ИРАНСКАЯ ОБЩЕСТВЕННАЯ МЫСЛЬ
ИРАНСКАЯ ОБЩЕСТВЕННАЯ МЫСЛЬ
В результате переплетения историч. судеб народов Ирана, Ср. Азии и Азербайджана И. о. м. развивалась до 15 в. в тесной связи с обществ. мыслью упомянутых стран. Поэтому многие мыслители и поэты и их лит. произведения, в т.ч. и философские, законно признаются общим культурным наследием Ирана, Ср. Азии и Азербайджана (подробно см. встатьях о филос. мысли народов союзных республик СССР). Ввиду большого влияния и распространения религии в феод. Иране вплоть до последних веков И. о. м. выступала большей частью в религ. оболочке. При этом в идеалистической по своей основе И. о. м. нередко обнаруживались материалистич. тенденции. Формированию иран. филос. мысли предшествовала сложная борьба различных религ. верований. В период господства Сасанидов (3–4 вв.) офиц. религией в Иране стал зороастризм. Зороастрийская лит-ра обожествляла царя, освящала социальное неравенство. Против господствовавшей религии зороастризма в сасанидском гос-ве выступали различные еретич. течения, в пределах к-рых развивалась и филос. мысль. Так, в религ. течении зерванизма, считавшем, что две противоположные сущности, два божества (Ахурамазда и Ариман) происходят от более древней и первоначальной субстанции – бесконечного времени (зрвана акарана), появилось направление, отрицавшее сотворение мира, божеств. предопределение, а также ад и рай и признававшее изначальность мира. Именно учение об изначальности мира стало осн. тезисом, специфичным для последующей материалистич. тенденции в И. о. м. и философии др. стран мусульм. Востока. Преемниками зерванистов были дахриты (от араб. слова дахр – время), признававшие материальность мира. Слово дахри стало синонимом еретика, безбожника. Большое распространение в Иране получило манихейство, в основе к-рого лежало дуалистич. учение о борьбе двух сил – света и тьмы. Оно испытало сильное влияние христианства, проникавшего в Иран, а также восприняло нек-рые элементы буддизма. Основателем манихейства был религ. реформатор Мани (215–277), к-рый утверждал, что власть света должна побороть власть тьмы в результате воздержания, аскетич. образа жизни. Его учение, направленное против гнета и имуществ. неравенства, против феод. кабалы, отражало чаяния крестьянства и гор. плебса. Сторонники раннего манихейства подверглись гонению и расправе со стороны зороастрийского жречества и офиц. власти, а Мани был схвачен и казнен. Дальнейшим идеологич. развитием манихейства являлся маздакизм – уравнит. движение, возникшее в конце 5 – начале 6 вв. Руководителем и идеологом его был Маздак, выходец из Нишапура (Хорасан). Его учение также основывалось на признании противостоящих друг другу двух начал – добра и зла, света и тьмы. При этом, в отличие от манихейства, проповедовавшего аскетизм и пессимизм, маздакизм считал торжество света над тьмой закономерным и неизбежным. Согласно этому учению, водворение на земле справедливости может быть осуществлено немедленно. Исходя из этих принципов, маздакизм призывал к практич. действиям по уничтожению социального неравенства, по установлению общности владения всеми благами, добываемыми человеком. Это народное движение было направлено прежде всего против усилившегося феодального закабаления общинников; оно охватило самые широкие слои населения, распространилось на всю территорию Ирана и продолжалось около четверти века. Восставшие захватывали силой хлеб, землю, орудия произ-ва, делая все добытое достоянием общины. Феод. знать, жречество мобилизовали все силы для разгрома маздакидского движения, используя социальные противоречия различных слоев его сторонников. В 531 было учинено массовое истребление маздакидов, а их идеолог и вождь был предан жестокой казни. Однако маздакидская