род. ок. 347, Антиохия - ум. 407, по дороге в Питий, восточный берег Черного моря) - один из известнейших отцов церкви; ученик знаменитого языческого ритора Либания. В своих проповедях и поучениях Иоанн Златоуст объясняет Библию и талантливо соотносит ее с жизнью. Соч.: "lohannes Chrysostomus", 1858 - 1860; на рус. яз. - "Творения", в 12 тт., СПБ, 1898-1906.
ИОАНН ЗЛАТОУСТ
ИОАНН ЗЛАТОУСТ
Источник: Философский энциклопедический словарь
ИОАНН ЗЛАТОУСТ
(греч. Хризостом) (ок. 350 - 407) - визант. церк. деятель, проповедник, патриарх Константинопольский (398 - 404). Бичевал богатство и роскошь духовенства, безнравственность императорской семьи, чем вызвал любовь народа и преследования властей, вплоть до низложения и ссылки. Отличался выдающимся красноречием. Автор трудов по аскетике, экзегетике, а также духовных песен и катехизиса. В правосл. богослужении известна литургия И. 3.
Источник: Православие. Словарь атеиста. М. Политиздат 1988.— 272 с. ISBN 5-250-00079-7
ИОАНН ЗЛАТОУСТ
ок. 350-407) - визант. церк. деятель, талантливый проповедник, с 398 - константиноп. патриарх. Проповедовал суровый аскетизм, гневно осуждал роскошь и безнравственность, царившие в кругах высш. духовенства и при императорском дворе, утверждая, что это служит причиной опасных для гос-ва народных волнений. Яркие по форме (но по существу демагогичс ские) обличит, проповеди И. 3. снискали ему популярность в плебейской среде, но восстановили против него придворную знать и церк. иерархов, к-рые и добились в 404 его низложения и ссылки. И. З. - автор множества богосл. трудов, проповедей и псалмов.
Источник: Атеистический словарь
ИОАНН ЗЛАТОУСТ
(ок. 347407) - крупный деятель вост.-христ. церкви, ритор и богослов. Род. в антиохии, учился у софиста-ритора Ливания и теолога Диодора Тарсского; снискал известность ежеднев. проповедями в Антиохии; с 398 стал константиноп. патриархом, в 403 был низложен, затем возвращен на патриарший трон, но в 404 снова низложен и сослан. В условиях жестокого кризиса рабовладельч. общества в IV в. И. 3. стремился укрепить позиции господств. класса и воспрепятствовать развитию нар. движений. он властно вмешивался в светские дела, стремился руководить деятельностью имп. Аркадия, пытался создать послушную патриарху вселенскую церковь. Фанатично преследовал еретиков, жестоко карал ослушников. Суровый проповедник аскетизма, И. 3. бичевал пороки, выступал против лености и стяжательства монахов, роскоши и распущенности высшего духовенства и придворной аристократии во главе с имп. Евдоксией, считая, что их пороки возбуждают опасный для гос-ва гнев нар. масс. Выдающийся ораторский талант и смелые, хотя и демагогич., обличит, проповеди И. 3. сделали его весьма популярным у плебейских масс, а резкость его выступлений и претензии на руководящую роль церкви вызвали недовольство знати, к-рая и добилась его устранения. Низложение II. 3. сопровождалось волнениями низов в Константинополе. И. 3. - автор множества сочинений (трактатов, проповедей-бесед, псалмов, комментариев на «свящ. писание» и т. д.). Еще больше богосл. сочинений ему приписано ошибочно.
ИОАНН ЗЛАТОУСТ
ок. 345, Антиохия — 14 сентября 407, Команы) —христианский проповедник и церковный деятель. Ученик ритора Ливания и Диодора Тарсского, с 381 — дьякон, с 386 — пресвитер в Антиохии, с 398 — епископ Константинопольский; из-за вражды императорского двора и части духовенства был низложен и сослан в Армению, а затем в Питиунт (Пицунду), на пути к которому умер в местечке Команы. Канонизирован. Автор многочисленных толкований на библейские тексты, проповедей, бесед (гомилий), полемических сочинений, обширной переписки периода ссылки (сохранилось 236 писем). Ему приписывается ряд псалмов и Божественная Литургия.
