Ипостась
(от греч. hypostasis — сущность) — в христианстве — обозначение каждого из обликов единосущего бога, выступающего в трех лицах: бог-отец, бог-сын и бог-дух святой (см. Троица).
Источник: Карманный словарь атеиста. Политиздат. 1986 г.
ИПОСТАСЬ
от греч. hypostasis - сущность, основание) - в христ. теологии понятие, характеризующее особенности каждого из 3 лиц троицы. Правосл. богословие утверждает, что различие И. представляет тайну, недоступную логике. но способную приобщить человека к созерцанию «пресвятой» троицы.
Источник: Атеистический словарь
ИПОСТАСЬ
(греч» - сущность, основание) - богослов, понятие, характеризующее особенности каждого из трех лиц христ. троицы. Сущность каждой И. (бога-отца, бога-сына и бога-духа святого) и их единства считается недоступной человеч, разуму и не поддающейся рац. объяснению; это объект слепой и бездумной веры.
Источник: Православие. Словарь атеиста. М. Политиздат 1988.— 272 с. ISBN 5-250-00079-7
ИПОСТАСЬ
(греч. hypostasis, лат. persona - лицо или личность) - "суть индивидуального бытия и само индивидуальное существо, существованием или бытийностью своею связанное с другими ипостасями в одно и единое бытие, в одну и ту же усию [греч. ousia - сущность]... Ипостась - истинная личность. Но она - Божья Личность. И если мы спокойно называем Божьи Ипостаси Божьими личностями и даже Лицами, нам не по себе, когда начинают называть ипостасью человеческую или тварную личность" (Л.Карсавин).
Источник: Краткий религиозно-философский словарь
ИПОСТАСЬ
греч. hypostasis - основание) - субстанция; также (оправданная или неоправданная) субстанциализация, овеществление какого-либо свойства, понятия, вообще чего-либо абстрактного или просто идеи. Термин впервые введен Посидонием в 1 в. до Р. X. В христианстве, начиная с патристики понятие ипостаси примерно равнозначно форме проявления или способу бытия и часто используется для толкования триединства: Отец, Сын и Дух Святой суть ипостаси триединства, которые (в греч. патристике) отождествляются с корнем, стволом и цветами.
Источник: Философский энциклопедический словарь
ИПОСТАСЬ
(Hypostase; от греч. — «основание») субстанция; также (оправданная или неоправданная) субстанциализация, овеществление какого-либо свойства, понятия, вообще чего-либо абстрактного или просто идеи. В патристике понятие ипостаси примерно равнозначно форме проявления или способу бытия и часто используется для толкования триединства: Отец, Сын и Дух Святой суть ипостаси триединства, которые (в греческой патристике) отождествляются с корнем, стволом и цветами. Для Канта ипостасью является то, что существует лишь в мыслях, для этого допускается реальный предмет вне субъекта; гипостазировать
опредмечивать.
Н. Dörrie. Zum Ursprung der neuplaton. H.nlehre, in: Hermes, 82 (1954).
Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961
ИПОСТАСИ
взаимопроникающие элементы гибридного идеала. Возможность гибридного нравственного идеала основана на отождествлении символа-образа и символа-идеи, на объединении архаичного представления с понятием, например, царя-батюшки с царем как главой бюрократии. При этом внутренние различия между И.
являются тайной, разоблачение которой, например через просвещение, через деятельность интеллигенции грозит распадом идеалу, дезинтеграцией обществу, социальной катастрофой. Псевдосинкретизм включает три И. : а) вечевой идеал, который в государстве существует в противоречивом единстве соборного и авторитарного идеалов; б) редуцированный до средств либеральный идеал и в) утилитаризм, который манипулирует первыми двумя И. В зависимости от конъюнктурных условий решения медиационной задачи ипостасное мышление приобрело в псевдосинкретизме фактор отождествления, слияния массового сознания и науки, что можно расценивать как попытку вернуться к синкретизму, не расставаясь с наукой, и одновременно как попытку перейти к (псевдо) научному мышлению, не расставаясь с древними пластами обыденного сознания.
Однако в результате кризиса господствующего нравственного идеала на каждом этапе, а также в особенности в конце глобального модифицированного цикла выявляются различия И. Они активизируются, расползаются, ускользают из-под контроля, начинают жить самостоятельной жизнью, вступая в конфликт друг с другом.
Носители И. могут превратиться в носителей самостоятельных нравственных идеалов.
Источник: Социокультурный словарь по книге Критика исторического опыта
ИПОСТАСЬ
от греч. осадок, проявление, выявление, основание, сущность), термин антич. философии; впервые введен Посидонием (1 в. до н. э.) в значении единичного реального бытия, в отличие от «кажущегося» и «мыслимого». Ранние стоики (Хрисипп) использовали лишь соответствующие глагольные формы для обозначения процесса, в к-ром бескачеств. материя объективируется («гипостазируется») во множестве эмпирич. вещей. Перипатетической традицией термин «И.» был усвоен в качестве синонима «первой сущности» «Категорий» (см. Аристотель, «Органом). В неоплатонизме (Порфирий) все И. делятся на «совершенные» («начальные И.», объективирующиеся в процессе эманации из единого - см. также Нус, Псюхе), и «несовершенные» (множественность единичных вещей).
