ИНВЕРСИЯ

Найдено 7 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Инверсия
от лат. inversio - перестановка) - нарушение обычного порядка; изменение состояния вплоть до прямо противоположного или обратного данному.

Источник: Словарь-справочник по философии для студентов лечебного, педиатрического и стоматологического факультетов

Инверсия
от лат. inversio — переворачивание, перестановка, превращение) — 1) (в биологии) тип хромосомной перестройки (мутации) — разрыва и полного разворота одного из внутренних участков хромосомы; 2) (в математике) в геометрии преобразование относительно данной окружности, сферы; в комбинаторике — всякое нарушение нормального (обычного, алфавитного) порядка двух элементов независимо от того, СТОЯТ ли они рядом или нет.

Источник: Начала современного естествознания: тезаурус

ИНВЕРСИЯ
от лат. inversio - перестановка) - в психологии объемно-наглядное переворачивание. Напр., когда наблюдатель движется вперед и назад на некотором расстоянии перед маской, расположенной на темном фоне и обращенной к наблюдателю внутренней стороной, то она кажется ему то полой формой, то оживает, как будто становится видной ее лицевая сторона. Подобная же инверсия происходит с некоторыми геометрическими фигурами: напр., переднюю и заднюю грани изображенного на плоскости куба можно мысленно менять местами.

Источник: Философский энциклопедический словарь

ИНВЕРСИЯ
от лат. inversio – переворачивание, перестановка) – 1) В логике – преобразование условного суждения (или формулы логич. исчисления, являющейся формализацией условного суждения) в новое условное суждение (формулу), состоящее в замене основания (антецедента) и следствия (консеквента) исходного суждения их отрицаниями; суждение, получающееся в результате И., наз. инверсным суждением, или инверсией данного суждения. И. не является логич. операцией, т. к. посредством нее из истинного суждения можно получить ложное. В математике инверсным суждением является формулировка теоремы, противоположной данной (см. Теорема). Об отношении суждения, инверсного данному, к конверсному и контрапозитивному суждениям см. Конверсия, Контрапозиции закон. Лит.: Тарский ?., Введение в логику и методологию дедуктивных наук, пер. с англ., М., 1948, гл. 2; Градштейн И. С., Прямая и обратная теоремы. Элементы алгебры логики, 3 изд., М., 1959. К. Суханов. Москва. 2) В науке о языке – перестановка слов в грамматич. предложении, нарушающая их обычный порядок, но сохраняющая осн. смысл предложения; грамматич. предложение (или грамматич. конструкция) с порядком слов, отличным от обычного. 3) В теории автоматов – операция отрицания суждения. Устройство, моделирующее И., наз. инвертором. См. Логические схемы автоматов. Лит.: Гаазе-Рапопорт М. Г., Автоматы и живые организмы, М., 1961, гл. 4.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

Инверсия
от лат. inversio - перестановка) и медиация (от лат. mediatio — посредничество) — два противоположных типа культурно нравственной оценки явлений. Ситуация раскола ведет к созданию специфических ментальных установок мыслительной деятельности. Н. Лосский писал о своеобразном типе мышления, который характеризуется разделением мира на две противоположности — добро и зло, свет и тень, правда и кривда. Между ними не существует никаких полутонов, промежуточных звеньев. Каждое нравственно одобряемое явление имеет своего двойника со знаком «минус». Происходит абсолютизация полярностей. Человек согласно данной логике может принадлежать только одному лагерю - добру или злу, причем отпадение от одной полярности приводит его мгновенно в другую полярность. Этот переход осуществляется в результате скачка как моментальное оборачивание. Известное горьковское выражение «Кто не с нами, тот против нас» отражает данную логику, которую называют инверсионной. Инверсионная логика оценки культурных фактов и явлений вытесняет так называемую медиацию. Леви-Строс определял медиацию как нахождение среднего элемента между «двумя антагонистическими членами противопоставлений». Медиация предполагает отказ от абсолютизации той или иной позиции и попытку в максимальной степени сблизить противопоставление, найти общее в различных точках зрения. В условиях раскола медиация как поиск меры социальных отношений и культурных связей постепенно вытесняется инверсией.