Для стиля Иоанна Златоуста характерно приспособление приемов античной риторики к целям христианской проповеди. Его интересовали в первую очередь этические проблемы. Нравственную жизнь он понимал как свободное произволение к добру. С нравственной чистотой жизни связана чистота веры. В Церкви Иоанн Златоуст видел новое бытие человека, основанное целиком на принципах добра, свободы и любви; поэтому она противостоит государству, основанному на принуждении; она не отменяет его, так как после грехопадения испорченной природе человека необходимо внешнее принуждение, но подвергает его моральному суду Религиозный, нравственный и социальный идеал для Иоанна Златоуста един: по его мнению, христианам следует добровольно стремиться к изживанию как чрезмерного богатства, так и чрезмерной бедности, так как и то и другое вызывает в людях зависть, злобу и отчаяние и мешает спасению. В отклонениях от христианского идеала нравственной жизни он видит источник как ересей, так и социальной несправедливости. Как экзегет Иоанн Златоуст был представителем антиохийской традиции толкования текста Св. Писания: ветхозаветные сюжеты не аллегория, но прообразы, провозвестники событий, позволяющие человеку безошибочно ориентироваться в духовных и нравственных делах; историчность библейских событий лишь подтверждает их истинность. Сот.: MPG, t. 47-64; в рус. пер.: Творения, т. 1-12. СПб., 1895-1906. Лит.: Вам Р. С. Der heilige Johannes Chrysostomus und seine Zeit. Bd. 1-2, Munch., 1929-30.
M. Л. Хорьков
Для стиля Иоанна Златоуста характерно приспособление приемов античной риторики к целям христианской проповеди. Его интересовали в первую очередь этические проблемы. Нравственную жизнь он понимал как свободное произволение к добру. С нравственной чистотой жизни связана чистота веры. В Церкви Иоанн Златоуст видел новое бытие человека, основанное целиком на принципах добра, свободы и любви; поэтому она противостоит государству, основанному на принуждении; она не отменяет его, так как после грехопадения испорченной природе человека необходимо внешнее принуждение, но подвергает его моральному суду Религиозный, нравственный и социальный идеал для Иоанна Златоуста един: по его мнению, христианам следует добровольно стремиться к изживанию как чрезмерного богатства, так и чрезмерной бедности, так как и то и другое вызывает в людях зависть, злобу и отчаяние и мешает спасению. В отклонениях от христианского идеала нравственной жизни он видит источник как ересей, так и социальной несправедливости. Как экзегет Иоанн Златоуст был представителем антиохийской традиции толкования текста Св. Писания: ветхозаветные сюжеты не аллегория, но прообразы, провозвестники событий, позволяющие человеку безошибочно ориентироваться в духовных и нравственных делах; историчность библейских событий лишь подтверждает их истинность. Сот.: MPG, t. 47-64; в рус. пер.: Творения, т. 1-12. СПб., 1895-1906. Лит.: Вам Р. С. Der heilige Johannes Chrysostomus und seine Zeit. Bd. 1-2, Munch., 1929-30.
