Иррационализм и рационализм
Иррационализм и рационализм.
Иррационализм – философское направление, ограничивающее или даже отрицающее возможность рационального познания действительности. С точки зрения И. в мире царит хаос, слепая случайность. Познание его разумными средствами неадекватно или даже невозможно. Поэтому главную роль в познании играют иррациональные источники: религиозное откровение, мистическое озарение, интуиция, эмоции, воля. Тем самым И. абсолютизирует познавательные возможности сферы бессознательного, иррационального и принижает возможности разума, сознания. Позиция И. характерна для философских учений А. Шопенгауэра, Ф. Ницше, экзистенциалистов и др. Рационализм в противовес И. отстаивает познавательные возможности разума, рационального знания. С точки зрения Р. именно разум является основой познания и поведения людей. Позиция Р. предполагает закономерность, причинно-следственную обусловленность явлений бытия, необходимость логики, обоснованности положений, строгих определений, выполнения других норм научной рациональности в познании. Позиция Р. характерна для таких мыслителей как Ф. Бэкон, Р. Декарт, И. Кант, Г. Гегель и др. Диалектическое мышление требует преодоления односторонних крайностей Р. и И. В реальном процессе познания необходим синтез как рациональных так и иррациональных источников знания.
Источник: Философия: словарь основных понятий и тесты по курсу «Философия»
Рационализм и иррационализм
от лат. rationalis – разумный и irrationalis – неразумный, бессознательный) – философские направления, онтологический смысл которых состоит в разной трактовке мира относительно средств его идеального освоения. С точки зрения Р. мир таков, что он в принципе полностью поддается рациональному (логическому, дискурсивному, отчетливо выраженному в языке) познанию. И. допускает в мире нечто неподдающееся логическому познанию, «алогическое» и требующее для освоения других средств: интуиции, непосредственного переживанияи т.п. Р. полагает, что иррациональное есть просто плохо осознанное или иллюзорное. И, напротив, часто акцентирует на ограниченности и поверхностности рационального познания. Задача заключается в том, чтобы дать категориальную характеристику онтологии, которой адекватно рациональное или, соответственно, иррациоyальное (лучше бы сказать «внерациональное», дабы устранить отрицательные ассоциации) идеальное освоение. Рациональное адекватно определенности, системности, повторяемости. Внерациональное адекватно неопределенности, событийности (становлению как аспекту изменения и развития),неповторимости. Например, в субъективной реальности рациональному поддается ее информационный уровень, а по мере вхождения в неинформационные глубины нарастает роль внерацинального, становясь единственным инструментом освоения внеинформационного в чистом виде, лежащего в основании субъективности ( и тогда прав Ф.Тютчев: «Мысль изреченная есть ложь»).
Источник: Философские категории авторский словарь