Источник: Человек и общество. Культурология

ИНВЕРСИЯ
лат. inversio - переворачивание, перестановка) - в психологии процесс и результат нарушения нормального порядка и последовательности элементов, их перестановка или замена вплоть до противоположных. Феномен И. распространяется на мотивы, установки, желания, реакции, поведение и т.д. Наиболее подробно И. и ее механизмы исследованы в психиатрии, сексологии и психоанализе. Понятие И. было введено в научный оборот в 1882 французскими психиатрами и неврологами Шарко и В. Маньяном. Наиболее распространенное современное значение понятию И. придал Фрейд, предложивший толкование И. как типа сексуальной ориентации мужчин и женщин, отличительным признаком которого является избрание в качестве сексуального объекта лиц собственного пола. В психоанализе Фрейда И. характеризуется фиксацией либидо на лицах своего пола. По степени инвертации людей Фрейд выделял три основных типа поведения: 1) абсолютно инвертированное, когда сексуальный объект может быть только того же пола; 2) амфиген-но инвертированное (психосексуальный гермафродитизм), когда сексуальный объект относится к собственному и (или) противоположному полу; 3) случайно инвертированное, когда в ситуации недоступности сексуального объекта противоположного пола (или при подражании), в качестве объекта выбирается лицо собственного пола и половой акт с ним доставляет удовлетворение. Во временном плане Фрейд выделял три вариации: 1) постоянная И., 2) периодическая И., 3) эпизодическая И. По Фрейду, психический механизм И., т.е. совокупность психических состояний и процессов, обусловливающих ее возникновение, развитие и функционирование, формируется в детстве в фазе кратковременной, но интенсивной фиксации на женщине (большей частью на матери). В результате преодоления фиксации инвертированные отождествляют себя с матерью и избирают в сексуальные объекты самих себя. Например, мужчины выбирают мужчин, похожих на них и хотят любить их так, как любила их мать. Постоянно воспроизводя психический механизм появления
И., инвертированные мужчины переносят на мужчин вызванное женщинами возбуждение, в силу чего их навязчивое устремление к мужчинам обусловливается их "тревожным бегством от женщины".
В.И. Овчаренко