социальная утопия о справедливом царстве на земле, несмотря на трагич. конец восстания, оказала существ. влияние на последующие народно-еретич. движения в странах Востока, в частности на мощное движение "белорубашечников" под руководством Муканны в Средней Азии в 8 в. Наряду с развитием ересей и нар. движений, И. о. м. получила новый толчок благодаря распространению в Иране начиная с 4 в. неоплатонизма, учений Аристотеля и Платона. Этот второй наплыв идей греч. философии в Иран (первый был связан с эллинизацией Востока, обусловленной завоеваниями Александра Македонского) был вызван переселением в Иран сирийских и визант. ученых, подвергавшихся преследованиям у себя на родине. В 4 в. началось переселение в Иран несторианцев (см. Несторианство) и тех передовых ученых, к-рых реакц. духовенство Византии (уничтожившее величайшую сокровищницу документов антич. науки – Александрийскую библиотеку) причисляло к несторианцам. В конце 5 в. (489) в гос-во Сасанидов эмигрировали деятели др. крупнейшего науч.-филос. центра Византии – Академии г. Эдессы, глава к-рой Нарсай создал Академию в г. Нисибине. В г. Гундешапур перебрались преподаватели и слушатели Академии Платоновской, закрытой визант. имп. Юстинианом в 529. В числе крупных деятелей философии, связанных с греч. мыслью и оказавших влияние на развитие И. о. м., следует упомянуть переводчика Аристотеля и Порфирия с греч. на сирийский яз. Ибаса (ум. 457); комментатора тех же философов Пробуса; автора ряда науч., в т.ч. филос. соч. Сергия Решайнского (ум. 536) – ученика Иоанна Грамматика (Филопона), находившегося под влиянием Аристотеля, Галена и Гиппократа; монофизита Ахуд-Эммаха; придворного Хосрова I Ануширвана – Павла из Дершахра. При содействии этих и др. ученых переводились произв. антич. философов на среднеперс. язык, создавались филос. школы. Кроме названных, возникли науч. центры в Медаине, Ривардашире и др. городах. Элементы рационализма встречаются в нек-рых произв. пехлевийской лит-ры (т.е. сочинениях или памятниках на среднеперс. яз. – пехлеви; большая часть их была создана в 3–9 вв.), напр. в сравнительно позднем (9 в.) трактате "Разъяснение, устраняющее сомнение" ("Шиканд гуманик вичар"). Так, выступая в защиту зороастрийской религии и подвергая критике др. вероучения, в т.ч. ислам, автор книги Марданфаррох сын Ормоздада в главе XI пишет, что "создание зла не может согласоваться с абсолютными знаниями, с абсолютной силой, с благодетельностью, всепрощением и справедливостью бога. Если он благодетель, то почему он терпит зло. Если он всепрощающий, то почему он наказует тех, кто делает зло. Если он мудр, почему он не удержал сотворенного им первого человека от неповиновения. Люди побуждаются к убийству пророков, побеждает же обманывающий, который утверждает свое положение. Такой бог, – говорится в книге, – не может быть иначе, как слабым, притеснителем, невеждой. Нет веры в его милосердие и всепрощение, так как он сам колеблется в отношении к добру и злу". Однако в своем преобладающем большинстве произв. пехлевийской лит-ры обосновывали религ.-идеалистич. философию. Образцом может служить, напр., трактат 9 в. "Дух разума" ("Меноги храд"). Широкое распространение в сасанидском Иране имела дидактич. лит-ра (многочисл. разделы в богословском трактате "Динкарт", в приписываемой "мудрому царю" Ануширвану Сасаниду книге "Андарзе Анушаграван" и др.), к-рая в форме андарза (назидания) проповедовала идеалистич. взгляды, призывала беспрекословно подчиняться религии и шаху ("столбовая дорога – религия, а награда – рай"), довольствоваться малым, резко осуждала уравнительскую проповедь манихейства и маздакизма. Это религ.