ЙОДЛЬ
ЙОДЛЬ
Jodl), Фридрих (23 авг. 1849 – 26 янв. 1914) – австр. философ, последователь фейербаховского антропологизма (см. Фейербах), к-рому он дает позитивистское истолкование. Проф. в Праге (1885), в Вене (1896). Й. критикует идеализм (особенно платонизм, кантианство и махизм) и противопоставляет ему "реализм", критически истолкованный и ориентированный "на действительность физического" (см. "Критика идеализма"– "Kritik des Idealismus", изд. посмертно 1920). Мышление, по Й., "не создает мир, а „находит“" его и копирует. Но, признавая независимое от мышления существование объективного мира, Й. считает, что в основе его заложен разум, хотя лишь как возможность, а не как действительность. Природа, по Й., – не бог, мир – не творение бога, но бог вырастает из глубочайшей основы природы, он – в человеч. сердцах, в человеч. духе, там, где есть любовь. Отсюда Й. выводил "новую религию": божественное не в природе или над ней, в небе, а в идеальном мире человечества. В этике Й. склонялся к "религии человечества", считал, что нет никаких всеобщих, неизменных или врожденных моральных норм, утверждал, что не следует искать основу морали в офиц. религии ("Geschichte der Ethik in der neueren Philosophie", Bd 1–2, 1882–89, в рус. пер. "История этики в новой философии", т. 1–2, 1896–98). Принимал участие в нек-рых движениях за бурж. реформы и в антирелиг. движении, подвергался критике со стороны клерикалов. Совместно с Болином издал соч. Фейербаха. Соч.: Leben und Philosophie, Halle, 1872; Wissenschaft und Religion, Fr./M., 1909; Der Monismus und die Kulturprobleme der Gegenwart, Lpz., 1911; Allgemeine Ethik, Stuttg., 1918; Lehrbuch der Psychologie, Bd 1–2, 6 Aufl., Stuttg., 1924; в рус. пер.: Этика и политическая экономия, 2 изд., СПБ, 1898; Давид Юм, его жизнь и философия, М., 1901; Л. Фейербах, СПБ, 1905. Лит.: B?rner W., Fridrich Jodl. Gedankenbl?tter, F./M., 1914. А. Мысливченко. Москва.
Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.