религиозного мировоззрения и связанной с ним морали; стремились сосредоточить творческий потенциал иск-ва на оси. духовных идеалах времени. В результате возрос интерес иск-ва к сфере идеального, оно достигло высокого уровня худож. выражения общечеловеческих духовных ценностей. Шедевры византийской и древнерус. живописи и архитектуры, готические храмы, средневековая музыкальная и певческая культура поражают своей худож. силой и духовной глубиной даже далекого от религии человека XX в. Однако религиозное иск-во было в значительной мере обособлено от конкретной социально-исторической действительности, от повседневной жизни народа; это было иск-во вневременных духовных идеалов. Церковь часто активно боролась с нецерковными, светскими, развлекательными видами и жанрами иск-ва. Христианство, напр., долгое время запрещало театральные представления, постоянным гонениям подвергало народную (в первую очередь «смеховую») культуру. Более того, ощущение, что иск-во доставляет наслаждение само по себе и этим отвлекает верующих от религиозного объекта поклонения, заставляло время от времени церковных деятелей выступать против использования в храмах живописи, инструментальной музыки, излишних украшений и драгоценностей. Важным регулятором сложных взаимоотношений И. и р. был канон. Практически все культовое иск-во было канонизированным, т. е. введенным в определенные исторически сложившиеся и закрепленные традицией (а затем и церковными установлениями) достаточно строгие рамки. Они существенно ограничивали худож. творчество не только на содержательном, но и на формальном уровне. Свою творческую индивидуальность (Индивидуальность в искусстве) средневековый художник часто мог проявить только в сфере чисто выразительных средств (цвета, линии, музыкальной интонации и т. п.). В ней концентрировались почти все его творческие потенции, и здесь он достигал нередко удивительных высот. Начавшаяся в период Возрождения секуляризация (отделение от церкви и религии) культуры и иск-ва далеко развела И. и р. Новый этап сближения наметился в XX в. Кризис религиозного сознания заставляет церковь на Западе искать поддержку у иск-ва, использовать для своих целей новейшие виды (кино, видео- и звукозапись, электронную музыку) и направления иск-ва. В то же время в условиях экспансии массовой культуры западные художники в поисках духовности нередко обращаются к религиозному сознанию в самых разных формах его проявления. В совр. авангардизме возникают худож. действа, имеющие значение сакральных ритуалов (напр., нек-рые хэппенинги. акции и т. п.). Что же касается реалистического И., в наибольшей мере затронутого процессом секуляризации, то освобождение от влияния Р. позволило ему сосредоточить свой пафос на худож. отражении многообразных земных проблем сложной и противоречивой жизни совр. человека и об-ва.

Источник: Эстетика: Словарь

ИСКУССТВО И РЕЛИГИЯ
Проблема взаимоотношения И. и р. как форм обществ, сознания исторически и логически возникает как вопрос об отношении религии к сущности и происхождению искусства. По самому своему существу искусство противоположно религии: оно - худож. форма правдивого воспроизведения, познания действительности в образах, в то время как религия - форма извращ. отражения мира, средство духовного угнетения народа. Совр. паука показывает, что искусство произошло без всякого влияния со стороны религии, и вскрывает несостоятельность утверждений мн. бурж. идеологов (неотомистов, прагматистов, экзистенциалистов и др.) об обязат. связи искусства в процессе его происхождения с религией. Искусство возникло в период верхнего палеолита на основе насущных материальных потребностей первобытного человека, когда религ. представления людей только зарождались. Осн. объектами худож. изображения были предметы и явления реальной жизни (животные, охота па зверей, сцены сражений и т. д.). Никаких изображений чего-либо надприродного в первобытном искусстве указ. эпохи нет.