-моралистич. направление продолжало развиваться и в более позднее время (в новоперс. лит-ре), проникнув в этику (ахлак), светскую художественную лит-ру, и нашло свое выражение в особых "зерцалах" (особом виде худож. произв., содержащих назидания, поучения и т.п.). Завоевание Ирана арабами, начавшееся в 636, сопровождалось усиленным внедрением ислама в культурную жизнь страны. В этих условиях на И. о. м. оказала большое влияние арабская философия, в рамках к-рой развивались иран. филос. направления, создавались иран. мыслителями новые филос. произведения. Вспыхнувшие одно за другим антихалифатские восстания в Иране, Азербайджане и Ср. Азии (Абу Муслима, Бабека, Мазъяра, Муканны и др.) сопровождались активизацией борьбы и в области идеологии. Как и раньше, против ортодоксальной религии стали выступать различные еретические течения, отражавшие часто патриотические настроения местного населения. На арену борьбы выступают хуррамиты, идеология к-рых была сходна с маздакизмом, появляются философские течения, направленные против догм мусульм. схоластики. Рационалистич. тенденции нашли свое отражение даже внутри богословия и религ. юриспруденции, в борьбе между сторонниками преданий (ахле хадис) и сторонниками мнений (ахле назар). Первые строго запрещали как бы то ни было толковать догмы ислама, требуя принять их на веру, вторые считали необходимым аргументировать свои взгляды, мнения и спорить. Возникшее мусульманское теологич. направление мутакаллимов пыталось в какой-то мере сочетать религию с рассудком, за что первое время подвергалось нападкам со стороны ортодоксальной мусульм. теологии. Однако впоследствии оно стало ортодоксальным, благонамеренным, официально признанным и целиком подчинило филос. мышление исламу. Оппозиционным по отношению к исламскому догматизму было учение мутазилитов (отколовшихся). Мутазилизму предшествовали учения кадаритов, отвергавших фатализм джабаритов, к-рые хотя и придерживались фаталистич. воззрения, но отрицали ортодоксальное учение об атрибутах бога и о его роли творца мира, и сифатитов. В мутазилизме, одним из основателей к-рого был уроженец Ирана Васил ибн Ата (699–748), эта оппозиция к ортодоксальному исламу зашла еще дальше. Мутазилиты выступали против незыблемости Корана, против его учения об атрибутах бога, признавали превосходство разума в познании мира, свободу воли человека, отрицали фатализм. В трактовке нек-рых вопросов мутазилитами заметно влияние Аристотеля. В условиях борьбы между догматизмом и рационализмом возникали различные течения араб. философии, имевшие непосредств. отношение к И. о. м. Таковы, напр., кружки "Чистые братья" (Ихван ас-сафа), пытавшиеся согласовать философию с религией, устранить вражду между духовенством и философами и призывавшие добиться "внутреннего очищения и совершенства" с помощью науки и религии. Большую роль в борьбе со ср.-век. схоластикой сыграл родоначальник перипатетизма на мусульм. Востоке араб. философ Кинди. Выдающееся место в истории развития обществ. мысли Ирана занимает крупный врач, химик и философ Рази (865–926). Он воспринял прогрессивные идеи своих предшественников и углубился в изучение естеств. наук. Его филос. взгляды не были свободны от религ., идеалистич. представлений [из признаваемых им пяти вечных начал мира двумя являются: бог (халек) и общий дух (нафсе колли)], но в его принципах явственно выступала маториалистич. тенденция (в качестве трех других начал он признавал: праматерию – хаюлайе ула, абсолютное пространство – макане мотлак и абсолютное время – замане мотлак). К числу корифеев науч. мысли средневековья, оказавших большое влияние на развитие И. о. м., относятся Фараби, Бируни и особенно знаменитый врач, поэт и философ Ибн Сина. Его труды по медицине, естествознанию, математике, философии, психологии и логике, явившиеся результатом творческого и