ИОСИФЛЯНЕ
Иосифляне
сторонники Иосифа Волоцкого, в борьбе с нестяжателями отстаивали незыблемость церковной догмы, защищали церковно-монастырское землевладение.
ИОСИФЛЯНЕ
последователи Иосифа Волоцкого, выступавшие в кон. 15 - сер. 16 в. с критикой нестяжательства. Защищали церк.-монастыр. землевладение. Добились поддержки со стороны великокняж. власти, к-рая нуждалась в союзе с церковью для создания и укрепления централиз. гос-ва. Требовали от гос. власти жесточайшей расправы с организаторами и участниками антифеод. еретич. движений» Разработали учение о богоустановленности великокняж. и царской власти и о «Москве - третьем Риме», к-рое должно было не только обосновать мировое значение Рус. гос-ва, но и отстоять привилег. положение РПЦ, доказать правомерность ее притязаний на патриаршую форму правления, аналогичную римской и константинопольской.
Источник: Православие. Словарь атеиста. М. Политиздат 1988.— 272 с. ISBN 5-250-00079-7
ИОСИФЛЯНЕ
представители религиозно-политического направления в Русской православной церкви кон. 15—16 в., сторонники и последователи Иосифа Волоцкого. Видные представители: митрополиты Макарий, Даниил, старец Филофей, архиепископ Феодосии и др. Иосифляне выступали за союз церкви и государства, начиная с укрепления и защиты духовного авторитета главы государства (теории о божественном происхождении царской власти, Москва — Третий Рим) и кончая участием в решении ряда социальных проблем (помощь нищим, голодающим). Во имя защиты церковно-государственных устоев добивались жестокой расправы с еретиками, требовали от православных строгого соблюдения церковных обрядов и установлений. Иосифляне боролись против попыток нестяжателей ликвидировать или ограничить церковное землевладение, подкрепляя свою позицию ссылками на необходимость богатством и процветанием содействовать укреплению позиции церкви. Со временем иосифлянство превратилось в официальную идеологию Русской православной церкви.
Лит.: Лурье Я. С. Идеологическая борьба в русской публицистике кон. 15-нач. 16 в. М.-Л., 1960. E. H. Бутузкина
Лит.: Лурье Я. С. Идеологическая борьба в русской публицистике кон. 15-нач. 16 в. М.-Л., 1960. E. H. Бутузкина
Источник: Новая философская энциклопедия
иосифляне
церк.полит. течение в русском гос-ве конца XV - сер. XVI в., противостоявшее нестяжательству. Название получили как последователи Иосифа Волоцкого. Церковь (гл. о. монастыри) владела в то время почти третьей частью обрабатываемых земель и стремилась к дальнейшему расширению своих вотчин, что вело к столкновению ее феод. интересов с интересами вотчинников-бояр и обусловливало стремление великокняж. (царской) власти к секуляризации церк. вотчин для наделения дворянства землей. На этой почве и возникли церк.-полит. течения О. (защитников церк.-монастырского землевладения) и нестяжателей (его противников). Спор между ними разбирался на поместных соборах 1503 и 1531. Победили О. - их победа зависела от той поддержки, к-рую оказала им великокняж. власть, шедшая на уступку церкви ради использования ее как союзника в борьбе с реакц. боярами. В связи с этим О., ранее противопоставлявшие церковь великому князю (царю) Ивану III и утверждавшие, что «священство выше царства», начали развивать в своем учении идею «божественности» самодержавия и провозгласили, что «царь естеством подобен вышнему богу», что ему, как наместнику бога, принадлежит «суд и милость» во всем гос-ве и не только в светских, по и в церк. делах. Мерилом и нормой истины О. объявляли «свящ. писание» и категорически отвергали какую бы то ни было критику церк. догм. Осифлянскую литературу пронизывает боязнь «проклятого мнения», т. е. суждений, по опирающихся па «свящ. писание». Став господствующим направлением в русской правоел. церкви, О. вплоть до пол. XVI в. поставляли почти исключительно из своей среды митрополитов. После смерти Иосифа Волоцкого во главе О. был игумен Волоколамского монастыря, митрополит всея Руси Даниил, затем митроп. Макарий.
