Зарождение И. относится к древности. Уже в верхнем палеолите люди занимались худож. творчеством, о чем свидетельствуют дошедшие до нас наскальные изображения, предметы мелкой пластики, рисунки на орудиях труда и предметах быта. Хотя мн. изображения той эпохи были связаны с магич. верованиями и обрядами, нельзя согласиться с концепцией магич. происхождения И. Связь между первобытн. магией и худож. творчеством определялась синкретич. недифференцированным характером первобытн. сознания. Эстетич. освоение мира возн. в процессе трудовой деятельности, на основе овладения человеком связями и свойствами окружающего мира. Человек наслаждался самим процессом творчества, овладением каждым предметом, подчинением его своим целям, запечатлением в нем своих умений и способностей. Осн. объектом И. является человек. На этой основе и возн. эстетич. освоение действительности и И. как его высш. форма. Итак, И. рождается в процессе свободной, творческой человеч. деятельности. Магия же и религия порождаются бессилием первобытн. людей перед лицом непонятных и враждебных им явлений природы. Следовательно, магия есть порождение и отражение несвободы людей. И. на протяжении длительного историч. периода развивалось в связи с религией и даже включалось церковью в систему религ. культа. Однако в силу своей гуманистич. природы И. неизбежно вступало в конфликт с религией, к-рая была одной из осн. форм духовного порабощения людей. Для христ. церкви, напр., в И. были неприемлемы жизнеутверждающие, оптимистич. тенденции. Она всегда боролась против всего, что было связано с критич. отношением к действительности. Именно этим, в части, объясняются многочисл. случаи гонений церкви на народное И. (скоморохи на Руси и т. п.). Как в народном, так и в профессиональном И. прошлого всегда были сильны антиклерик., а подчас и антирелиг. тенденции. Напр., в рус. сказках, песнях, пословицах и поговорках высмеиваются не только попы и монахи, но иногда даже бог. Как зап.-европ-, так и рус. И. дало блестящие образцы сатирич. произведений. И. занимает важное место в атеистич. воспитании трудящихся в социалистич. об-ве. Эстетич. творчество, возвышая человека, способствует развитию его способностей, формирует здоровые интересы и потребности. Все это перекрывает важные каналы воздействия религии на людей, способствует формированию науч. мировоззрения у трудящихся. В часта., большое значение имеет эстетич. сторона социалистич. праздников и обрядов, к-рые являются одной из важных форм удовлетворения эстетич. потребностей масс. Атеистич. тема заняла важное место в сов. И. с первых лет революции. Но если в довоенные годы преобладали агитац. произведения, разоблачавшие реакц. соц. роль религии и деятельность контр-революц. духовенства, то ныне деятелями И. решается задача формирования атеистич. убежденности масс, раскрытия соц.-психологич. конфликтов, вызываемых религией, показа вредного воздействия религ. веры на личность.