ИРОНИЯ в философии
ИРОНИЯ в философии
(греч. ???o???? — притворство, отговорка) — намеренная манера говорить, когда говорящий предстает незнающим, хотя в действительности он знает или говорит нечто обратное тому, что он в действительности думает и что должно быть понято интеллектуальным слушателем. Первоначально И. понималась как скрытая насмешка, что отличало ее от сатиры и пародии с их эксплицитно идентифицированным статусом. Но уже в «сократовской И.», как ее понимал Платон, И.насмешка переосмыслялась как глубоко жизненная позиция, отражающая сложность чел. мысли, как позиция диалектич., направленная на опровержение мнимого и установление истинного знания. Сократовское «притворство» начиналось с внешн. позы насмешливого «неведения», но имело своей целью конечную истину, постижение к-рой, однако, не м.б. принципиально завершено. Нем. романтики (А.Мюллер, Ф.Шлегель) понимали И. как состояние духа, когда он на все смотрит «сквозь пальцы», возвышается над всем ограниченным, в т.ч. и над собств. творениями. И. у романтиков м.б. выражением действительного превосходства или компенсацией внутр. слабости и неуверенности. «Романтическая И.» как последовательное снятие в творчестве ограничений и имманентных границ духа выступает вместе с тем и выражением сути бытия. Экзистенциальная И. (С.Кьеркегор) представляет собой неучет эстетич. явлений при переходе к этич. нормам, к-рые образуют предпосылку религ. самонахождения в высокоразвитом мире христ. чувств. И. истории — термин философии истории, фиксирующий феномен закономерного несовпадения целей соц.-истор. деятельности человека и полученных результатов. Лит.: Лосев А.Ф., Шестаков А.П. История эстетических категорий. М., 1965; Лосев А.Ф. Ирония античная и романтическая // Эстетика и искусство. М., 1966. В.И.Полищук
Источник: История и философия науки. Энциклопедический словарь