В последующем наиболее успешно развитие искусства осуществлялось тогда, когда оно либо вовсе не испытывало на себе влияния религ. идеологии, либо последнее значительно ослабевало, напр., в эпоху Возрождения, когда деятели искусства, в силу развития антифеод. и антиклерик. тенденций в обществе, во многом прониклись светскими и гуманистич. настроениями в противовес религ.-мистич. настроениям ср. веков. Опираясь на глубокие наблюдения природы и человеч. жизни, поэты и художники создали в тот период правдивые произведения, в значит. мере свободные от религ. влияний (мн. творения Петрарки, Леонардо да Винчи, Рафаэля и др.). Появилось даже искусство, высмеивающее религию или стоящее в оппозиции к пой (ряд новелл Боккаччо, нар. любовные и сатирич. песни, нок-рые картины кисти Тициана и др.). В эпоху Возрождения получила начало новая реалистич. литература, герои крой действуют как живые характеры и формируются в процессе вполне земной жизни (большинство героев произведений Чосера и Шекспира). Дальнейшее развитие мировой литературы было развитием прежде всего реализма (Стендаль, Бальзак, Пушкин, Гоголь и др.), принципиально враждебного всякому влиянию религии. В те же истор. периоды, когда господствовала религ. идеология и искусство испытывало ее длит. влияние, искусство оказывалось скованным. Так, в Др. Египте жрецы, роль к-рых в обществе была чрезвычайно велика, канонизировали определ. форму искусства, что серьезно тормозило его развитие. Показательно, что в период правления Аменхотепа IV, пытавшегося уменьшить влияние жрецов и реформировать религию, др.-егип. искусство сделало серьезные успехи (скульпт. портрет Нефертити и пр.). Ряд религий либо вообще запрещает всякое изображение человека и животных (зороастризм, ислам), либо пренебрежительно относится к такому изображению (иудаизм). В Библии (Ветхий завет) скульптура и живопись оцениваются как «начало блуда», как «растление жизни», оскорбляется профессия художника, а жизнь его объявляется «презреннее грязи». Во многом благодаря влиянию иудаизма в Др. Палестине не было создано оригин. изобразит, искусства. Тлетворно влияет на искусство христианство, внушая пренебрежит. отношение к реальному человеку и природе - к тому, что является осн. предметом худож. изображения, источником всего высокого и прекрасного. Направляя художников на поиски потустороннего, религия толкает их па создание безжизн. вымыслов и немощных абстракций. Пример - визант. мозаики X—XII вв., в к-рых античная реалистич. традиция заглушается чертами догматич. репрезентативного стиля с его безжизненно-отвлеч. монументальностью и плоскостной, неподвижной трактовкой фигур, характерными для религ. искусства почти всего средневековья. Служители христианства эпохи феодализма варварски уничтожали памятники античного искусства, стоявшие как но содержанию, так и но форме в противоречии с церк. идеями аскетизма.
Противоположность существа И. и р., как правило, не влекла, однако, отрицат. отношения религ. деятелей к искусству в целом (нек-рые исключения были указаны выше). Их отношение к искусству было противоречивым, т. к. они понимали силу его воздействия на людей и стремились использовать ее в своих интересах. Сила искусства тем более привлекает внимание религ. деятелей, что она направляется по преимуществу на чувства, а не непосредственно на человеч. разум, с к-рым религия находится во вражд. отношении. Поэтому религ. орг-ции, способствуя удушению здорового, реалистич. направления в искусстве, вместе с тем обычно способствовали развитию религ. искусства, широко используя его в культовых целях. Так, др.