ИОСИФ ВОЛОЦКИЙ

Найдено 8 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Иосиф Волоцкий
1440- 1515) - глава церковно-политического учения, сторонники которого получили название иосифлян. Монашескую жизнь расценивал как своего рода социальное служение, а монастыри -центром всей окрестной жизни, проводниками справедливости и милосердия. . Идея социального призвания церкви побуждала Иосифа Волоцкого к активному участию в государственных делах.

Источник: Словарь-справочник по философии для студентов лечебного, педиатрического и стоматологического факультетов

ИОСИФ ВОЛОЦКИИ
(в миру Санин Иван, 1439/1440 - 1515) - основатель и игумен Волоколамского монастыря, церк. деятель, богослов и публицист консерват. направления, идеолог иосифлян. Отстаивал идею богоустановленности великокняж. власти и признавал за ней первенство в решении не только гражд., но и церк. вопросов. Автор книги «Просветитель», направленной против новгородско-московской ереси. Требовал жест, расправы над еретиками. Противник подлин. просвещения, резко осуждавший знания, порицавший размышления в делах веры: «мнение - второе падение». Канонизирован РПЦ.

Источник: Православие. Словарь атеиста. М. Политиздат 1988.— 272 с. ISBN 5-250-00079-7

ИОСИФ ВОЛОЦКИЙ
в миру Иван Санин, ок. 1439-1515) - церк. и обществ, деятель Моск. гос-ва, игумен и основатель Волоколамского монастыря, богослов и публицист. И. В. пытался обосновать божеств, происхождение княжеской власти и ее приоритет как в светских, так и в церк. делах. В книге «Просветитель», направленной против антифеод, новг.-моск. ереси. И. В. отстаивал принцип неприкосновенности церк.-мо-настыр. собственности; боролся против великокняжеских стремлений провести секуляризацию церк. землевладения и против нестяжателен. Возглавляемое И. В. церк.-политич. направление, получившее название осифлянства, было поддержано Иваном III и помести, собором 1503.

Источник: Атеистический словарь

ИОСИФ ВОЛОЦКИЙ
в миру – Санин И в а н) (1439–1515) – рус. богослов-схоласт, церк. писатель-публицист, глава контрреформации в России конца 15 – нач. 16 вв. Осн. произведением И. В. является "Просветитель, или Окончание ереси жидовствующих" (4 изд., 1903), направленное на обличение новгородско-московских "еретиков"; им написано 24 послания к различным лицам, редакции монастырского "Устава" и ряд др. произведений по религ.-церк. вопросам. Реакц. учение И. В. знаменовало идейное перевооружение церковников в ходе борьбы с "еретиками"-вольнодумцами. Соч.: Послания..., М.–Л., 1959. Лит.: Лурье Я. С., Иосиф Волоцкий как публицист и общественный деятель, в кн.: Послания Иосифа Волоцкого, М.–Л., 1959, с. 19–97.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

ИОСИФ ВОЛОЦКИЙ
(в миру Иван Санин; ок. 1439—1515) - церк. и обществ, деятель Моск. гос-ва, основатель и игумен крупного Волоколамского монастыря, сторонник централизов. гос. власти в ее борьбе против боярской оппозиции и феод. раздробленности страны. Он разработал теорию «божеств.» происхождения самодержавия. Вместе с том выступал против попыток царской (великокняж.) власти провести секуляризацию церк. земель и в борьбе с «нестяжателъством» па соборе 1503, заручившись поддержкой царя, отстоял феод. право монастырей на владение землями. И. В. был непримиримым врагом антифеод. «но в гор.-моск. ереси». Против «еретиков» им было направлено много богосл.-полемич. «слов», составивших сб. «Просветитель». В 1589 - 1591 церковь канонизировала И. В. как «святого». Сторонники И. В. получили название осифлян.

Источник: Краткий научно-атестический словарь. 1964 г.

ИОСИФ ВОЛОЦКИЙ
в миру Иван Иванович Санин) (12 ноября 1439, с. Язвище близ Волоколамска — 9 сентября 1515, Иосифо-Вояоколамский монастырь) — русский церковно-политический деятель, писатель. С семи лет учился в Крестовоздвиженском монастыре. В 1460 пострижен в монахи преп. Пафнутием в Боровском монастыре. После его смерти назначен настоятелем, но, не поладив с братией, недовольной введением строгого общежительного устава, покинул монастырь. В 1479 основал Успенский монастырь (известный впоследствии Иосифо-Волоколамский монастырь). Автор более 40 публицистических произведений. В своих проповедях и поучениях пытался смягчать нравы, призывал господ к снисходительному отношению к крестьянам, доказывая, что жестокое обращение и обременительная барщина невыгодны самим господам. Выступал непримиримым обличителем противников официальной церкви, еретиков (жчдовствующих). Был сторонником монастырского землевладения, объясняя свою позицию тем, что чем богаче монастырь, тем большую пользу он может оказать бедным и страждущим. Политические взгляды в течение жизни менялись. Если в начале своей деятельности он выступал против усиливающейся великокняжеской власти, защищал и выражал интересы крупных духовных и светских феодалов, то в дальнейшем стал склоняться к союзу с Москвой. После 1508 в своих посланиях обосновывает идею о божественном происхождении великокняжеской власти, о необходимости союза церкви и государственной власти, об ответственности и обязанностях правителя. Идеям этим суждено было сыграть большую роль в формировании идеологии русского самодержавия. Канонизирован Русской православной церковью.
Соч.: Просветитель, или Обличение ереси жидовствующих. Казань, 1896; Послания Иосифа Волоцкого. М.-Л., 1959; Просветитель, М1993; Послание иконописцу. М-, 1994. Лит.: Лурье Я. С. Идеологическая борьба в русской публицистике кон. 15-нач. 16 в. М.-Л., I960.

