(Heal, Heal ing). Восстановление здоровья (Пс 41:3), нормального состояния человека (физического, умственного, духовного). Согласно Библии, Бог прежде всего желает, чтобы человек "здравствовал и преуспевал во всем" (ЗИн 2). Тема целительства одна из основных в Библии. Болезнь лечится сверхъестественным вмешательством Бога, с использованием или без использования земных средств. Сам Бог провозгласил: "Я Господь, целитель" (ИеговаРофи, Исх 15:26); Св. Писание прямо учит, что Бог исцеляет все болезни человека (Пс 102:3). В ВЗ значение "лечить", "исцелять" обычно передается словомrapha, к-ром у в Септ, соответствуетiaomai, а в НЗ therapeud и iaomai.
В Библии представлены две основные концепции болезней и исцеления.
(1) Согласно одной в. з. концепции, способен исцелять только Бог и только Он приносит болезни. Во Втор 32:29 Бог непосредственный источник хворей и болезней, насылаемых в наказание за грехи (напр., Чис 2:915; 2Пар 21:1819; 26:1621), а исцеление награда за покорность, знак Божьего прощения, милосердияи любви (напр., Быт 20:17; Пс 40:5). Это касается не только отдельного человека, но и целых народов (напр., Исх 23:2225; Лев 26:1421; Чис 16:47; Втор 7:15).
(2)Другая концепция занимает не столь заметное место в ВЗ, хотя и обнаруживается в Иов, в некрых историях исцелений и в Пс. Именно она лежит в основе слов Христа, Который рассматривает всякую болезнь как следствие общей порочности человека, обусловленной первородным грехом (Быт 2:17; 3:19; Рим 5:1221). Грехопадение Адама вменено всему человечеству, и человечество, среди прочего, подвержено болезням. В НЗ болезнь и Сатана тесно связаны(Лк 13:16; Мф 12:2228); при этом, по учению Христа (как и Книге Иова), болезнь не всегда божественное наказание за человеческий грех (хотя и это возможно, Ин 5:14), и Бог не всегда насылает болезнь в качестве наказания. Перед тем как Христос исцелил слепого, Его ученики спросили: "Равви! кто согрешил, он или родители его, что родился слепым? Иисус отвечал: не согрешил ни он, ни родители его, но это для того, чтобы на нем явились дела Божии" (Ин 9:13; см. 11:4). Тем не менее Бог использует болезни, чтобы наказать своих детей (Евр 12:6; Притч 3:78,1112), ато и помочь им укрепиться в вере, милосердии, твердости характера, как в случаях с Иовом и ап. Павлом (Иов 40:4; 42:6; 2 Кор 4:17). И все же болезнь это прежде всего зло, к-рое противоречит и противодействует воле Божьей, заботе Бога о человеке.
В служении ХристаЦелителя решающее значение принадлежит вере. Обычно для успешного исцеления требовалось, чтобы у самого больного или у человека, его представлявшего, была вера. Считалось, что исцеление свидетельствует о вере больного, а не служит ее источником (см. Мф9:2,22,29; 8:13; 15:28). Яркая иллюстрация этого положения Мк 6:56 и Мф 13:58, откуда следует, что Христос не мог исцелять в Назарете, потому что в людях не было веры; согласно Мф 17:20, исцеление не удалось ученикам изза их безверия. В Иак 5:16 подчеркивается, что исцеление приносит исполненная веры молитва.
Самый противоречивый теологический аспект божественного исцеления связь его с искуплением. Иногда считают, что физическое исцеление зависит исключительно от воли Божьей и Его всемогущества, иначе говоря Бог исцеляет того, кого хочет исцелить. Однако преобладает точка зрения, согласно крой исцеление, как и спасение, уготовано всякому верующему, через искупительную смерть Христа. Опираясь на Мф 8:1617, где именно так толкуется Ис 53:4, сторонники этой концепции заключают, что Христос претерпел как духовные, так и физические страдания на кресте, и тем самым верующий получает от Него физическое исцеление, наряду со спасением.