критич. освоения и дальнейшего развития идей антич. философов (гл. обр. Аристотеля) и рационалистич. подхода к изучению человека и природы, привели его к порогу материалистич. толкования и объяснения мн. явлений жизни. Прогрессивная филос. мысль нашла свое отражение и в ранноклассич. поэзии. Нар. тенденция, выражавшаяся в восхвалении разума и гуманности (Рудаки), проявлявшаяся в антихалифатской направленности и в благожелательном отношении к нар. движениям (Фирдоуси), обосновалась довольно прочно в перс. лит-ре и имела большое воспитат. значение. Философия Ибн Сины, Рази и др. прогрессивных мыслителей 10–12 вв., значительно обогативших своими передовыми идеями И. о. м., вызывала ненависть со стороны мусульм. духовенства. Против офиц. канонизированного ислама выступил исмаилизм (карматство – см. Карматы). Движение карматов первоначально выдвигало идею имуществ. равенства, основанного на общинных принципах, однако допускало сохранение рабства. Руководство этим антифеод. движением оказалось в руках аристократич. верхушки и духовенства, поэтому идеология исмаилизма сравнительно быстро стала мистической, реакционной. Но внутри карматства существовала нар. струя, а философия его содержала элементы рационализма, к-рые нашли свое отражение в творчестве многих ср.-век. поэтов Ирана. Наиболее крупным представителем исмаилитской философии был поэт и мыслитель Насир Xocpoв. Хотя он и находился в плену мистики и ср.-век. предрассудков, однако в своих трактатах он доказывал необходимость познания материального мира и искал ответа на вопрос о соотношении духа и материи. Наиболее прогрессивным элементом его обществ. взглядов является острая критика феод. произвола и прославление труда крестьян и ремесленников. Стихи известного поэта Омара Хайяма, автора бессмертных четверостиший (робайят), в к-рых выражены антиклерикальные и свободолюбивые идеи, направлены против мусульм. схоластики. Ему принадлежит также ряд филос. трактатов, в к-рых обнаруживаются рационалистич. элементы. Прогрессивное воздействие на И. о. м. оказали произв. выдающегося азерб. поэта и мыслителя Низами. Хотя взгляды поэта были идеалистическими, он выступал против идеи неизменности мира; идеальным ему представлялось общество, где нет царя, господствуют свобода, справедливость и труд ("Искандер-наме"). Противником светских наук, рационализма и материализма в философии был богослов и схоласт Газали, соединивший ортодоксальный ислам с суфизмом. В 9–10 вв. суфизм начал распространяться и в Иране. На раннем этапе своего развития суфизм выступал против офиц. религии, феод. своеволия и деспотии, отражая недовольство трудящихся порядками, установленными исламом. Тогда суфизм подвергался гонению со стороны мусульм. духовенства. Но с 11 в. феод. знать и офиц. религия начали подчинять суфизм своим интересам и с этого времени он постепенно превращался в благонамеренное мистико-аскетич. течение, проповедующее созерцание, смирение и покорность, отказ от борьбы. Суфизм из оппозиц. течения становится течением, в основном покровительствуемым офиц. исламом. Однако отдельные прогрессивные филос. идеи находят себе место в произведениях нек-рых авторов – сторонников суфизма, особенно у поэтов (Саади, Хафиза). К числу таких идей относятся, напр., идеи протеста против социального неравенства и несправедливости, требование "автономии личности" и др., в то время довольно популярные в гор. ремесл.