ИОАНН ДАМАСКИН

Найдено 11 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

ИОАНН ДАМАСКИН
(ок. 675 - 753) - визант. богослов и поэт, представитель греч. патристики. Используя для христ. апологетики античную диалектику и философию (учение Аристотеля), утверждал, однако, что они не более чем слуги богословия, и тем самым подчинял знание вере. Противник и гонитель иконоборцев, защитник богатства церкви.

Источник: Православие. Словарь атеиста. М. Политиздат 1988.— 272 с. ISBN 5-250-00079-7

ИОАНН ДАМАСКИН
lohannes Damascenus) (род. ок. 700, Дамаск - ум. 750, Иерусалим) - один из греч. отцов церкви; классический систематизатор восточной церкви; занимая историческое место между патристикой и эпохой средневековья, перелагал аристотелизм и защищал ставшее столь важным для схоластики положение о том, что наука должна стать служанкой богословия. Осн. произв. - "Источник познания".

Источник: Философский энциклопедический словарь

ИОАНН ДАМАСКИН
ок. 675-753) - визант. богослов, первый систематизатор христ. вероучения, представитель греч, патристики. Гл. соч. - трактат «Источник знания», в к-ром И. Д. стремился систематизировать и подчинить церк. задачам всю совокупность знаний своего времени. В философии использовал учение Аристотеля, считая при этом источником истинного знания божеств, откровение. Рассматривал философию как служанку богословия. И. Д. был идейн. противником иконоборчества, обосновывал культ икон, мощей, оправдывал роскошь храмов и материальное богатство церкви.

Источник: Атеистический словарь

ИОАНН ДАМАСКИН
(Johannes Damascenus) — один из греческих отцов церкви; р. 700 (Дамаск) — ум. 750 (Иерусалим); классический систематизатор восточной церкви; занимая исторически место между патристикой и эпохой средневековья, перелагал аристотелизм и защищал ставшее столь важным для схоластики положение о том, что наука должна стать служанкой богословия. Осн. соч. «Источник познания», нем. изд. 1923. Quelle der Erkenntnis. — Opera 1559, 1575; Opera omnia, I—II, Paris, 1712; I—III, Paris, 1860; Die Schriften des J. v. Damaskos, 1969 ff. (На рус. яз.: Полн. собр. творений, т. 1, 1913.)
Н. Menger. Die Bilderlehre des J. v. D., 1938; J. Nasrallah. Saint Jean de Damas. Paris, 1950; J. M. Hoeck. Stand u. Aufgaben der D.-Forschung, in: Orientalia christ, period. 17(1951); B. Studer. Die theol. Arbeitsweise des J. v. D., 1956.

Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961

ИОАНН ДАМАСКИН
?. ок. 675, Дамаск - ум. до 753), визант. богослов, философ и поэт, завершитель и систематизатор греч. патристики. Ведущий идейный противник иконоборчества. К новизне идей и оригинальности теорий не стремился, верный своему девизу: «Я не скажу ничего от себя». Всесторонность познаний И. Д. позволила ему соединить разнородный идейный материал в единую замкнутую систему. Решая задачу упорядочения наук под эгидой церк. догмы и на основе аристотелевской логики, И. Д. создал основы схоластич. метода, позднее получившего развитие у ср.-век. теологов Запада, учившихся у И. Д. (Петра Ломбардского, Альберта Великого, Фомы Аквинского). Гл. соч. И. Д.- «Источник знания»; это компендиум филос. и богословских сведений, предвосхищающий «суммы» зап. схоластов. Высказываемая И. Д. мысль о подчиненном положении философии по отношению к теологии повлияла на дальнейшее формулирование этого тезиса в зап. схоластике (прежде всего у Петра Дамиани). Соч. И. Д. получили распространение как в вост.-христ. странах - Грузии, Др. Руси и др., так и на Западе (лат. пер. сер 12 в.).