M. Л. Хорьков
Источник: Новая философская энциклопедия
ИОАНН ЗЛАТОУСТ
??????? ???????????) (ок. 347–407) – один из видных деятелей, отцов восточной церкви; константинопольский архиепископ (398–404). Защитник христ. ортодоксального учения, сыграл большую роль в разработке этич. и социально-политич. теории официальной христ. церкви. Решительно выступал против язычества, арианства, иудаизма, манихейства и т.п. Отражая интересы средних провинциальных собственников, И. З. выступал с критикой богатства и роскоши правящей верхушки империи, что снискало ему популярность у нар. низов и явилось одной из причин его низложения и ссылки. Однако критика И. З. никогда не затрагивала основ существующего строя. Формально признавая общность имуществ, И. З. разработал теорию о собственнике как уполномоченном бога, пропагандировал подчинение каждого своей участи и своему положению в гос-ве. И. З. был одним из крупных теоретиков христ. морали. В его сочинениях разрабатывались проблемы идеала христианина ("О священстве"), его обязанностей перед богом и людьми, христ. нормы отношений между рабами и господами, богатыми и бедными, вопросы семьи и брака, воспитания и т.д. И. З. выступал за установление полной монополии церкви и в сфере нравственно-воспитат. деятельности, в к-рой он видел одно из гл. средств "оздоровления" общества, смягчения социальных противоречий. Будучи учеником выдающегося языческого ритора Либания, И. З. явился одним из создателей христ. риторики. Его эмоциональные, насыщенные примерами из обыденной жизни речи (отсюда и прозвище "Златоуст") в течение всего средневековья оказывали влияние на развитие христ. идеологии. На Руси они получают распространение с 10–11 вв. (Сборник 1076) и особенно со времени укрепления Рус. гос-ва (Измарагд, Маргерит, Златоусты, Златоструи). Авторитетом И. З. рус. православная церковь на протяжении мн. столетий оправдывала жестокие гонения своих идейных противников. Его идеи и поныне используются клерикальной реакцией и бурж., христианскими "социалистами" различных оттенков. Соч.: Opera omnia, t. 1–13, P., 1858–60 (Patrologiae cursus compl., ser. graeca, accur. J. P. Migne, t. 47–64); в рус. пер. – Творения, т. 1–12, СПБ, 1898–1906. Лит.: Плеханов Г. В., Соч., т. 1, М.–Л., 1923, с. 197–98; т. 21, М.–Л., 1925, с. 105; т. 22, М.–Л., 1925, с. 184, 247; Архангельский А. С., Творения Отцов церкви в древнерусской письменности, [вып.] 1–2, Казань, 1889; Волгин В. П., История социалистических идей, ч. 1, M.–Л., 1928; Курбатов Г. Л., Классовая сущность учения Иоанна Златоуста, в кн.: Ежегодник Музея истории религии и атеизма, [т.] 2, М.–Л., 1958; Будовниц И. У., Общественно-политическая мысль Древней Руси (XI–XIV вв.), М., 1960; ?юш Э., Св. Иоанн Златоуст и нравы его времени, пер. с франц., СПБ, 1897; Baur С., Der heilige Johannes Chrysostomus und seine Zeit, Bd 1–2, M?nch., 1929–30. Г. Курбатов. Ленинград.
Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.
Иоанн Златоуст
(Chrysostom, John [Ioannes Chrysostomos], са. 347407).
Один из учителей Восточной церкви. Родился в Антиохии (Сирия) и получил образование под руководством своей вскоре овдовевшей материхристианки. Иоанн был одним из самых блестящих учеников ритора Либания. Неудовлетворенный должностью адвоката, Иоанн оставил ее для аскетической жизни. Крестил его еп. Мелетий, а наставлял в христианском учении Диодор, преподаватель Антиохийской школы, позже епископ Тарса. Несколько лет Иоанн монахом жил в своем доме, ухаживая за матерью и прислуживая церковным чтецом при Мелетии. В 373 г., после смерти матери, он удалился в горы, чтобы вести более строгую жизнь. Монашеские подвиги расстроили его здоровье, и он был вынужден вернуться к более легкому городскому существованию. В 381г. он стал диаконом. Новый епископ, Флавиан, в 386 г. рукоположил его в пресвитеры и поручил проповедовать. Ораторский дар Иоанна в сочетании с ученостью и благочестием принесли ему славу первого толкователя Библии. Опубликованные проповеди, трактаты и послания подтверждают, что он был одним из величайших отцов Церкви. С VI в. его начинают постоянно называть ho Chrysostomos (Златоуст).
В 398 г. Иоанн Златоуст стал патриархом Константинопольским. Свои силы он употребил на борьбу со слабостью духовенства и испорченностью горожан. Вскоре это привело к заговору влиятельных врагов Иоанна Златоуста среди них были императрица Евдоксия и некрые епископы. С помощью Александрийского патриарха Феофила, оскорбленного неудачей своих попыток сделать патриархом Константинопольским собственного сторонника, противники не раз пытались сместить Иоанна Златоуста. В 404 г. за неповиновение императорскому приказу Иоанна Златоуста сослали на восточную окраину империи. Тремя годами позже по распоряжению властей он отправился в еще более далекую ссылку, но по дороге умер от тягот путешествия и истощения.