В патристику термин «И.» вошел в значении «первой сущности» «Категорий». В тринитарных спорах 4 в. при истолковании формулы «одна сущность божества и три неслиянных и нераздельных единосущных II.» синонимия И. и сущности была устранена: сущность преимущественно стала пониматься как общее в отличие от И. как единичного - совокупности сущности и акциденций (каппадокийский кружок, Иоанн Филопон, Иоанн Дамаскин). Для обозначения суммы акциденций первоначально употреблялся термин (лик, личина, маска), ставший затем (в 4-6 вв.) синонимом И. В христологич. спорах 5-7 вв., применительно к истолкованию богочеловеч. личности Христа, была разработана концепция сложной И. как результата соединения двух сущностей, или природ (Леонтий Византийский, Максим Исповедник и др.).
В 19-20 вв. наблюдается тенденция к переосмыслению И. в качестве некоего личностного начала (аналогично «личности» в персонализме - в ее противопоставлении «индивиду»), онтологически отличного от сущности (природы), но неразрывно связанного с ней (П. А. Флоренский, С. Н. Булгаков, В. Н. Лосский и др.).
Источник: Советский философский словарь
Ипостась
(Hypostasis).
Это слово представляет собой транслитерацию греч.hypostasis, к-рое переводится как "субстанция", "природа", "сущность" (отhyphistasthai "находиться под чемлибо", "существовать";hypo "под", histamai "делать устойчивым") и обозначает действительное личное существование или личность. В философских текстах это слово служит для обозначения подлежащего, субстрата, крый лежит в основании чеголибо и является его неизменной существенной частью в отличие от атрибутов, крые могут изменяться. В теологии это понятие применялось в качестве термина, обозначающего одно из трех действительных и отдельных существований в единой неделимой субстанции, или сущности Бога, особенно единую личность Сына в Его двух природах, человеческой и божественной. Ставшее классическим определение Бога, данное на Халкидонском соборе, гласит: одна сущность в трех ипостасях (mia ousia, treis hypostaseis). Однако эту формулу неудачно перевели на латинский язык: одна субстанция в трех лицах (una substantia, trespersonae). Изза этого возникла путаница и тройственную субстанцию стали смешивать с однойousia (лат. essentia "сущность"); к-ром е того, латинское словоpersona ("лицо" или "маска")ассоциировалось у грекоязычных христиан с савеллианским модалистическим монархианством. На Александрийском соборе (362) пытались безуспешно разрешить это противоречие, определивhypostasis как синоним совершенно несхожего с ним словаpersona. Несмотря на то что в этом вопросе до сих пор не пришли к полной ясности, ортодоксальное понимание Бога одна сущность в трех лицах: Отца, Сына и Св. Духа.
W.E.Ward(пер. В. Р.)
Библиография: Н.Р. Van Dusen,Spirit, Son, and Father; L. Hodgson,The Doctrine of the Trinity; C.C. Richardson, The Doctrine of the Trinity; C. Welch, In This Name: The Doctrine of the Trinity in Contemporary Theology.
См. также: Бог,учениеоНем; Троица; Халкидонский собор.
Источник: Теологический энциклопедический словарь
ИПОСТАСЬ
один из важнейших терминов христианского богословия. В качестве термина позднеантичной философии впервые введен Посидонием в значении единичного реального бытия; в перипатетической традиции — синоним «первой сущности» «Категорий» Аристотеля. Словоупотребление, ставшее господствующим в церковной догматике, связано в первую очередь с богословской деятельностью Василия Великого и всего кружка кашшдокийцев. В восточном богословии уже начиная с 3 века (Ориген) понятие ипостаси использовалось в разных смыслах, в контексте учения о Троице, означая то различие Трех Лид, то их сущностное единство. Причиной этой неопределенности было отсутствие четкой терминологической дифференциации «ипостаси» (лат. substantia) и «сущности» (лат. substantia, essentia), проистекающей из близости этих слов в обыденном и философском языках. Афанасий Великий и Александрийский собор 362 еще употребляют эти слова в одинаковом смысле. В тринитарных спорах именно Василий Великий впервые попытался преодолеть крайности арианства и савелианства с помощью строгого терминологического различения «ипостаси» и «сущности». В формуле «одна сущность — три ипостаси» под ипостасью понимаются «истинно сущие» «отличительные особенности» трех Лиц внутри единой божественной «сущности», или «природы» (частное — общее). Так ипостась получила значение собственного конкретного бытия. У Григория Богослова ипостась как «способ существования» приравнивается к «лицу», что было приближением к терминологии западных отцов Церкви (persona); ипостасные признаки трех Лиц называются «отцовство», «сыновство» и «исхождение». Понятие ипостаси (уже как синоним «лица») вошло в вероопределение Халкидонского собора о двух природах и одной ипостаси во Христе. Важное место этому понятию отводится также в христолотии Леонтия Византийского, Леонтия Иерусалимского и Максима Исповедника. Позднее в богословии схоластиков (Росиелин, Абеляр) номиналистическая (концептуалистская) тенденция приводит к тому, что учение о трех ипостасях принимает форму тритеизма («троебожие»), с которым решительно боролись каппадокийцы.