Источник: Советский философский словарь

ИОАНН ДАМАСКИН (родовое имя Мансур, т.е. победительный) (ок. 675 - до 750)
византийский богослов и философ, один из греческих отцов церкви, систематизатор идей греческой патристики. По происхождению сириец, провел всю жизнь в Дамасском халифате. Некоторое время - премьер-министр этого государства. Главное сочинение: "Источник знания" - компендиум философских и богословских знаний своего времени. В первой части этого трактата - "Диалектике" - излагаются логика и метафизика Аристотеля. Во второй части - "Об ересях вкратце" - предлагаются сведения о 103 ересях. В третьей части - "Точное изложение православной веры" - И.Д. изложил собственное понимание церковных догматов, высказав, в частности, мысль о подчиненном положении философии в отношении богословия. По мысли И.Д., "философия есть познание сущего, поскольку оно сущее, то есть познание природы сущего... Философия есть познание вещей божественных и человеческих, то есть видимых и невидимых... Философия есть помышление
о смерти, как произвольной, так и естественной... Философия есть уподобление Богу... через мудрость, которая есть истинное познание блага; и через справедливость, которая есть нелицеприятное воздаяние каждому должного; и через праведность, которая превышает меру справедливости... Философия есть любовь к мудрости; истинная же мудрость есть Бог... любовь к Богу есть истинная философия". Считается классиком применения античной школьной логики к систематизации церковного учения (Виндельбанд). Оппонент иконоборчества (сочинение "Против отвергающих святые иконы").

Источник: История Философии: Энциклопедия

ИОАНН ДАМАСКЙН
или Мансур (поcл. треть VII в. - ок. 753), - богослов, идеолог, вост.-христ. церкви. Сириец по происхождению, род. в Дамаске в семье богатого христианина, крупного чиновника при дворе халифа. Отав монахом, И. Д. большую часть жизни провел в монастыре близ Иерусалима. Это но помешало ему оказывать значит. влияние на церк. политику иерусалимской патриархии, а также вмешиваться в идеологич. и полит. борьбу в Византии. Под именем И. Д. известно множество проповедей, бесед, трактатов, псалмов, комментариев на «свящ. писание», религ. стихотворений и т. д. Однако многие из них ему приписаны ошибочно. Гл. сочинения И. Д. - большой трактат «Источник знания» и «речи» против иконоборчества. В «Источнике знания» И. Д. стремился систематизировать всю совокупность знаний своего времени и подчинить их церк. задачам. Т. о., он выступал здесь как основатель ср.век. христ. схоластики. В трактате три части. Из них 1-я, «Диалектика», представляет собой филос. введение в богословие. В философии И. Д. опирался на онтологию и логику Аристотеля, но при этом объявлял источником «истинного» знания «божеств, откровение» и выступал как автор положения: «философия - служанка богословия».
Во 2-й части, «Книге о ересях», И. Д. давал сведения о 100 ересях. «Точное изложение ортодоксальной веры» - 3-я, осн. часть сочинения И. Д. В ней в 100 главах изложено учение церк. соборов и «св. отцов», истолковываются суждения разл. авторов о природе. Соч. И. Д. мало оригинальны. Но он был первым систематизатором всего христ. вероучения, разработал единую богосл. систему, в течение ряда столетий сковывавшую развитие живой человеч, мысли, науки. Сочинения И. Д. оказали огромное влияние на теологов Вост. и Зап. Европы, в частности на Фому Аквинского. Выступлением против иконоборцев И. Д. поставил себя во главе иконопочитателей. Он обосновывал культ икон, мощей и др. внешних атрибутов богослужения. Его учение использовалось для оправдания пышности церк. литургии, роскоши в убранство церквей и вообще материальных богатств христ. церкви.

Источник: Краткий научно-атестический словарь. 1964 г.

