(р. 4.7.1939) — спец. в обл. филос. вопросов богословия, религ. образования, византинист, публицист. Р. в Москве. В 1963 окончил филол. ф-т МГУ. До 1970 работал в школе, с 1971 по 1976 — сотрудник посольства СССР в Греции, с 1976 по 1978 — в Центр, аппарате МИДа. Во время пребывания в Греции посетил Святую Гору Афон и был потрясен красотой и гармонией православного Богослужения. При знакомстве с созерцательноаскетической жизнью монахов пришел к мысли принять Святое Крещение. В 1978 оставил дипломатическую службу и приступил к науч. работе в Ин-те всеобщей истории АН СССР по сектору византиноведения — ст. н. с. Работая над изучением исихазма, в частности богословскими трудами Григория Паламы, в 1982 получил приглашение перейти на преп. работу в Моск. Дух. академию. В 1986 принял сан диакона и был рукоположен в сан священника митрополитом Таллинским и Эстонским Алексием (Патриарх Моск. и Всея Руси Алексий II). До 1990 преподавал византологию, читал курс лекций по истории балканских церквей. В 1987 возведен в сан протоиерея. Преп. работу в 1983-88 совмещал с исполнением обязанностей помощника Управляющего делами Моск. Патриархии и отв. секретаря учебного комитета Моск. Патриархии, с 1987 по 1991 — зам. Преде. Отдела внешнецерковных сношений. В этот период активно вел богословские и церковно-ист. иссл., публикуя их в «Журнале Московской Патриархии», «Вестнике Русского Христианского Движения», ж. «Выбор», в сб. «Богословские труды». Широкую известность получили статьи И., изданные в сб. «Православие, Византия, Россия», в к-рых дан обзор и анализ Кирилло-Мефодиева наследия в России в широком контексте развития рус. богословской мысли, в частности в Моск. Дух. академии. В 1989 принял монашество с именем Иоанн. Возглавив в 1990 Союз православных братств, содействовал оживлению церковно-обществ. жизни в приходах Рус. православной церкви. С 1991 возглавляет Синодальный Отдел религ. образования и катехизации Моск. Патриархата. Ректор Рос. Православного ун-та. Д. ч. Рос. экол. академии, чл.-корр. РАЕН и Рос. академии образования. Филос. позиция И., отражающая дух., этич., экол. проблемы, выражена как в науч., так и в литературно-художественных произведениях. Сб. избранных стихов И. открыл сер. «Антология русской религиозной поэзии XX века», посвященную 2000-летию христианства. В 1994 разработал концепцию дух. просвещения и религ. образования в России. И. — вицепрезидент Ассоциации малых и средних городов России. Основные свои работы публикует под именем «И. Н. Экономцев».
Соч.: Предыстория создания Московской Академии и ее первоначальный период, связанный с деятельностью братьев Лихудов // Московской Духовной Академии — 300 лет. Юбилейный сборник. М., 1986; Православие, Византия, Россия. Париж; 1989. 2-е изд. - М., 1992; Стихи и драмы. (Т. 1-2). М., 1993; Тайна восьмого дня. Кострома, 1993; Записки провинциального священника // Новый мир. 1994. № 7; Избранное. М., 1996; За союз Церкви и культуры // Русская литература XIX века и Христианство. М., 1997; Православие как первооснова и оправдание русской культуры. М., 1998; Православное образование в России: традиции и развитие, уроки и перспективы. М., 1999; Обетованный остров. М., 2000; Тайна восьмого дня. Мистический роман. Кострома, 2001; До востребования вечностью: Роман в письмах. Ч. 1,2. М., 2004.
ИОАНН игумен (Экономлен Игорь Николаевич)
ИОАНН игумен (Экономлен Игорь Николаевич)
Источник: Философы России начала XXI столетия Биографии идеи труды. Энциклопедический словарь 2009