-егип. жрецы, объединяя при храмах архитекторов, скульпторов, певцов и музыкантов, поощряли их творчество, хотя лишь в рамках канонизир. направления. При феодализме роль объединителя мастеров искусства для строительства храмов, их росписи, украшения скульптурой нередко брали на себя церковь, религ. орг-ции. В христ. монастырях большое развитие получила худож. промышленность, изготовлявшая богато оформл. предметы культа. Развивалась церк. музыка. Совр. церковники также широко используют искусство в своих целях. Так, на Западе создаются нередко прямо по их заказу или при их поддержке фильмы о «сотворении мира», «страданиях Христа», «чудесах» (напр., «Песнь Борнадотты» - о «чудо» в Лурде), В капиталистич. странах ныне весьма широко культивируется также «новое» религ. искусство, тесно связанное с такими реакц. течениями в совр. бурж. искусстве, как сюрреализм, экзистенциализм, абстракционизм. Оно используется для навязывания людям веры в «потусторонний мир» и в других реакционных целях. Сюрреалист С. Дали написал, напр., картину «Атомное вознесенье», к-рая внушает человеконенавистнич. идею «торжества духа над материей» в атомной войне. Религ. искусство служит орудием пропаганды религии и реакц. взглядов вообще, средством укрепления духовного гнета и основ эксплуатат. общества. Следует, однако, подчеркнуть, что оно не однородно. На нем в полной мере отразились разл. изменения в обществ.истор. жизни народов, их культуры. Религии почти никогда не удавалось в большой мере вытравить здоровую тенденцию в реалистическом искусстве. Известно громадное количество произведений, к-рые лишь формально могут быть причислены к религ. искусству, притом с большими оговорками: напр., античные статуи Афродиты Милосской, отдыхающего Гермеса, Аполлона Сауроктона и др., в образах к-рых нет в сущности ничего божественного. Из христ. искусства аналогичными примерами могут служить мн. картины великого итальянского художника XVI в. Веронезе: «Пир в Кане Галилейской», «Пир в доме Левия» и др., где религ. сюжеты - только повод для изображения шумных и торжеств, пиршеств аристократич. Венеции времен ее расцвета. На этих картинах Христос теряется среди множества лиц, в к-рых художник изображал своих современников, друзей, народные массы. Религ. искусство вообще внутренне противоречиво, г. к. принуждено сообразовывать с ирреальными религ. представлениями и догмами реальные образы земного мира, в формах к-рых художник единственно может создавать свои произведения. В аптропоморфич. «религ.» искусстве древних греков, арсеналом и почвой, предпосылкой к-рого, как указывал К. Маркс (Маркс К. и Энгельс Ф. Соч. Изд. 2. Т. 21, с. 736—737), была мифология, элементы реального в этом противоречии подавляющим образом превалировали над элементами религиозного, потустороннего. Это способствовало тому, что др.греч. искусство отличалось высоко человечным характером и до сих нор продолжает доставлять нам худож. наслаждение. В церк.-христ. ср.-век. искусстве, в противоположность др.-гречоскому, на первый план выдвигалась религ.-догматич. сторона, вследствие чего в его наиболее ортодоксальных формах чаще всего представали мертвые схемы бога, «угодников» и т. п. Реалистич. направление отрицалось, т. к. сам предмет изображения был нереален и для пластич. изображения не интересен. Наличие в шедеврах т. н. христ. искусства подлинно человеческих реалистич. элементов - следствие их связи не с церк. учением, а (хотя и ограниченно) с жизнью и свидетельство того, что подлинное искусство способно сопротивляться чуждым ему влияниям и подниматься до правдивого отражения жизни даже в формах враждебной ему религиозности. Таковы фрески Джотто в Италии и Дионисия в России, церк. музыка Палестрины и др. композиторов, ряд произведений архитектуры - собор Парижской богоматери, собор св. Петра в Риме, храм Василия Блаженного в Москве. Величие выдающихся произведений, связанных с религией, определяется но этой их связью, а тем, что они передают жизнь своей эпохи, опираются на нар. творчество. Глубоко гуманное содержание этих творений пробивается через их мистич. оболочку. Так, в «Сикстинской мадонне» Рафаэля в качество гл. образа выступает образ простой земной матери, несущей своего сына, судьбой к-рого она озабочена. В образах др. персонажей картины также по существу нет ничего божественного.
В ряде произведений искусства, написанных на религ. сюжетику, имеются герои, воплощающие богоборч., богоненавистнич. идеи и стремления. Блестящим примером служат созданные великим англ. поэтом Мильтоном в поэме «Потерянный рай» образы Сатаны и его сподвижников - ангелов-отступников, к-рые ведут упорную борьбу с богом и его свитой. В религ. форме здесь отразилась земная борьба англ. рев. буржуазии XVII в. против феод. пут.