Источник: Новейший философский словарь

ИНВЕРСИЯ
элементарная логическая клеточка мышления, смыслообразования, деятельности, социальных изменений. И. совместно с медиацией составляет дуальную оппозицию, полюса которой находятся в состоянии амбивалентности.
И. характеризуется абсолютизацией полярностей и минимизацией интереса к их взаимопроникновению друг через друга. По логике И. каждое явление - оборотень. т.е. способно, прикоснувшись к противоположному полюсу, стать своей противоположностью, превратиться из добра в зло, из человека в животное и т.д., подменяя один полюс другим. И. может выступать как господствующая форма, содержащая медиацию "под собой" в скрытом, неразвитом виде, что свидетельствует о господстве эмоциональных механизмов принятия решений. Но И. может быть оттеснена на задний плен, выступать как подчиненный момент медиации. Она никогда полностью не исчезает, всегда присутствует хотя бы как психологический импульс. Мышление, следующее инверсионной логике, осмысляет самого субъекта мышления и его действия через переход от его отождествления с одним из полюсов соответствующей дуальной оппозиции (оппозиций: добро - зло, красивый - уродливый, полезный - вредный и так до бесконечности) к отождествлению с противоположным полюсом. Например, И. является переходом от оценки данного человека как друга, воплощения добра к его оценке как врага. И. выступает как отпадение от одного полюса оппозиции и одновременно партиципации к другому. И.
тождество этих понятий. Она существует как инверсионный цикл в единстве прямой и обратной И. Обратная И. возникает в результате роста внутренних противоречий, конфликтов в процессе прямой И. Разница между прямой и обратной И. носит относительный характер.
Инверсионный переход от полюса к противоположному, т.е. оборачивание явления одним полюсом, чтобы затем обратиться другим, носит быстрый, логически моментальный, вневременной характер. Человек с господствующей инверсионной логикой психологически не выносит трудностей перехода. Их надо моментально проскочить как зону повышенной радиации. Само оборачивание - результат эмоционального возбуждения субъекта. Оно - реакция на дискомфортное состояние, возникающее в результате кризиса сложившегося отождествления того или иного явления, например данного человека с другом, в результате его реального или мнимого предательства, клеветы на него, роста собственной раздражительности, фобий субъекта, стремлений объяснить внешними силами свои просчеты. Возникающий эмоциональный взрыв через своеобразную нультранспортировку, посредством которой фантасты мгновенно переносят своих героев в отдаленные точки пространства, перебрасывает субъекта от одного состояния к противоположному, от дискомфортного к комфортному, т.е. в естественный мир данной культуры. Этот акт позволяет осмыслить ранее неупорядоченную, хаотическую реальность. Эмоциональная потребность в И. связана с напряженной, возможно, стрессовой в крайних формах ситуацией, с избытком или, наоборот, с недостатком информации, с необходимостью быстро, моментально найти выход из критической, дискомфортной ситуации. И. как таковая не знает проблемности. Она естественна для сознания с господствующим эмоциональным механизмом решений, не знающего рациональных путей формирования новых промежуточных вариантов.
При абсолютизации И. человек не рассматривается как субъект, так как он выносит радение импульсивно, следуя ситуации, способной быть стимулом включения, переключения инверсионного механизма. Человек в И. как бы следует приказам извне, идущим из культура, от ситуации. Последовательная И. характеризуется игнорированием, отрицанием самой возможности некоторого третьего, срединной культуры, которым нет места в дуальной оппозиции.
Отсюда возможность, которая реализуется лишь в особых исторических условиях раскола, т.е. абсолютизация полярностей дуальной оппозиции, игнорирование перехода между ними. Сам характер оборотнической логики исключает возможность пребывать мыслью, смыслом, действием где-то между полярностями.
Разумеется, реально такие "аварии" происходят, но это измена принципу, на которую приходится идти, но которая лишь дает новый импульс И. Решение на основе И., по сути дела, - не результат позитивного выбора, мучительного поиска, но, возможно, длительного накапливания дискомфорта. И.
способность оперировать уже сложившейся культурой, т.е. олицетворяет ее консервативную сторону. Здесь нет проблем, т.е. созидание уже содержится в разрушении, так как отказ от одной оппозиции - не предпосылка перехода к другой, но и есть буквально сам этот переход, само оборачивание. В этом важнейшее проявление сути синкретизма. При переворачивании страницы уже известного текста появление нового текста происходит автоматически.
Подобная логика возможна в статичных условиях, в неизменном мире.
господство характерно для культур, ориентированных на постоянное воспроизводство мира в его ранее сложившихся формах. Оно господствует в традиционной цивилизации, но никогда не является единственным. Для инверсионной логики характерен монолог, способность отвечать на любую опасность, на любой вызов истории уже апробированным опытом истории. Однако в жизни реального человека И., инверсионная логика никогда не исчерпывает всю логику, что позволяет рассматривать человека как субъекта на всех этапах развития общества, во всех культурах.
Дуальная оппозиция, будучи исходной клеточкой деятельности, тем самым делает И. исходной логической формой человеческой истории, прежде всего массовых процессов. Рост дезорганизации в обществе, массовых фобий против носителей мирового зла, разоблаченных оборотней может вызвать резкий инверсионный взрыв, выражающийся в форме бунта, погрома, массовых беспорядков, несет в себе опасность косы инверсии для государственности, для слоев населения, рассматриваемых как носители зла. В менее ярких формах И.
пронизывает все поведение человека, является одним из необходимых элементов объяснения механизмов индивидуального и массового поведения, скрытой пружины исторических событий. Власть иногда специально пытается вызвать И., вписаться в нее, например, натравливание народа на бояр Иваном IV, выдвижение лозунга "грабь награбленное" после 1917 года, культурная революция в Китае и т.д., т.е. попытка вызвать массовый гнев народа против тех или иных внешних и внутренних врагов, что вызывается стремлением правящей элиты усилить поступление социальной энергии для укрепления медиатора используя эффект парусника. Однако возможность вызвать инверсию чисто бюрократическими методами весьма ограничена. Кроме того, это опасно, так как И. крайне трудно поддается институциализации и в конечном итоге, как правило, оборачивается против власти. Возникает опасность инверсионной ловушки. Ее избежать можно, следуя закону запрета на инверсию.
И. имеет громадное значение в механизме функционирования нравственного идеала, так как сам нравственный идеал амбивалентен. В особо сложных условиях, т.е. когда он подвергается определенному разложению, дезорганизации, массовая И. может привести к попытке отрицания господствующей нравственности до самих ее глубин, для утверждения некоторого неустойчивого нравственного гибрида. В этом случае в условиях мощной антимедиации могут иметь место не только чудовищные массовые акты безнравственности, но и их институциализация, превращение в массовую руководимую медиатором нравственно разрушительную деятельность. Она выражается в терроре, лжи, вероломстве и т.д., в вере, что добро все, что соответствует отрицанию старого для утверждения нового. В действительности это было крайней попыткой использования всего богатства культуры для ее уничтожения.
В истории мышления И. постоянно дополняется и оттесняется медиацией, диалогом, поисками выхода за рамки сложившихся дуальных оппозиций. Это ярко выражается в вялых инверсиях, т.е. медленном движении от одного полюса к другому, которое может даже не достигнуть противоположного полюса, повернуть назад. Это имеет громадное значение для понимания сложных исторических процессов (см.: Модифицированный инверсионный цикл, Глобальный модифицированный инверсионный цикл).
При этом логика мышления, деятельности, исторического процесса существенно усложняется. Развиваются сложные циклы истории составляющие реальное содержание глобальных периодов, охватывающих значительные отрезки человеческой истории. Развитие медиации отодвигает И. на задний план в жизни общества, что окончательно происходит в либеральной цивилизации, ориентированной на развитие.
И., как и всякая важная логическая форма, является структурообразующим фактором формирования мифологии, содержания массового сознания, а также философских систем. Наиболее ярким примером теоретической, элитарной трактовки И. является манихейство, а также доведенная до крайности концепция классовой борьбы, отрицающая ценность и реальность целостного мира и т.