А. В. Михайловский
Источник: Новая философская энциклопедия
Ипостась
То, что находится под (греческое слово hypostasis эквивалентно латинскому substantia), иными словами, то, что лежит в основании или служит чему‑то подставкой. Ипостась обозначает реальность, существующую в себе, но рассматриваемую, особенно после неоплатоников, в ее отношениях с другими ипостасями, из которых она проистекает или которым дает рождение. Так, у Плотина Единое (первая ипостась) порождает Ум (вторая ипостась, проистекающая из первой), который в свою очередь порождает Мировую душу (третья ипостась как эманация Ума). В христианской традиции это слово используется для обозначения трех лиц Троицы – Отца, Сына, Святого Духа, рассматриваемых как три ипостаси одного и того же бытия (ousia) – Бога. Оба эти значения, как неоплатоническое, так и христианское, в равной мере несущие заметный налет мистицизма, служат достаточным объяснением тому, что слово «ипостась» с течением времени довольно далеко отошло от понятия «субстанция». О камне можно сказать, что это субстанция (если принять, что он существует как вещь в себе), но ипостасью его никак не назовешь. В понятии ипостаси слишком заметно присутствие мистического: если это субстанция, то такая, которую мы не понимаем, которая превосходит наши возможности познания. С ней нельзя экспериментировать, если не прибегать к сверхъестественному или мистическому опыту. Отсюда уничижительный оттенок, который в новейшие времена приняло слово «ипостась», – это предполагаемая или фиктивная субстанция; целостность, которой ошибочно приписывается независимое существование в качестве реальности. Так, Платон рассматривал идеи как абсолютную реальность; то же самое делал Декарт в отношении своего cogito. Материалист возразит и тому и другому, для него идеи или душа суть не более чем фикции; это способ возведения мысли, которая является лишь актом деятельности тела, в ранг независимой или субстанциональной реальности. В этом последнем смысле ипостась есть абстракция, рассматриваемая как абсолютная реальность: вначале мы отделяем мысль от того, что ее производит (от тела или мозга), а затем превращаем в реальность, существующую в себе. Неясным остается одно: а может, материя тоже всего лишь ипостась?
Источник: Философский словарь.
ИПОСТАСЬ
ИПОСТАСЬ (от греч. ????????? - основание, сущность), термин античной философии; впервые введен стоиком Посидонием (1 в. до н. э.) в значении единичного реального бытия, в отличие от «кажущегося» (???????) и «мыслимого» (???????). Ранние стоики (Хрисипп) использовали лишь соответствующие глагольные формы для обозначения процесса, в котором бескачественная материя осуществляется («гипостазируется») во множестве эмпирических вещей. Перипатетической традицией термин «ипостась» был усвоен в качестве синонима «первой сущности» «Категорий». В неоплатонизме (Порфирий) все ипостаси делятся на «совершенные» («начальные ипостаси», объективирующиеся в процессе эманации из Единого) и «несовершенные» (множественность единичных вещей). В патристику термин «ипостась» вошел в значении «первой сущности» Аристотелевых «Категорий». В тринитарных спорах 4 в. при истолковании формулы «одна сущность божества и три неслиянных и нераздельных единосущных ипостаси» синонимия ипостаси и сущности была устранена: сущность преимущественно стала пониматься как общее в отличие от ипостаси как единичного - совокупности сущности и акциденций (каппадокий-ский кружок, Иоанн Филопон, Иоанн Дамаскин). Для обозначения суммы акциденций первоначально употреблялся термин ???????? (лицо, лик, личина), ставший затем (в 4-6 вв.) синонимом ипостаси. В христологических спорах 5-7 вв. применительно к истолкованию богочеловеческой личности Христа была разработана концепция сложной ипостаси как результата соединения двух сущностей, или природ (Леонтий Византийский, Максим Исповедник и др.)• Лит.: D?rrieH. ?????????. Wort- und Bedeutungsgeschichte, - NA WG 1, 1955, S. 35-92 (repr.: Platonica minora. M?nch., 1976); Chitchaline Y. A propos du titre du trait? de Plotin ???? ??? ????? ??????? ?????????? (Enn. V 1), - REG 105, 1992, p. 253-261; Hyparxis e hypostasis nel Neoplatonismo. Atti del I CoUoquio Internationale del Centro di Ricerca sul Neoplatonismo. A cura di F. Romano e D. P. Taormina. Fir., 1994; Грезин П. К. Богословский термин «ипостась» в контексте позднего эллинизма, - Богословский Вестник 5-6, 2005-2006, с. 191-228. Ю. А. ШИЧАЛИН
Источник: Античная философия. Энциклопедический словарь