Ирвинг, Эдвард
Ирвинг Эдвард
(1792-1834) - основатель Католической апостольской церкви. Ирвинг, шотландский пресвитерианин, в 1822 г. стал служителем Халкидонской капеллы в Лондоне, где был известен своей оппозицией к политическим реформам, католической эмансипации и Лондонскому университету, который он называл «синагогой сатаны». Ирвинг принял точку зрения исповедующих миллениализм и поощрял к говорению на языках и харизматическим дарам (см.: Миллениализм). В результате, в 1832 г. произошел раскол церкви, и последователи Ирвинга основали Католическую апостольскую церковь. К произведениям Ирвинга относятся: «Пришествие Мессии во славе и величии» (The Coming of the Messiah in Glory and Majesty, 1827), «Для оракулов Бога» (For the Oracles of God, 1832), «Ортодоксальная и католическая доктрина о человеческой природе нашего Господа» (Orthodox and Catholic Doctrine of Our Lord’s Human Nature, 1830).
Источник: Новые религиозные движения.
Ирвинг, Эдвард
(Irving, Eduard, 17921834). Пастор Евангелической Шотландской церкви, сделавший попытку отойти от антихаризматической позиции протестантской Реформации и привнести харизматические черты в протестантизм. Талантливый, обладавший необыкновенным даром убеждать, Ирвинг уже в начале служения критиковал коллегевангеликов. Считая себя пророком, посланным Богом с особой вестью к протестантам Британии, он с готовностью принял в 1822 г. предложение стать пастором в ск-ром номЛондонском приходе. Скоро его проповеднический талант получил признание; толпы людей стремились попасть к нему на службу, в связи с чем к 1827 г. быласпециально построена огромная церковь на Риджентсквер.
Страх перед либерализмом и разочарование в предпринимательскооптимистическом духе евангеликов побудили романтически настроенного Ирвинга вместе с многими другими протестантамиконфессионалистами искать ответы на животрепещущие вопросы современности в "золотом веке" прошлого. Этим веком была Реформация; но если британские конфессионалисты обращались к ее учению, Ирвинг избрал особый путь. Он пришел к выводу, что сила Реформации в ее теологии таинств, и потому особенно подчеркивал харизматический сакраментализм, факт присутствия и действенности Св. Духа в крещении.
В сознании своей правоты он укрепился, познакомившись с первыми англиканскими евангеликамипремилленаристами. С грядущим возвращением Иисуса Христа он связывал конец евангелизма и либерализма. Более того, он предвидел короткий период, предшествующий Второму пришествию, когда Св. Дух изольется в последний раз. Страстная вера и энтузиазм сделали его первым популяризатором идей премилленаризма в XIX в., оказав влияние на общепризнанных основателей премилленаристского движения Плимутских братьев Дж. Дарби и др. Отныне Ирвинг защищал харизматическую эсхатологию.
Важнейший этап в становлении его религиозных воззрений вера в еще одно излияние "необычайных" даров Св. Духа перед Вторым пришествием. К-ром е того, он разрабатывал харизматическую христологию, края учила, что в своем воплощении Иисус Христос обрел человеческую природу, поврежденную грехопадением, но действие Св. Духа ограждало Его от греха. Такие воззрения вызвали многочисленные протесты в Шотландской церкви, крые только усилились, когда Ирвинг объявил, что его учение прокладывает путь окончательной победе Христа, традиционный же кальвинизм неспособен решить эту задачу.
Весной 1830г. распространились слухи, что на западе Шотландии "говорили на языках"; в течение всего года такие же случаи наблюдались в церкви на Риджентсквер. Пресвитерия лишила Ирвинга кафедры, а в 1833 г. решением Генеральной ассамблеи Шотландской церкви ему было запрещено служение. Вместе со своими последователями (почти все они раньше принадлежали к англиканамевангеликам) он влился в движение, носившее название Кафолической апостольской церкви. Хотя статуе его оказался значительно ниже, чем у лидеров движения, за крыми признавалась апостольская преемственность, он не возражал. Несколько месяцев спустя Ирвингскончался.
I.S. RENNIE(nep. Ю.Т.) Библиография: M.OIiphant,The Life of Edward Irving, 2 vols.; G. Carlyle,The Collected Writings of Edward Irving, 5 vols.; A.L. Drummond, Edward Irving and His Circle: R.A.Davenport, Albury Apostles; E. Sandeen,The Roots of Fundamentalism; G. Strachan, The Pentecostal Theology of Edward Irving; W. Oliver,Prophets and Millennialists; H.C. Whitley, Blinded Eagle.
Страх перед либерализмом и разочарование в предпринимательскооптимистическом духе евангеликов побудили романтически настроенного Ирвинга вместе с многими другими протестантамиконфессионалистами искать ответы на животрепещущие вопросы современности в "золотом веке" прошлого. Этим веком была Реформация; но если британские конфессионалисты обращались к ее учению, Ирвинг избрал особый путь. Он пришел к выводу, что сила Реформации в ее теологии таинств, и потому особенно подчеркивал харизматический сакраментализм, факт присутствия и действенности Св. Духа в крещении.
В сознании своей правоты он укрепился, познакомившись с первыми англиканскими евангеликамипремилленаристами. С грядущим возвращением Иисуса Христа он связывал конец евангелизма и либерализма. Более того, он предвидел короткий период, предшествующий Второму пришествию, когда Св. Дух изольется в последний раз. Страстная вера и энтузиазм сделали его первым популяризатором идей премилленаризма в XIX в., оказав влияние на общепризнанных основателей премилленаристского движения Плимутских братьев Дж. Дарби и др. Отныне Ирвинг защищал харизматическую эсхатологию.
Важнейший этап в становлении его религиозных воззрений вера в еще одно излияние "необычайных" даров Св. Духа перед Вторым пришествием. К-ром е того, он разрабатывал харизматическую христологию, края учила, что в своем воплощении Иисус Христос обрел человеческую природу, поврежденную грехопадением, но действие Св. Духа ограждало Его от греха. Такие воззрения вызвали многочисленные протесты в Шотландской церкви, крые только усилились, когда Ирвинг объявил, что его учение прокладывает путь окончательной победе Христа, традиционный же кальвинизм неспособен решить эту задачу.
Весной 1830г. распространились слухи, что на западе Шотландии "говорили на языках"; в течение всего года такие же случаи наблюдались в церкви на Риджентсквер. Пресвитерия лишила Ирвинга кафедры, а в 1833 г. решением Генеральной ассамблеи Шотландской церкви ему было запрещено служение. Вместе со своими последователями (почти все они раньше принадлежали к англиканамевангеликам) он влился в движение, носившее название Кафолической апостольской церкви. Хотя статуе его оказался значительно ниже, чем у лидеров движения, за крыми признавалась апостольская преемственность, он не возражал. Несколько месяцев спустя Ирвингскончался.
I.S. RENNIE(nep. Ю.Т.) Библиография: M.OIiphant,The Life of Edward Irving, 2 vols.; G. Carlyle,The Collected Writings of Edward Irving, 5 vols.; A.L. Drummond, Edward Irving and His Circle: R.A.Davenport, Albury Apostles; E. Sandeen,The Roots of Fundamentalism; G. Strachan, The Pentecostal Theology of Edward Irving; W. Oliver,Prophets and Millennialists; H.C. Whitley, Blinded Eagle.
Источник: Теологический энциклопедический словарь