Источник: Социокультурный словарь по книге Критика исторического опыта

Найдено схем по теме — 1

Найдено научных статей по теме — 14

Читать PDF
443.10 кб

Функционализм и инверсия спектра

Иванов Д. В.
Статья посвящена аргументу инвертированного спектра. Этот аргумент нацелен на опровержение функционалистских теорий сознания.
Читать PDF
2.64 мб

Творческое развитие или доктринальная инверсия марксизма: Норберто Боббио о значении и своеобразии к

Никандров Алексей Всеволодович
В статье представлен анализ произведенной Норберто Боббио интерпретации теории гражданского общества А. Грамши, разработанной тем в знаменитых «Тюремных тетрадях».
Читать PDF
112.25 кб

Hybris как инверсия «Объекта» и «Метода» в «Пире» Платона

Протопопова Ирина Александровна
Задача работы - показать, что одним из лейтмотивов «Пира» является семантика гюбриса как «инверсии», которая относится к теме взаимодействия противоположностей, обыгрываемой на протяжении всего диалога на уровне лексики, поведения
Читать PDF
14.52 мб

Другие сознания, инверсия спектра и индивидуальный язык

Иванов Д.В.
Особым вариантом скептицизма является скептицизм относительно возможности достоверного знания содержания сознания других людей. Одним из аргументов в поддержку такой скептической позиции является аргумент инвертированного спектра.
Читать PDF
231.32 кб

История западноевропейской метафизики: инверсия когнитивных установок

Пронякин В. И., Петрушин А. А.
В истории европейской метафизики авторы усматривают инверсионную динамику последовательно сменяющих друг друга мотивационно конституитнвных актов сублимации и вытеснения предметно-интенциональных доминантных ориентаций.
Читать PDF
1.00 мб

Privacy v/s publicity: роковая инверсия экранной культуры

Исаев Александр Александрович
Интенция публичности, столь распространенная и характерная для Screen-Culture, и есть репрезентация «инстинкта смерти».
Читать PDF
208.28 кб

Закономерности развития понятий и инверсивные отношения в иерархических системах

Севостьянов Дмитрий Анатольевич
В Новосибирском государственном медицинском университете предпринят опыт философского исследования, а именно совместного (сравнительного) анализа понятий (в их становлении, развитии и гибели), с одной стороны, и жизненного цикла и
Читать PDF
201.19 кб

Иерархия ценностей: инверсивные отношения

Севостьянов Дмитрий Анатольевич, Шевченко Наталья Петровна
В статье представлены основные принципы исследования иерархии ценностей. В частности, в ней показано, что иерархия ценностей может строиться как на атрибутивных, так и на сущностных принципах.
Читать PDF
91.85 кб