ИОАНН ДАМАСКИН
(около 650–754) – византийский богослов, философ и поэт. Родился в христианской арабской семье. Получил энциклопедическое греческое образование. В своих трудах «Источник знания», «Три слова против порицающих иконы», «Священные параллели» выступает как систематизатор наследия ранневизантийской богословско-философской мысли. Разносторонность познаний позволила ему соединить разнородный мыслительный материал в единую замкнутую систему.
Главным сочинением считается «Источник знания», состоящий из трех частей. Первые две части – «Диалектика», содержащая изложение философии Аристотеля , и «Список ересей» – служат как бы философским и историческим введением к третьей части – «Точному изложению православной веры», представляющему собой первый опыт систематического изложения христианского богословия. Большое место занимает учение о Боге, космология, христология, антропология. По замыслу и структуре «Источник знания» предвосхищает «суммы» западных схоластов. В течение длительного времени эта книга служила учебником философии и богословия. В X в. она была переведена на славянский язык, в XII в. – на латынь.
В своих «Словах» в защиту икон И. Д. исходил из понимания иконоборчества как христологической ереси . Иконоборцы основывали свои возражения на ветхозаветном запрете кумиротворения, игнорировали Боговоплощение. Отвечая им, И. Д. писал: «Я не поклоняюсь веществу, но поклоняюсь Творцу вещества, сделавшемуся веществом ради меня, соблаговолившему вселиться в вещество и через посредство вещества соделавшему мое спасение». Исповедуя свою почтительную любовь к материи как творению Бога, он пишет: «Я поклоняюсь материи… она прекрасна… А с тех пор, как в нее вселилось Слово Божие, вещество стало достохвальным, а потому вещественные образы необходимы и имеют положительный смысл».
В полемике против обвинения его в идолопоклонстве И. Д. впервые проводит различие между «служением», подобающим лишь Богу, и «почитанием», оказываемым тварным вещам, к которым относятся и иконы. «Слова» И. Д. против иконоборцев являются его самым большим вкладом в православное Предание. В историю литературы И. Д. вошел как поэт, создавший ряд знаменитых церковных песнопений.

Источник: Краткий философский словарь.

Иоанн Дамаскин
ок. 675, Дамаск, — ум. до 753), византийский богослов, философ и поэт, завершитель и систематизатор греческой патристики. Принадлежал к христианской арабской знати, унаследовал от отца должность придворного казначея халифа, но затем оставил Дамаск, став (еще до 700 г.) монахом в обители св. Саввы близ Иерусалима. Источники сохранили арабское имя И. Д. — Мансур; однако он писал по-гречески, и его культура является всецело эллинистической в своих основах. В спорах с иконоборчеством И. Д. выступал как идейный вождь иконопочита-телей; из-за пределов Византийской империи он имел тем большую возможность вдохновлять своих единомышленников и намечать для них стратегию аргументации. Историко-философское значение И. Д. — не в новизне идей, а в умении систематизировать идеи своих предшественников в максимально приемлемой для средневекового читателя форме. Энциклопедический труд И. Д., по традиция обозначаемый как «Источник знания», включает в себя «Диалектику», т. е. разъяснение логических понятий, опирающееся на конспект «Введения» Порфирия и его комментаторов, трактат «О ересях» и «Точное изъяснение православной веры». Трехчленное построение отвечает педагогическому замыслу И. Д.: сначала дать в руки читателю инструментарий дисциплинированного мышления, затем опровергнуть еретические варианты вероучения и, наконец, изложить вероучение Церкви. Труд И. Д. включает сведения естественных наук: вслед за Филоном и Климентом Александрийским он пользуется уподоблением богословия царице, а наук во главе с философией — служанкам, но даже эта метафора не совсем передает суть дела — науки просто включаются в состав теологической доктрины. Осуждение суеверий, отвержение астрологии, требование объяснения естественными причинами, решительное отрицание (вопреки неоплатонизму) одушевленности небесных тел, — все это возведено в ранг вероучительных истин. И. Д. продолжал работу апологетов, стремившихся демистифицировать космос в борьбе с языческой мифологией, магией и метафизикой; благодаря этому просветительскому пафосу сочинения И. Д. (рано переведенные на другие языки) сыграли особую роль в деле христианизации «варварских» народов (в частности, славян). И. Д. укоряет христиан, отрицающих полезность изучения природы, поскольку естествознание обосновывает богословие. Богословский рационализм И. Д., стремящийся объединить всевозможное знание на фундаменте формальной логики и под властью теологии, предвосхищает «суммы» зрелой западной схоластики. И. Д. принадлежит также ряд других логических, полемических (против несториан, против монофиситов), экзегетических, гомилетических сочинений. В историю литературы И. Д. вошел как выдающийся поэт, создавший ряд знаменитых церковных песнопений. В литургической лирике он реставрирует античную просодию, доводит до необычайной усложненности архитектонику канона, дополняя ее хитроумными акростихами и превращая как бы в кристаллическую структуру, действующую на воображение своей продуманностью и стройностью. Наряду с этим он способен на выражение простого и сердечного чувства (напр., в погребальном гимне «Какая сладость в жизни сей...»). Авторство И. Д. в отношении греческой версии философской «Повести о Варлааме и Иосафе» отвергается большинством современных ученых. Воздействие сочинений И. Д. в Византии и за ее пределами, на православном Востоке (в Гузии, Древней Руси и др.) и католическом Западе (латинский перевод третьей части «Источника знания», осуществленный в середине XII в., оказал влияние на Петра Ломбардского, Альберта Великого, Фому Аквинского) было исключительным по своей широте. Сергей Аверинцев. София-Логос. Словарь