Вера играет в спасении очень важную роль, и некрые сторонники учения о божественном исцелении полагают, что нельзя или не стоит принимать лекарства. Поскольку главная причина болезни грех, излечить крый можно только духовно, они верят лишь в духовное лечение, считая всякое медицинское вмешательство неверием в исцеляющуюсилу Бога. В проповеди "Врачи, лекарства и бесы враги Христа исцеляющего" (1895) Дж.А. Дауи говорит, что лекарства орудия дьявола, крые тщатся погубить подлинную веру. Однако Библия столь радикальную позицию не поддерживает. Согласно и ВЗ, и НЗ, лекарства употреблялись (напр., 3 Цар 20:211; Лк 10:34; 1Тим5:23), если только они не имели отношения к языческим культам (напр., Аса прибегнул к помощи колдунаязычника). Евреи диаспоры верили, что "Господь создал из земли врачевства, и благоразумный человек не будет пренебрегать ими" (Сир 38:115). Согласно Мф 9:12, сам Христос считал естественным обращаться к врачам.
Служение ХристаЦелителя продолжилось, когда Он отправил на служение "двенадцать" (Мк 6:713; Мф 10:15; Лк 9:16) и "семьдесят" (Лк 10:9). Деян и апостольские послания явственно свидетельствуют о том, что божественное целительство продолжается через апостольскую Церковь; согласно Иак 5:1416, исцелять больного молитвой дело и долг праведника. Существуют многочисленные свидетельства отцов Церкви (Иринея Лионского, Оригена, Юстина Мученика, Тертуллиана, Августина) о распространенности божественного целительства в послеапостольскую эпоху. Папа Иннокентий III определял миропомазание и молитву за больного как право, на к-рое может рассчитывать всякий верующий. С IX в. практика божественного целительства пришла в упадок. Перед Реформацией целительство бывало, но редко (напр., у Бернара Клервоского и у вальденсов). Лютер и английские реформаторы возобновили его в своих служениях, а после реформации его продолжили Плимутские братья, Моравские братья, меннониты, квакеры, уэслианцы. В XIX в. по всей Европе бурно возрождалось целительство, вдохновителями крого стали Доротея Трудель, О. Штокмайер, И. Блюмгардт и У. Бордман. В Америке движение Благочестия положило начало специальному служению "божественного целительства", к-рое возглавили Ч. Куллис, К.Дж. Монтгомери, Э.Б. Симпсон, Э.Дж. Гордон, Р.А. ТоррииДж.А. Дауи. Учение о божественном целительстве занимает центральное место у современных пятидесятников и харизматиков.
Все эпохи от Быт до Откр, от ранней Церкви до XX в. свидетельствуют о том, что многие из народа Божьего пережили опыт физического исцеления через божественное вмешательство.
P.G. CHAPPELI.(пер. Ю.Т.)
Библиография: К.М. Bailey,Divine Healing, the Childrens Bread; W.E. Boardman,The Great Phisician (Jehovah Rophy); F.E Bosworth,Christ the Healer; ? Bushnell,Nature and the Supernatural; R.K. Carter, The Atonement for Sin and Sickness and"Faith Healing" Reviewed After Twenty Years; RG. Chappell,"The Divine Healing Movement in America" (Ph. D. diss., Drew University); E. Frost,Christian Healing; A.J. Gordon,The Ministry of Healing; R.K.Harrison, ISBE (rev.), II, 64047; M.T. Kelsey,Healing and Christianity in Ancient Thought and Modern Times; R.L. Marsh, "Faith Healing": A Defense; A. Murray,Divine Healing; F.W. Pulien, The Anointing of the Sick; O. Stockmayer,Sickness and the Gospel; R.A. Torrev,Divine Healing; B.B. Warfield, Counterfeit Miracles.
См. также: Духовные дары.