-торг. среде. Этот бунт против феод. произвола и нашел, в частности, свое специфич. отражение в поэзии Хафиза в форме бунта личности, лирики протеста. В 12 в. возникло филос. течение, получившее название "философии озарения (откровения)" (хекмате эшрак или ишрак). Его сторонники считали, что познание истины достигается не разумом, а откровением (Сухраварди). Большую роль в развитии И. о. м. 13 в. сыграл ученый Насирэддин Туси, много сделавший для развития точных наук и составивший комментарий к аристотеле-авиценновской логике ("Основы логики" – "Асас оль-эгтебас"). В 14 в. возникает секта хуруфитов (буквенников), основоположник к-рой Фазоллах Наими (1339–1396), казненный как еретик, развивал нек-рые филос. положения, противостоявшие мусульм. ортодоксии. В целом же для И. о. м. 14–16 вв. характерно развитие суфийской философии. Ярким представителем И. о. м. 17 в. был Молла Садр Ширази, в философии к-рого содержались нек-рые материалистич. и диалектич. элементы. Мировоззрение Садра Ширази, направленное против застывших догм ислама, его передовые обществ.-политич. идеи оказали положит. влияние на дальнейшее развитие И. о. м. К 17–18 вв. относится и деятельность Бедиля, писавшего на языке фарси и оказывавшего влияние на развитие филос. мысли и лит-ры Ср. Азии, Индии и Ирана вплоть до 19–20 вв. В 18 и начале 19 вв. И. о. м. была представлена учениками и последователями Садра Ширази, наиболее видными из к-рых были Шейх Али Хазин, Хади Себзевари и др. Проникновение иностр. капитала в Иран в 19 в. и превращение страны в полуколонию вызвали волну обществ.-политич. движений и способствовали формированию новых идеологич. направлений. В 1844 Сеид Али-Мохаммед Баб основал секту бабидов (см. Бабизм) и объявил себя двенадцатым пророком – махди, к-рый, согласно шиитскому учению, исчез в 887 и должен был явиться к скончанию мира, чтобы уничтожить скопившееся зло на земле и установить совершенный социальный строй. Баб проповедовал принципы равенства и призывал своих приверженцев к борьбе за установление справедливого царства. Бабизм получил широкое распространение в Иране. Под руководством последователей Баба во мн. провинциях страны произошли массовые восстания, к-рые были разгромлены шахскими войсками. Бехаизм, по имени Бехауллы (наст. имя – Мирза Хусейн Али, 1817–92) – одного из учеников Баба, – выступивший в Иране в середине 19 в. и распространенный до сих пор, являлся по своей идеологии и политич. принципам с самого начала компромиссным, а затем и реакц. религ.-сектантским течением, отражавшим интересы компрадоров и проповедовавшим отказ от нац. независимости Ирана. В конце 19 в. в странах Бл. и Ср. Востока, в т.ч. в Иране, стал распространяться панисламизм, проповедовавший идею объединения всех народов, исповедующих ислам, в единую исламскую империю. Идеологом этого течения был Джемаль-ад-дин аль-Афгани (1838–97). Будучи по своей природе течением реакционным, панисламизм и превратился в 20 в., после подъема антиимпериалистич. и демократич. движения, в орудие империалистич. политики подавления нац.-освободит. борьбы народов Ирана. Реакцией на идеологию прогнившего феод. режима, возникшей под влиянием освободит. идей (гл. обр. франц. и рус. литератур), явилось просветительство. Наиболее видными пропагандистами просветит. идей в иранской лит-ре были: выдающийся ученый и директор первого светского учебного заведения европ. типа Реза Кули-хан Хедаят (1800–71), а также писатели Абд-ор-Рахим Талиб-заде (1855–1910), Зейн-оль-Абедин Мерагеи (1837–1910) и др., испытавшие воздействие азерб. атеиста, материалиста, писателя-реалиста и демократа Мирзы-Фатали Ахундова. Первая рус. революция и Великая Октябрьская социалистич. революция в России воодушевили народы Ирана на борьбу за свои демократич. права. Вместе с ростом нац.-освободит. и демократич. движения все большей популярностью в Иране начинают пользоваться марксистские идеи. В 1916 возникла первая в Иране рабочая партия "Адалят" ("Справедливость"). В 1920 была создана Иранская коммунистич. партия, осн. ядро к-рой составили члены партии "Адалят". Со дня своего существования Иранская коммунистич. партия стояла в первых рядах нац.