Источник: Новая философская энциклопедия

ИОСИФ ВОЛОЦКИЙ
в миру Иван Санин (1439 - 1515) - богослов, публицист, видный церковный к общественный деятель Московского государства. В 1578 г. причислен к лику святых. Основное произведение «Просветитель или Окончание ереси жидовствуюших». Вопреки сложившемуся о нем мнении как о начетчике, «законнике», стремящемся вписать церковь в структуру государства, стороннике обогащения церкви, Иосиф Волошин - просветитель, пытавшийся в основанном им монастыре близ Волоколамска осуществить «Град Божий» - первую рационалистическую утопию в истории России. Его монастырский «Устав» - развернутый проект социально-нравственного воспитания личности, форма публичной полемики с «архаистами», представителями древнерусского благочестия, воспитанными на слепом доверни к традициям. Для Иосифа Волоцкого формирование «внутреннего» человека начинается со строжайшей самодисциплины тела и разума, непрерывного образования, развития чувства ответственности, достоинства и свободы воли. Значительное место в этом процессе у него занимают следование общежительным правилам, нормам, церковным обрядам и особенно - церковное искусство, иконопись. Критически выступив против реформации православия (ереси «жидовствующих»), он впервые на Руси обосновывает двойственность процесса познания: материальное («явленное в мире») - предмет разума; Дух - выше разума, Он - дело веры. Тем самым Иосиф Волоцкий пытался в условиях усиливающегося тоталитаризма государственной власти восстановить утраченную уже в Византии «симфонию» Церкви и государства, утвердить примат Церкви в религиозно-нравственном смысле над волюнтаризмом царской власти. Воплощение в жизнь этой идеи требовало решения ряда политических, экономических, богословских вопросов, что нашло отражение в дискуссии 1505 г. по частному вопросу о церковном имуществе. Возглавляемое Иосифом Волоцким социально-политическое движение получило неадекватное название «стяжатели», или партия иосифлянства.

Источник: Краткий философский словарь 2004

ИОСИФ ВОЛОЦКИЙ (в миру Иван Санин)
1439/1440 - 9.09.1515, с. Язвище, Волоколамское княжество) - глава церковно-политического течения, сторонники к-рого получили название иосифляне. В историю рус. церкви он вошел как непримиримый противник ереси жидовствующих и нестяжателей. В 1591 г. причислен к лику православных святых. И. В. происходил из волоколамских дворян. С детских лет он был приучен к церковной службе, в двадцатилетнем возрасте пришел в монастырь в Боровск к игумену Пафнутию, воспитавшему его в духе "послушания без рассуждения". Умирая, Пафнутий избрал его своим преемником. Убедившись в невозможности изменить сложившийся строй монастырской жизни, И. В. покидает Боровск и с частью своих единомышленников в 20 верстах от Волоколамска учреждает монастырь, к-рый скоро получает известность своим высоким иноческим уставом, аскетической строгостью монашеского общежития. Монахи не имели права иметь в личной . собственности даже икон, все обязаны были трудиться, ибо считалось, что праздность - от дьявола. Не все послушники выдерживали такую суровую жизнь, но оставшиеся становились ревностными учениками И. В. Выше всего он ставил внешний порядок и послушание, т. е. страх Божий, а не внутреннее убеждение, ибо полагал путь от внешнего к внутреннему единственно возможным путем к Богу. "Прежде о телесном благообразии и благочинии попечемся, потом же и о внутреннем хранении", - утверждал он. Монашескую жизнь И. В. рассматривал как особого рода социальное служение. Монастырь, считал он, есть своего рода центр всей окрестной жизни, проводник справедливости и милосердия. Все богатства монастыря, его села и земли должны быть средством для благотворительности. Для окрестного населения монастырь, учрежденный И. В., являлся источником хозяйственной помощи. Во время голода продовольственные запасы монастыря раздавались голодающим, а в его стенах устраивался приют для сирот. Социальное служение монастырей требовало немалых средств, и потому И. В. активно выступал против нестяжателей, за сохранение монастырского землевладения. Только его активное вмешательство на соборе 1503 г. позволило нейтрализовать требование старцев Нила Сорского ж Паисия Ярославова о ликвидации монастырского права на землю. Идея социального призвания церкви побуждала И.В. к активному участию в государственных делах. В 1507 г. он переходит под покровительство "государя всея Руси" великого князя Московского, рассматривая его власть как наиболее могущественный гарант стабильности монастырского землевладения. Идея превосходства "священства" над "царством" осложняла политику в отношении к светской власти. Он считал ее зависимой от Закона Божия, только подчинение государя заповедям делало его власть законной. Неправедный, "строптивый" государь не государь вовсе, "не Божий слуга, но диавол и мучитель". Однако в самодержавной власти И. В., особенно после перехода под покровительство великого князя, стал видеть источник социальной дисциплины и порядка. Призвание светской власти он усматривал в попечительстве над монастырями и церковью, и потому залог процветания церкви виделся ему в укреплении самодержавия. Отдавая приоритет внешнему порядку, строгому выполнению монастырского устава, И. В. много внимания уделял строительству храмов, церковному убранству, писанию икон. Будучи приверженцем суровой дисциплины, он не терпел никаких отклонений от установленного церковью порядка и выступал за жестокое преследование еретиков. Даже покаявшиеся еретики, по мнению И. В., не заслуживали снисхождения, заточение в темницу - единственный исход для них, упорствующие же в своих заблуждениях заслуживали только смерти. Христианское милосердие к отступникам от веры он считал недопустимым.

Источник: Русская философия: словарь