Источник: Большой толковый словарь по культурологии

ИОАНН ДАМАСКИН
??????? ? ??????????) (ок. 675 – ок. 750) – визант. богослов, идеолог иконопочитателей – защитников крупного монастырского землевладения; прославился своей борьбой против иконоборчества. И. Д. систематизировал христианское вероучение. Гл. его произв. – "Источник знания" ("???? ???????"). В первой части ("Диалектика") дается очерк логики и онтологии (учении о бытии). Диалектика И. Д. имеет своим предметом устойчивые понятия и занимается гл. обр. их описанием, правда, в их взаимных связях. Понимая под философией "познание предметов, существующих так, как они есть" (а существуют они в результате "божеств, премудрости"), И. Д. считал самой гл. областью философии учение о доказательствах, к-рое, с его т. зр., и должно обосновать всю систему христианской теологии (3 гл.). Диалектика, к-рую И. Д. отождествлял с логикой, оперирует четырьмя методами: разделением родов на виды при помощи видовых различий; определением, возникающим в результате соединения рода с видовыми различиями; разделением сложного на простые элементы; доказательством, когда, напр., из вечного самодвижения души выводится ее бессмертие, т.е. когда два понятия объединяются при помощи среднего и общего между ними (67 гл.). "Диалектика" И. Д. на манер аристотелевских "Категорий" наполнена описанием (иной раз очень тонким) осн. логич. категорий и разъяснением ходячих в то время терминов философии и науки (род, вид, различие, сущность, существенное и случайное, собственный и несобственный признак, субстанция, качество, количество, отношение и т.д.). В 36-й гл. воспроизведены традиционные аристотелевские десять категорий. В "Диалектике" И. Д. высказывал положение, ставшее потом на Западе одним из гл. тезисов католич. церкви, о том, что наука является служанкой богословия. А. Лосев. Москва. Во второй части "Источника знания" ("О ересях") излагается история ересей; третья часть – "Точное изложение православной веры" (рус. пер. 1834, слав. 1844) – посвящена изложению догматов церкви. Эта работа – образец схоластич. изложения и аргументации. Представляет интерес работа И. Д. "О страстях", посвященная вопросу о воле и свободе воли, в к-рой он пользуется психологич. и этич. теорией Аристотеля. И. Д. принадлежат трактаты против "еретических учений" (манихейства, несториан, монофизитов). Соч. И. Д. оказали влияние на рус. церк. писателя и философа Зиновия Отенского; старославянский перевод "Диалектики" И. Д. познакомил Древнюю Русь с логикой Аристотеля. Комментарии к "Источнику знаний" писал груз. философ Ефрем Мцире. Соч. И. Д. влияли и на зап. христианскую литературу, в частности на Петра Ломбардского, Альберта фон Больштедта, Фому Аквинского. И. Д. прославился также как автор церк. песнопений, за что получил название "златоструйного". П. Галанза. Москва. Соч.: Opera omnia, t. 1–3. P., 1860 (Migne J. P., Patrologiae cursus completus, ser. graeca, t. 94-96, P., 1860); в рус пер. – Полное собр. творений, пер. с греч., т. 1, СПБ, 1913. Des heiligen Johannes von Damaskus genaue Darlegung des orthodoxen Glaubens. Aus dem griech. ?bersetzt u. mit Einleitung und Erl?uterungen versehen von D. Stiefenhofer, Kempten–M?nch., 1923. Лит.: [Лавров А. (Алексий, архиепископ Литовский)], Жизнь святого Иоанна Дамаскина, в кн.: Прибавление к творениям святых отцов, ч. 16, М., 1857; Ghellinсk J. de, L´entr?e de Jean de Damas dans le monde litt?raire occidental, "Byzantinische ?.", 1912, Bd 21, S. 448; Ueberweg F., Grundriss der Geschichte der Philosophie, Tl 2, 11 Aufl., В., 1928; Studer В., Die theologische Arbeitsweise des Johannes von Damaskus, Ettal, 1956; Beck H. G., Kirche und theologische Literatur im Byzantinischen Reich, M?nch., 1959 (имеется подробная библиогр.).