-освободит. движения иран. народа, вела большую агитационную пропагандистскую работу среди рабочих, крестьян и интеллигенции, пользовалась неизменным доверием широких масс. В 1931 пр-во обрушилось жестокими репрессиями против Иранской коммунистич. партии, к-рая вынуждена была уйти в подполье. В 1937 реакция провела новые аресты, пытаясь пресечь деятельность марксистов, действовавших в подпольных условиях. В тюрьму была брошена большая группа прогрессивных деятелей во главе с талантливым ученым-марксистом, редактором теоретич. органа партии – журн. "Донья", доктором Таги Эрани, умерщвленным в тюремных застенках полицейскими палачами. Дальнейшее распространение получает марксизм в Иране во время и после 2-й мировой войны. Марксистско-ленинская теория составляет основу деятельности Народной партии Ирана (НПИ), созданной в сентябре 1941. Она явилась наследницей и продолжательницей дела Иранской коммунистич. партии. НПИ находится на нелегальном положении, продолжая бороться за свободу и независимость своей родины. Для борьбы с марксистскими идеями в Иране используются различные идеалистические и религиозные учения. В 30-х гг. 20 в. правящая верхушка Ирана стала усиленно насаждать паниранизм. Воинствующий шовинизм сочетался с пропагандой фашистских идей и созданием профашистских организаций. В последнее время в Иране распространяются мистич. идеи суфизма как якобы наиболее приемлемая для иранцев философия, основной смысл к-рой заключается в призыве к воздержанию и самоусовершенст-вованию, к вере во всемогущую силу бога и подчинению власти. Консервативные круги охотно распространяют в разной форме идеи непротивления, а наряду с ними и различные западноевроп. и амер. идеалистические течения в философии, лит-ре и иск-ве (прагматизм, экзистенционализм, фрейдизм и т.п.). Борьба против марксизма и рабочего движения ведется также путем насаждения ревизионизма и реформизма. Проповедь смирения, тесно связанная с пропагандой идеи отказа народа от борьбы за свои права, противопоставляется марксистской философии, к-рая становится все более популярной среди передовой иран. интеллигенции. Лит.: История философии, т. 1, 4, 5, М., 1957–61, т. 1, гл. 3, т. 4, гл. 9, т. 5, гл. 25; Очерки по истории философской и общественно-политической мысли народов СССР, т. 1, М., 1955, гл 3, 4; Крымский А. Е., История Персии, ее литературы и дервишской теософии, т. 1–3, М., 1909–17; Восток. Сб. II. Литература Ирана X – XV вв., M–Л., 1935; Пигулевская Н. В., Маздакитское движение, "Изв. АН СССР. Отд. ист. и филос.", 1944, No 4, с. 171–81; Брагинский И. С, Из истории таджикской народной поэзии, М., 1956; Григорьян С. Н., Из истории философии Средней Азии и Ирана VII – XII вв., М., 1960; Агахи A. M., Талантливый пропагандист марксистско-ленинской философии в Иране, "Тр. сектора философии АН Азерб. ССР", Баку. т. 2 (VT), 1960; его же, Распространение идей мapксизма-ленинизма в Иране. (До второй мировой войны), Баку, 1963; Радманеш Р., Единым фронтом в защиту свободы. К сорокалетию образования Иранской Коммунистической партии, "Правда", 22. VI. 1960; Сафа 3абихолла, Тарихе олуме акли дар тамаддоне эслами... (История рациональных наук в исламской культуре до второй половины XI в. н.э.), т. 1, Тегеран, 1950–53 (Тегеранск. ун-т, No 157); Гaни Кaсем, Бaxc дар асар ве афкар ве ахвале Хафез (Исследование произведений идеологии и жизни Хафиза), т. 2, Тегеран, 1943; Тарихе тасаввоф дар эслам..., (История суфизма в Исламе...), 2 изд., Тегеран, 1952; Nуberg H. S., Die Religionen des alten Iran, Lpz., 1938; Christensen ?., L´Iran sous les Sassanides, Copenhague, 1944. Д. Комиссаров. Москва.
Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.