ИОАНН СОЛСБЕРИЙСКИЙ

Найдено 5 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

ИОАНН СОЛСБЕРИЙСКИЙ
схоластический философ (Солсбери, ок. 1115 — Шартр, 1180). Ученик Абеляра, соратник Фомы Беккета, епископ Шартра (1176); написал «Житие» Фомы Беккета и святого Ансельма, «Polycrati-cus» — сатиру на свое время, «Metalogicus» и «Entheticus» — сатиру на лжефилософов, а также «Historia pontificalis» (1148-1152).

Источник: Философский словарь

ИОАНН СОЛСБЕРИЙСКИЙ (Johannes Salesberiensis)
род. ок. 1115, Сарем - ум. 1180) - представитель ранней схоластики; с 1176 - епископ в Шартре; за свою дидактическую поэму "De dogmata philosophorum" может быть назван первым средневековым историком философии; создал также первое систематизированное учение о государстве эпохи средневековья ("Policraticus") и первую средневековую теорию науки, в которой выдающееся место отводится наблюдению и эксперименту ("Metalogieus").

Источник: Философский энциклопедический словарь

ИОАНН СОЛСБЕРИЙСКИЙ
(Johannes Saresberiensis) — английский представитель ранней схоластики; р. ок. 1115 (Сарем) — ум. 1180; с 1176 — епископ в Шартре; за свою дидактическую поэму «De dogmate philosophorum» может быть назван первым средневековым историком философии; создал также первое систематизированное учение о государстве эпохи средневековья («Policraticus») и первую средневековую теорию науки, в которой выдающееся место отводится наблюдению и эксперименту («Metalogicus»). Opera omnia, 5 vol., 1848; Metalogicon libri, 4, 1929.
P. Gennrich. Die Staatsu. Rechtslehre des J. v. S., 1894; C. Webb. J. S., London, 1932; J. Huizinga. Parerga, 1945; M. Kerner. J. v. S. und die log. Struktur seines Policratus, 1977; K. Guth. J. v. S. (1115/1120—1180), 1978.

Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961

ИОАНН СОЛСБЕРИЙСКИЙ
Joannes Saresberiensis) (между 1115 и 1120-25.10.1180, Шартр), ср.-век. философ, представитель шартрской школы. Епископ Шартрский (с 1176). В филос. воззрениях более всего тяготел к платоновской Академии, его гл. авторитет - Цицерон. Выступая как против крайнего скептицизма, так и против догматизма, в к-ром он видел следствие недостаточного образования, он склонялся везде к доводам здравого смысла и к умеренности, в т. ч. и в решении проблемы универсалий. Т. к. знание Об универсалиях самих по себе недоступно, то остается только исследовать, как достигается знание о них. Эту проблему И. С. решает на основе аристотелевского учения об абстракции: сходство различных индивидов приводит к знанию вида, сходства видов - к знанию рода. Истинная философия, по И. С., совпадает с любовью к богу и жизнью согласно принятому учению; с этим связано и критич. отношение его к схоластич. дискуссиям. Особое значение имеет политич. теория И. С. (высокая оценка рим. права, принципиальное оправдание тираноубийства).

Источник: Советский философский словарь

ИОАНН СОЛСБЕРИЙСКИЙ
John of Salisbury) (между 1115—1120, Солсбери, Англия — 25 октября 1180, Шартр) — один из представителей т. н. гуманизма 12 в. С 1135 в течение нескольких лет обучался в ряде церковных школ Франции; в 1336 — ученик Абеляра. С 1148 на службе у архиепископа Кентерберийского Теобальда; после его смерти сблизился с Томасом Бекетом, которого поддерживал в борьбе с королем Генрихом II. В 1163 переехал во Францию, а в 1176 стал епископом Шартра.
В сочинении «Металогик» (Metalogicon) Иоанн Солсберийский высоко ставит сомнение как принцип свободного выбора духа, позволяющий избежать догматического следования той или иной философской системе. Познание должно основываться на трех главных источниках — чувстве, разуме и вере. Проблему универсалий Иоанн считал неразрешимой. Усматривая пять вариантов ее решения, он ни один из них не расценивал как единственно возможный и видел в универсаляхлишь умственные конструкции, а не реальности.
«Поликратик» (Policraticus) — одно из первых произведений средневековья, где подробно обсуждалась идея теократического или иерократического государства. Соглашаясь с утверждениями римского юриста Ульпина о воле государя как источнике закона, Иоанн в то же время по существу признавал верховенство церкви над властью государя и подчинение его церковному авторитету. Хотя Иоанн не был представителем Шартрской школы, его имя навсегда осталось связанным с ней: он слыл одним из лучших латинистов своего времени, знатоком красноречия, выступавшим за развитие интеллектуального и морального образования. Сочинения его оказали влияние на мыслителей Возрождения.
Соч.: MPL, t. 199; Policraticus, ed. С. С. J. Webb, t. 1-2. Oxf., 1909; Metalogicon, ed. С. С. J. Webb. Oxf., 1929.
Лит.: Webb С. С. I. John of Salisbury. L., 1932; Liebeschutz H.. Medieval humanism in the life and writings of John of Salisbury. L., 1950.
О. В. Голова

Источник: Новая философская энциклопедия