Теологическое учение Иоанна Златоуста, выраженное гл. обр. в его проповедях, не отличается ни систематичностью, ни точностью, ни оригинальностью. В проповедях он применял к духовным и нравственным ситуациям результаты буквального или грамматического толкования Св. Писания, причем с наибольшим успехом посланий ап. Павла и Мф и Ин. Иоанн Златоуст не участвовал ни в одном из важнейших теологических споров, но был одним из самых популярных и наиболее ортодоксальным среди антиохийских отцов.
Н.К. Gallatin (пер. Д.Э.) Библиография: D. Attwater,St. John Chrysostorn, Pastor and Preacher; P.C. Bauer,John Chrysostorn and His Time, 2 vols.; D. Burger,Complete Bibliography of Scholarship on the Life and Works of St. John Chrysostom; S. C. Neill,Chrysostom and His Message; J. Pelikan,The Preaching of Chrysostom; P. Schaff, ? The Life and Work of St. John Chrysostorn", NPNF, IX,323; R. V. Sellers, Two Ancient Christologies; W.R. W. Stephens,Saint Chrysostom: His Life and Times; B. Vanderberghe,70/!/1the Golden Mouth.
См. также: Антиохийская теология.
Один из учителей Восточной церкви. Родился в Антиохии (Сирия) и получил образование под руководством своей вскоре овдовевшей материхристианки. Иоанн был одним из самых блестящих учеников ритора Либания. Неудовлетворенный должностью адвоката, Иоанн оставил ее для аскетической жизни. Крестил его еп. Мелетий, а наставлял в христианском учении Диодор, преподаватель Антиохийской школы, позже епископ Тарса. Несколько лет Иоанн монахом жил в своем доме, ухаживая за матерью и прислуживая церковным чтецом при Мелетии. В 373 г., после смерти матери, он удалился в горы, чтобы вести более строгую жизнь. Монашеские подвиги расстроили его здоровье, и он был вынужден вернуться к более легкому городскому существованию. В 381г. он стал диаконом. Новый епископ, Флавиан, в 386 г. рукоположил его в пресвитеры и поручил проповедовать. Ораторский дар Иоанна в сочетании с ученостью и благочестием принесли ему славу первого толкователя Библии. Опубликованные проповеди, трактаты и послания подтверждают, что он был одним из величайших отцов Церкви. С VI в. его начинают постоянно называть ho Chrysostomos (Златоуст).
В 398 г. Иоанн Златоуст стал патриархом Константинопольским. Свои силы он употребил на борьбу со слабостью духовенства и испорченностью горожан. Вскоре это привело к заговору влиятельных врагов Иоанна Златоуста среди них были императрица Евдоксия и некрые епископы. С помощью Александрийского патриарха Феофила, оскорбленного неудачей своих попыток сделать патриархом Константинопольским собственного сторонника, противники не раз пытались сместить Иоанна Златоуста. В 404 г. за неповиновение императорскому приказу Иоанна Златоуста сослали на восточную окраину империи. Тремя годами позже по распоряжению властей он отправился в еще более далекую ссылку, но по дороге умер от тягот путешествия и истощения.
Теологическое учение Иоанна Златоуста, выраженное гл. обр. в его проповедях, не отличается ни систематичностью, ни точностью, ни оригинальностью. В проповедях он применял к духовным и нравственным ситуациям результаты буквального или грамматического толкования Св. Писания, причем с наибольшим успехом посланий ап. Павла и Мф и Ин. Иоанн Златоуст не участвовал ни в одном из важнейших теологических споров, но был одним из самых популярных и наиболее ортодоксальным среди антиохийских отцов.
Н.К. Gallatin (пер. Д.Э.) Библиография: D. Attwater,St. John Chrysostorn, Pastor and Preacher; P.C. Bauer,John Chrysostorn and His Time, 2 vols.; D. Burger,Complete Bibliography of Scholarship on the Life and Works of St. John Chrysostom; S. C. Neill,Chrysostom and His Message; J. Pelikan,The Preaching of Chrysostom; P. Schaff, ? The Life and Work of St. John Chrysostorn", NPNF, IX,323; R. V. Sellers, Two Ancient Christologies; W.R. W. Stephens,Saint Chrysostom: His Life and Times; B. Vanderberghe,70/!/1the Golden Mouth.
См. также: Антиохийская теология.
Источник: Теологический энциклопедический словарь