ИОАНН ИТАЛ

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [современное]

ИОАНН ИТАЛ
вт. пол. 11 в.) - визант. философ. И. с позиций рационализма критиковал церк. учение о боговоплощении, о чудесах Христа, богородице и святых, о сотворении мира из ничего. Мир, по И., творится из вечной материи по идеям как образцам вещей. И. признавал идею переселения душ. отвергая тем самым христ. учение о небесном воздаянии и воскресении. В 1082 учение И. было предано анафеме, сам он был сослан в монастырь.

Источник: Атеистический словарь

ИОАНН ИТАЛ
2-я пол. И в.), визант. философ. Ученик Михаила Пселла и его преемник в сане «консула философов». Довел воспринятое им от учителя тяготение к антич. идеалистич. рационализму (прежде всего к платонизму) до прямого конфликта с христианством и церк. ортодоксией. Его учение было по приказу имп. Алексея I Комнина рассмотрено на церк. соборе 1082 и предано анафеме. В правосл. Синодике И. И. было вменено в вину отрицание воплощения бога и принятие платоновской доктрины об идеях, отягощенное признанием предвечности идей и материи. Учение И. И. оказало влияние на груз, мыслителя Иоанэ Петрици.

Источник: Советский философский словарь

ИОАНН ИТАЛ
ок. 1025, Южная Италия — после 1082) — византийский философ. С сер. 11 в. в Константинополе слушал лекции Михаила Пселла, принимал участие в дискуссиях с ним; затем занял его место в качестве магистра, дидаскала и, наконец, ипата философов (1055), т. е. главы философского «факультета» высшей столичной школы. Попав в немилость при Алексее I Комнине, был осужден на процессе 1082, будучи обвинен в ереси и «языческом» истолковании христианских догматов в духе Платона. Однако богословские взгляды Иоанна Итала носили вполне умеренный православный характер, и его анафемствование было вызвано скорее его политическими высказываниями. Судя по материалам дискуссий, Иоанна Итала и его сторонников волновали проблемы предвечности космоса, существования универсалий и др.; Иоанн Итал опровергал неоплатоническое учение о происхождении мира из Единого.
Автор комментария на топику Аристотеля, трактатов о силлогизмах, диалектике, риторике, представляющих собой краткое изложение трудов Аристотеля. Соч.: Joannes Italos, Quaestiones quodlibetales, ed. R. Joannou. — «Studia patristica et byzantina», 4. Ettal, 1956; в рус. пер.: Соч., Тбилиси, 1966.
Лот:: Успенский Ф. И. Очерки по истории византийской образованности (IX—XrVBB.). СПб., 1892; Кечакмадзе H. H. Из истории общественной мысли в Византии XI в. «Византийский временник», 1968, т. 29, с. 170—176; Stephanou P. E. Jean Kalos, philosophe et humaniste. Roma, 1949.
M. В. Бибиков

Источник: Новая философская энциклопедия

ИОАНН ИТАЛ
греч. ??????? ? ??????) – визант. философ 2-й пол. 11 в., сторонник рационализма, идеологии передовых кругов феод. знати (см. Византийская философия). Получил прозвание по происхождению из Италии (Калабрии). Ученик Михаила Пселла, наследовавший его звание "консула философов". Читал курс философии в Константинопольском ун-те, начинал его изложением основ философии и переходил к ее истории, излагал учения Аристотеля, Платона и неоплатоников (особенно Порфирия, Ямвлиха и Прокла). В своей филос. концепции И. И. стремился синтезировать идеи Аристотеля, к соч. к-рого он написал комментарии, с философией Платона, неоплатонизма и визант. рационализма, – гл. обр. рационализма Михаила Пселла. В результате И. И. создал филос. концепцию, в к-рой наряду с идеализмом (платонизмом) и религ. моментами ясно обозначалась антицерк., антидогматич. струя. Развивая материалистич. и диалектич. идеи Аристотеля, И. И. учил, что качеств. изменения, происходящие во Вселенной, вызываются изменениями первопричины. Вместе с тем, вслед за Платоном, он учил, что материальный мир создан из материи на основе идей, существовавших до сотворения мира (Quaestiones Quodlibetales, Editio principes von Perikles Ioannou, "Studia patristica et bysantina", H. 4, 1956, p. 63–65). Учение И. И. об абстракции, хотя и связано с религ. концепцией озарения (illuminatio), было чуждо богословской ортодоксии и носило чисто филос. характер. Быть философом – значит для И. И. господствовать над всеми знаниями, ибо философия – начало всех знаний (там же, р. 3. 24–25), "знание знаний" (там же, р. 2,4; 3, 14–15). По целому ряду вопросов И. И. расходился с христ. догматикой: он отрицал бессмертие души, загробную жизнь и чудеса, якобы совершенные Христом; подвергал сомнению возможность воплощения бога в тело человека и в тело Христа; требовал, чтобы догматика с ее таинствами была заменена точным знанием. Как и Михаил Пселл, он считал, что при обсуждении филос. идей нужно пользоваться доказательными филос. методами, даже в тех случаях, когда они противоречат церк. догматам; предпочитал отцам церкви – философов и еретиков, осужденных 7-м Вселенским собором. И. И. критиковал Св. писание, вскрывая имеющиеся в нем противоречия (см. вкн.: Ioannou P., Die Illuminationslehre des Michael Psellos und Joannes Italos, Studia patristica et bysantina, H. 3, 1956, S. 23–29). На основе закона, ограничившего свободу филос. мышления авторитетом Св. писания и творений "отцов церкви", против И. И. был возбужден судебный процесс и в 1082 ему была запрещена преподават. деятельность, он был предан анафеме и заключен в монастырь до конца жизни. Большинство произв. И. И. до сих пор не издано (а многие, наиболее неприемлемые для офиц. богословия, не дошли до нас, т.к. были уничтожены). И. И. оказал влияние на древнегруз. философа Иоанэ Петрици. Соч.: Opuscula selecta, ed. Gr. Cereteli, fasc. 1–2, Tphilisiis, 1924–26 (трактаты о диалектике, логике, риторике и др.). Лит.: История философии, т. 1, М., 1957, с. 237–38; Успенский Ф., Очерки по истории византийской образованности, СПБ, 1891; его же, Делопроизводство по обвинению Иоанна Итала в ереси, "Изв. Русск. Археологич. ин-та в Константинополе", 1897, т. 2; Трахтенберг О. В., Очерки по истории западно-европейской средневековой философии, М., 1957, с. 88–89; Wallies M., Die griechischen Ausleger der aristotelischen Topik, В., 1891, S. 23-27; St?phanou ?., Jean Italos: L´immortalit? de l´?me et la r?surrection, "Echos d´Orient", 1933, t. 32, No 172, p. 413-428; его же, Jean Italos, philosophe et humaniste, Roma, 1949; Duj?ev I., L´umanesimo di Giovanni Italo, в кн.: Atti del V. Congresso internationale di studi bizantini (Roma, 20-26 sett. 1936), I, Roma, 1939 (Studi bizantini e neoellenici, 5); ?atakis В., Histoire de philosophie. La philosophie byzantine, P., 1949, p. 210-14; Prantl С ., Geschichte der Logik im Abendlande, Bd 2, Graz, 1955, S. 301 ff; Stephanоu Р., [рец. на кн.] Ioannes Italos. Quaestiones Quodlibetales. "Orientalia Christiana periodica", 1957, v. 23, No 3-4, p. 431-36. Б. Горянов. Ленинград.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.