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

ИОАНН ДАМАСКИН
ок. 650, Дамаск — ок. 750) — византийский богослов, проповедник и гимнограф, защитник иконопочитания, отец Церкви.
Происходил из семьи знатных арабов-христиан (арабское имя семьи — Мансуры) в Дамаске. Отец Саргун ибн Мансур (в житиях — Сергий) был министром финансов при дворе халифа Абдумелеха. Сам Иоанн с раннего детства воспитывался вместе с будущим халифом Язидом; позднее работал с отцом по финансовому ведомству; по воцарении Язида стал при нем визирем. Когда константинопольский император Лев издал в 730 указ об уничтожении икон и всех священных изображений (см. Иконоборчество), Иоанн в том же году написал два трактата против иконоборчества («Три слова против порицающих св. иконы» — третий был издан несколько лет спустя), выступив первым защитником иконопочитания в литературе. В отместку император Лев ложно обвинил Иоанна перед халифом, сочувствовавшим иконоборчеству в Византии, в государственной измене. По приказу халифа Иоанну отрубили правую руку. Согласно житию, Иоанн в слезах всю ночь молился в храме перед иконой Богородицы, прижимая к локтю отрубленную руку, и под конец заснул. Наутро рука оказалась исцеленной и приросшей к своему месту. Благодарный Иоанн написал икону Богородицы, держащей в руках отрубленную руку (известный в Византии и России иконографический тип «Троеручица»). Халиф, пораженный чудом, уверовал в невиновность Иоанна и предложил ему вернуться на прежнюю должность, но Иоанн просил отпустить его в монастырь. В лавре св. Саввы близ Иерусалима Иоанн, к тому времени знаменитый поэт, богослов и полемист, проходил суровое послушание, подчиняясь запрету писать и петь. Запрет был снят иерусалимским патриархом Иоанном (706—735), против воли рукоположившим Иоанна в сан священника; по просьбе патриарха, а затем и многих других епископов Иоанн написал большую часть своих сочинений. Иконоборческий собор 754 предал Иоанна проклятию как «мыслящего по-сарацински, сочинителя лжи, клеветавшего на Христа и злоумышлявшего против государства, учителя нечестия, извращавшего Писание». Второй Никейский собор 787, осудивший иконоборчество, объявил Иоанна «глашатаем истины» и тогда же, вероятно, он был причислен к лику святых.
Уже для современников Иоанн был признанным богословским авторитетом (хроники передают его прозвища «Златострунный», «Мансур Сладкопевец» и «Святоречивый»). Его главное догматическое сочинение — «Источник знания». Кроме того, ему принадлежит целый ряд менее обширных догматически-полемических произведений, в т. ч.: «Элементарное введение в догматику», написанное для Лаодикийского епископа Иоанна, «О православном образе жизни, «О св. Троице», а также множество опровержений ересей: «Диалог против манихеев», «Состязание православного Иоанна с манихеем», «Состязание христианина с сарацином», «Против несторианской ереси», «О вере против несториан», «О соединении естеств», «Три защитительные речи против порицающих св. иконы», «Против акефалов», «Против яковитов» и «О трисвятой песни», «О двух волях во Христе».
Церковное предание приписывает Иоанну множество важных богослужебных текстов, в первую очередь гимнов: Пасхальный канон, каноны на Рождество, на Богоявление, на Вознесение, Октоих — воскресные службы, разделенные на 8 гласов, и заупокойную службу — всего до 64 канонов. Значительное место в творчестве Иоанна занимает агиография: «Похвалы» (энкомии) свв. Анастасии, Варвары, Илии, Иоанна Златоуста, «Страсти» свв. Артемисия, Параскевы, Петра Капитолийского. Вероятно, именно Иоанну принадлежит знаменитый средневековый роман «О Варлааме и Иоасафе». Кроме того, он — автор множества сочинений морально-аскетического характера и проповедей.
Во всех своих произведениях Иоанн Дамаскин прежде всего — верный хранитель традиции. Его задача не столько рационально обосновать православное вероучение (хотя фактически именно этим он был вынужден заниматься, полемизируя против ересей и опровергая аргументы противников), сколько исповедовать его во всей чистоте, хранить и защищать. Для него равно авторитетны Св. Писание и отцы Церкви, и хотя при изложении всякого вопроса ему приходится каждый раз делать выбор из различных богословских мнений, он безошибочно находит православную середину между двумя радикальными точками зрения. Его можно признать самым последовательным исповедником Халкидонской христологии. Именно через него эта христологая стала известна латинскому Западу и славянскому Востоку, где Иоанн Дамаскин по сей день остается главным систематизатором вероучения — «Аквинатом православия».