ИОСИФЛЯНЕ
или осифляне) – представители церк.-политич. течения в Русском гос-ве конца 15 – сер. 16 вв., выступавшие против реформац. движения в России. Свое название И. получили по имени главы движения Иосифа Волоцкого. Вначале И. выражали интересы удельно-княжеской оппозиции и выступали против великокняжеской власти. На соборе 1503 И. добились отклонения проекта ликвидации монастырского землевладения, с к-рым выступили т.н. нестяжатели, поддержанные Иваном III. На соборе 1504 И. добились осуждения новгородско-московских "еретиков" и жестокой расправы над ними. С этого времени И. поддерживали теорию о божеств. происхождении царской власти, выдвинутую Иосифом Волоцким, после смерти Иосифа Волоцкого И. возглавил Даниил, бывший с 1522 по 1539 митрополитом "всея Руси". Во главе с Даниилом И. продолжали ожесточ. борьбу с "еретиками" и нестяжателями, добились суда над Вассианом Косым и Максимом Греком. Противоеретич. полемика Даниила, направленная против выделявшегося в реформац. движении 1-й пол. 16 в. народного течения, носила обнаженно классовый, политич. характер. Выступая против еретич. движений, Даниил отождествлял критику православных догм со стороны "еретиков" с нападками на политич. строй. Представляя собой контрреформацию на рус. почве, И. приняли активное участив и в церк. соборах сер. 16 в., осудивших Матвея Башкина и Феодосия Косого. В борьбе с "еретиками" И. стремились перенять опыт исп. инквизиции. Взгляды И. восторжествовали в борьбе со взглядами нестяжателей и были до сер. 16 в. теорией господствующей церкви. Лит.: История философии, т. 1, М., 1957, с. 271; Рыбаков Б. А., Воинствующие церковники XVI в., "Антирелигиозник", 1934, No 3; Будовниц И. У., Русская публицистика XVI века, М.–Л., 1947; Зимин ?. ?., О политической доктрине Иосифа Волоцкого, "Тр. Отд. др.-рус. лит-ры. [Ин-т рус. лит-ры]", 1953, т. 9; Лурье Я. С., Краткая редакция "Устава" Иосифа Волоцкого – памятник идеологии раннего иосифлянства, там же, 1956, т. 12; Казакова Н. А. и Лурье Я. С., Антифеодальные еретические движения на Руси XIV – начала XVI века, M.–Л., 1955; Зимин А. А., И. С. Пересветов и его современники, М., 1958, ч. 1, гл. 2; Клибанов А. И., Реформационные движения в России в XIV – первой половине XVI вв., М., 1960, с. 210–11, 259–60; Лурье Я. С., Идеологическая борьба в русской публицистике конца XV – нач. XVI вв., М.–Л., 1960. В. Корецкий. Москва.
Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.
ИОСИФЛЯНЕ
сторонники и последователи Иосифа Волоцкого. Как церковно-политическое течение иосифлянство сложилось в кон. XV - нач. XVI в. и окончательно сформировалось в идеологию рус. православной церкви, стоявшей на почве союза с великокняжеской властью, в первые два десятилетия XVI в. И. выдвигали на первый план не внутреннее духовное совершенствование личности, не свободу духа, а социальную миссию религии и церкви как организующего начала человеческого общежития. Отсюда идея необходимости сосредоточения богатств в монастырях ради социально организованной благотворительности, а также требования суровой дисциплины в монашеской жизни, строгого соблюдения обрядового благочестия уставной молитвы, недопущения к.-л. отступлений от устава. И были непримиримыми противниками всякого рода ересей и не допускали никакой пощады еретикам. После смерти Иосифа Волоцкого во главе И. встал Даниил, избранный игуменом Волоколамского монастыря, а с 1522 г. ставший митрополитом Московским. Под его руководством они повели ожесточенную борьбу против нестяжателей. На соборе 1525 г. под их давлением был осужден Максим Грек, к-рому вменили в вину неточности его переводов, но фактически он был подвергнут наказанию за обличение внешнего, обрядоверческого направления рус. благочестия. Собор 1531 г. осудил наиболее яркого последователя Нила Сорского идеолога нестяжательства Вассиана Косого (Патрикеева), богословские расхождения к-рого с Даниилом были квалифицированы как ереси. В 1553-1554 гг. уже при митрополите Макарии было осуждено на заточение много "заволжских старцев"- нестяжателей, в т. ч. и Артемий Троицкий. Скиты вокруг Кирилло-Белозерского монастыря опустели. Т. обр., в рус. православии с сер. XVI в. И. окончательно взяли верх над нестяжателями, победило направление внешнего благочестия, а сторонники "умной" молитвы, духовной свободы, независимости церкви от светской власти потерпели поражение. В дальнейшем по мере укрепления связи И. с великим князем Московским в их идеологии все более явственно начинают проступать черты "государственности". В великокняжеской власти они начинают усматривать гаранта соблюдения имущественных прав монастырей от посягательств удельных князей, а также средство борьбы против еретических учений. В XVI в. иосифлянство окончательно превращается в официальную идеологию рус. православной церкви. Среди иосифлянских публицистов мы видим таких представителей рус. церкви, как старец Филофей, архиепископ Феодосии, митрополит Макарий. Однако победа И. в официальной борьбе не принесла им нравственных успехов. В общественном сознании иосифлянство отождествилось с прислужничеством церкви светской власти. И хотя это не соответствовало его идеологии, на их совести были гонения против Максима Грека, "заволжских старцев", к-рые своим нравственным обликом олицетворяли стойкость духа против внешних притеснений.
Источник: Русская философия: словарь