В России прошлого столетия художника нередко прибегали к использованию религ. сюжетов и образов для выражения передового, демократич. содержания: «Явление Христа народу» А. Иванова, «Христос в пустыне» И. Крамского, «Тайная вечеря» и «Что есть истина» Н. Ге и др. Изображая Христа, русские художники создавали но образ канонич. еванг. сына божьего, а нечто совершенно реальное, земное. Напр., Христос Крамского - это олицетворение тяжелых раздумий одинокого человека, решившегося на трудный путь во имя достижения больших целей; Христос у Ге - человек-борец, убежденный в торжестве своих идей. Т. о., религ. форма в определ. истор. условиях нередко использовалась в искусстве как вместилище нерелиг. идей. Однако подобное соединение с религ. формой нерелигиозного, а иногда и прямо прогрессивного содержания неестественно для искусства и было обусловлено лишь обстоятельствами времени. Органич. единство передового содержания и соответств. формы возможно только на основе полного освобождения искусства от религии. Мировое прогрессивное и, в частности, сов. искусство, служа целям, противоположным целям религии, не отказывается от изображения явлений, прямо относящихся к религии, подвергая их критике и разоблачению. Это искусство атеистическое и вольнодумное. Оно зародилось -еще в глубокой древности. От Др. Египта, напр., до нас дошла знаменитая «Песнь арфиста», в к-рой высказывается вольнодумная идея, направленная против догмы о загробной жизни. В стихах поэтич. памятника Др. Китая «Шицзин» встречаются разл. формы критики божества, начиная с осторожных упреков в ого адрес за преждеврем. смерть лучших людей и кончая открытыми и резкими обвинениями за зло на земле, кары невинным, безжалостное отношение к народу, проводится мысль, что сильный человек но боится неба: «Колеблет небо жизнь мою, Но нобом я но сокрушен», - говорит человек. Богоборч. пафосом проникнуты мн. произведения античной литературы: трагедия Эсхила «Прометей прикованный», прямо атеистич. поэма Лукреция «О природ» вещей», диалоги Лукиапа и др. В эпоху Возрождения, как уже отмечалось, выдающ. мастера живописи и скульптуры, музыки и литературы остро и зло критиковали папство, осыпали насмешками невежеств. богословов и монахов, разоблачали их жадность, сребролюбие, обжорство и разврат. Особенно много в этом направлении сделал великий франц. сатирик Рабле своим произв. «Гаргантюа и Пантагрюэль».
В борьбе против религии я е-е служителей развилась сатира Вольтера («Орлеанская девственница», «Кандид» и др.), Ломоносова («Гимн бороде»), Пушкина («Гавриилиада»), возникли атеистич. филос. поэмы и памфлеты («Счастье» Гельвеция, «Карманное богословие» Гольбаха), а также драматич. произведения и романы, полные гнева и протеста против религ. изуверств («Натан Мудрый» Лессинга, «Монахиня» Дидро). В произведениях великих реалистов XIX в. - Золя («Лурд»), Флобера («Искушение св. Антония»), Франса («Таис»), Толстого («Воскресение»), Горького («Жизнь Клима Самгина») и мн. др. - дается глубокое и острое разоблачение религ. мракобесия. На основе борьбы с религией, т. о., развилась богатейшая мировая реалистич. литература, сочетавшая в собо критику религии с критикой тех обществ.-истор. условий жизни, в к-рых религия получает возможность для своего распространения. В большой мере на этой жо основе развилось и мировое, особенно русское, атеистич. изобразит, искусство - то гневно-обличительное (картина Репина «Крестный ход в Курской губ.»), то полное язвит, насмешки (Поров, «Сельский кростный ход на пасху»).
Сов. искусство и литература не только принципиально чужды религ. мировоззрению, но по самому своему существу прямо антирелигиозны. Искусство социалистич. реализма ведет с религией непримиримую борьбу, воспитывая народ в духе коммунистпч. идейности, коммунистах, морали. Правдивым показом жизни оно воспитывает в людях убежденность в силе и мощи науки, человеч. познания, в способности людей переделать мир на коммунистич. началах. Мн. сов. писатели и художники посвящают свои таланты непосредственно делу критики и разоблачения религ. верований и предрассудков. Замечательны в этом отношении стихи Демьяна Бедного и Маяковского, сыгравшие в свое время значит. агитац. роль, карикатуры Моора, Дени, Ефимова, к-рые своими острыми рисунками 20 - 30-х гг. вскрывали сущность религии и пороки ее служителей, обнажали их связь с врагами сов. строя. Самое массовое из искусств - кино - также участвует в атеистич. просвещении масс («Праздник св. Иоргена». «Чудотворная», «Грешница» и др. фильмы).
Роль искусства в отношении к религии зависит, т. о,, от того, в чьих руках оно находится, кому оно служит, какие классы и обществ, группы направляют деятельность мастеров искусства - эксплуататоры, заинтересованные во всестор. закабалении масс, или народ, добивающийся освобождения от гнета, стремящийся к просвещению и всестор. развитию человеч. личности. Истинный путь развития искусства - путь борьбы с религией и мракобесием. Только в тесной связи с борьбой человечества за свободу, за установление справедл. строя, за права разума и науки искусство обретает могучие силы и безграничные перспективы для своего прогресса.

Источник: Краткий научно-атестический словарь. 1964 г.