С философской точки зрения наибольший интерес представляют учения Иоанна о воле, свободе и предопределении, о человеке и его месте в творении, о природе образа; не лишена интереса его трактовка таких аристотелевских терминов, как сущность, ипостась, неделимое. .В отличие от других греческих отцов Церкви Иоанн во всех существенных вопросах — последовательный антиплатоник. Никакая природа не существует помимо ипостаси, которая есть соединение природы и неделимого (греч. лат. individuum, слав. «несекомое»). Из этого следует, что неиндивидуализированного бытия нет; что, помимо Бога, нет и не может быть вечньи, бестелесных, неизменных по своей природе сущностей; что идеи как общие понятия (роды и виды) не могут иметь самостоятельного существования (ипостаси); что небесные силы, ангелы и человеческие души по природе не бестелесны и не бессмертны: они называются бестелесными лишь в сравнении с грубоматериальными телами; они действительно бессмертны, но не по природе, а по благодати Божией. Материя не принцип индивидуации и не источник зла в мире, как полагали большинство платоников, ибо индивидуация — это единственно возможная форма самого бытия.
В этике Иоанн подробно опровергает классическую формулу платонизма «никто не грешит добровольно». Добровольное действие — это то, которое диктуется природой действующего, склонностью. Но в природе все обусловлено необходимостью; следовательно, добровольные действия не могут быть вменены как хорошие или дурные — они безразличны, вненравственны. Добровольно действуют и дети, и животные, но они не руководствуются разумом и, значит, не следуют свободному выбору, а подчиняются собственной природе, склонности. Свободная воля человека неотделима от разума; она либо тождественна ему, либо имеет в нем свой непосредственный источник. В свою очередь и разум существует только ради свободной воли: «ибо всякое размышление происходит ради действия» («Источник знания», гл. 39) — и только ради нее дан человеку, дабы он мог быть добрым. Разум, т. е. свободная воля в человеке, есть образ Божий, данный ему изначально, а добродетель — Божие подобие, приобретаемое им в его действиях. Таким образом, грех и зло в человеке не тождественны незнанию, как гласит аксиома платонизма; они происходят из сознательного выбора между разумом и склонностью, когда те не совпадают.
Дистанцируется Иоанн от платонизма и в вопросах гносеологии, в частности в учении об иконе и ее прообразе. Согласно платоническому взгляду, источник всякой лжи, заблуждения и невежества — внимание к подобиям, заслоняющим собой для человека подлинное бытие. Всякое подобие онтологически ниже своего первообраза, и суть познания в том, чтобы очистить душу и разум от подобий. Эту точку зрения разделяли, по-видимому, наиболее философичные из византийских иконоборцев, против которых выступал Иоанн. Если такой взгляд верен, то Боговоплощение либо невозможно, либо означает понижение онтологического статуса Бога, ставшего, вочеловечившись, подобием самого себя. Если же верно, что Христос — вполне человек («образ и подобие Божие») и в то же время вполне Бог, то соотношение подлинного бытия и его отображения должно быть иным: Иоанн не признает онтологической пропасти между ними и вводит в соотношение образа-первообраза момент воли — статус образа обусловлен направленностью его воли или воли его создателя. Наконец, в логике Дамаскин полностью следует аристотелевскому учению о категориях и предикации вообще, принимая, впрочем, также учение неоплатоника Порфирия о предикабилиях.
Соч.: MPG, t.94—96; Die Schriften des Joannes von Damascus, ed. B. Kotier (ser. Patristische Texte und Studien, 7 ff.). B.-N. Y., 1975—1988 (критическое издание); Des Hl. Johannes von Damaskus Ubersetzung des Exarchen Johannes, hrsg. von L. Sadnik, Bde 4. Freiburg, 1981—83 (текст на греч., старослав. и нем. языках).
Лит.: Kallis A. Der menschliche Wile in seinem Grund und Ausdruck nach der Lehre des Johannes Damascenes. Munster, 1965; Lange G. Bild und Wort. Die katechetische Funktion des Bildes in der griechischen Theologie des 6.bis 9. Jahrhunderts. Wurzburg, 1969; Rosemond K. La christologie de St. Jean Damascene. Ettal, 1959; Sahas D.J. John of Damascus on Islam. Leiden, 1972.
T. Ю. Бородой

