филос.-теологич. школа в исламе, пользовавшаяся большим влиянием в Иране в 16-17 вв. Крупнейшие представители - Мир Дамад (Мухаммед Бакир Дамад) и Мулла Садра (СадрадДин ашШирази).
Традиции суфизма (учение об ишрак и др.) сочетались в И. ш. с идеями аристотелизма (особенно в логике), неоплатонизма, пифагореизма. Согласно учению И. ш., истина постигается через обращение к имамам и мистич. единение с ними - носителями универсального разума и духовно-аскетич. практики. Логико-филос. рассуждению отводится вспомогат. роль по сравнению с непосредств. восприятием божеств. разума (хикмат), сообщаемым в откровении. Истина раскрывается, как в зеркале, в божеств. именах, тождественных сущности бога, но отличающихся между собой. Творение мира - это явление божественных имен, каждое имя в качестве архетипа дает жизнь определ. предмету. Высшему имени (аллах) соответствует универсальный человек - пророк, или святой имам. Свой небесный архетип есть и у Корана, поэтому для понимания его сокровенного смысла надо уметь интерпретировать его с помощью слов и чисел. Влияние наследия И. ш. сильно сказывается в совр. шиитской теологии Ирана и Ирака.