Фанатизм: анализ иерархических и инверсивных отношений

Севостьянов Дмитрий Анатольевич
Данная статья написана с целью философского анализа фанатизма как социального явления. Фанатизм стал важнейшей угрозой в современном мире. Однако без философского анализа данного явления мы оказываемся беззащитными перед ним.
Читать PDF
286.22 кб

Спор вокруг функционалистского подхода: проблема инверсии спектра

Тарасов И. П.
Работа посвящена основной проблеме, возникающей перед функционалистской программой в философии сознания, так называемой проблеме «инверсии спектра», которая иллюстрирует невозможность для функционализма объяснить феноменальную сос
Читать PDF
285.65 кб

Анализ и интерпретация явлений инверсии и медиации в аспекте самоорганизации социальных систем

Сахарова Юлия Валерьевна
Рассмотрены основные характеристики феноменов инверсии и медиации как типизированных модулей социальных и культурных процессов.
Читать PDF
182.74 кб

Концептуальные инверсии революции в русской философии

Борисова О. С.
В статье осуществляется анализ концепций революции в отечественной философии начала XX века.
Читать PDF
0.00 байт

Метафизика инверсии культурно-антропологических матриц европейской цивилизации

Марков Александр Петрович
В статье дается характеристика глобальных проблем современного мира, которые свидетельствуют о неизбежности радикального поворота к новым формам и моделям цивилизационного развития, содержится анализ механизмов смены культурно-ант
Читать PDF
433.56 кб

Интеллектуальные практики и инверсионные ловушки: взгляд культуролога

Фадеева Ирина Евгеньевна
В статье рассматриваются интеллектуальные практики как основание для формирования культуры интерпретации в противоположность «инверсионным ловушкам» (термин А.С. Ахиезера), характерным для неразвитого сознания.

Похожие термины:

  • Транскультурации инверсия

    - термин для определения направления транскультурации, в процессе к-рого представители более развитой, престижной или господствующей культуры переходят на позиции культуры "малой" (или подавленн
  • ВЯЛАЯ ИНВЕРСИЯ

    особый тип инверсии" возникающий в результате развития медиации, роста срединной культуры, медленно возводящих препятствия для чисто эмоциональной оборотнической логики принятия решения, стрем
  • ИНВЕРСИЯ ВРЕМЕНИ

    лат inversion - переворачивание; перестановка) - изменение знака независимой переменной времени «t» в математических теориях физических процессов с «+» на «-». На протяжении всей истории становления и р
  • СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ ИНВЕРСИЯ

    термин, использующийся в культурологии для обозначения процессов развития ценностей на чуждой им основе (ценностей модернизации на базе традиционализма или наоборот). Это противоречие приводит
  • КОСА ИНВЕРСИИ

    исключительно важное социальное и культурное проявление массовой социальной инверсии, нацеленной на восстановление комфортного состояния, форма антимедиации, попытка отмести, уничтожить все яв
  • Закон инверсии

    логическое значение отрицательного суждения противоположно логическому значению суждения, которое в нем отрицается.
  • ИНВЕРСИОННАЯ ЛОВУШКА

    результат стремления человека утвердить через инверсию исторически сложившийся нравственный идеал, не замечая, что социальные условия существенно изменились, что приводит к резкому возрастанию
  • Инверсионный слой

    Слой в атмосфере с затрудненным вертикальным перемещением воздуха. Загрязнение воздуха уменьшается, если нижние слои атмосферы могут перемешиваться с более чистым воздухом верхних слоев. При оп
  • ГЛОБАЛЬНЫЙ МОДИФИЦИРОВАННЫЙ ИНВЕРСИОННЫЙ ЦИКЛ

    модифицированный глобальный период возникает в истории под влиянием медиации, ослабления господства инверсии, ее оттеснения в результате накопления срединной культуры, роста исторического опыт
  • МОДИФИЦИРОВАННЫЙ ИНВЕРСИОННЫЙ ЦИКЛ

    важнейший пример сдвигов в логике инверсии, способе осмысления в рамках дуальной оппозиция. Представляет собой модификацию прямой и обратной инверсии в результате усиления медиация, формировани
  • ЗАПРЕТ НА ИНВЕРСИЮ

    необходимое методологическое требование, позволяющее избежать инверсионные ловушки экстраполяции прошлого опыта на новую, совершенно неадекватную ситуацию. 3. на и. требует отхода от инверсионн