Источник: Новая философская энциклопедия

Найдено научных статей по теме — 7

Читать PDF
235.98 кб

Преподобный Иоанн Дамаскин и полемика с исламом

А. А. Пешков
Читать PDF
838.47 кб

Автор и герой в поэме А. К. Толстого "Иоанн Дамаскин"

Федосеева Татьяна Васильевна
А. К. Толстой поэт реалистической эпохи, сохранивший романтический тип художественного сознания.
Читать PDF
88.47 кб

Иоанн Дамаскин как ключевая фигура византийской церковной музыки

Дрык Семен Викторович
Статья повествует о византийской музыкальной культуре периода иконоборчества, который стал одной из важнейших и сложных эпох эволюции церковной музыки.
Читать PDF
94.58 кб

Космологические представления у Иоанна Дамаскина и их античный контекст

Бирюков Дмитрий Сергеевич
Статья посвящена космологическим представлениям Иоанна Дамаскина.
Читать PDF
274.76 кб

Житие Иоанна Дамаскина как основа сюжета поэмы А. К. Толстого «Иоанн Дамаскин»

Антонова М.В.
Данная статья посвящена проблеме выявления источника поэмы А.К. Толстого «Иоанн Дамаскин», а также сравнительно сопоставительному анализу текста поэмы и Жития святого с целью определения сущности творческой переработки сюжета.
Читать PDF
199.08 кб

Танеева православной кантаты и его реализация: «Иоанн Дамаскин» и «По прочтении псалма»

Лукина Галима Ураловна
Статья посвящена анализу танеевских кантат «Иоанн Дамаскин» (ор. 1) и «По прочтении псалма» (ор. 36) с позиции музыкального воплощения идей, созвучных русской религиозной философии.
Читать PDF
182.08 кб

Философское объяснение природного единения в труде преподобного Иоанна Дамаскина «Источник Знания»

А. В. Ворохобов