понятие структурной лингвистики и постмодернистской философии науки, означающее более широкую языковую систему, чем контекст. Последний входит в качестве элемента в интертекст и взаимодействует в его рамках с другими контекстами. Так, если для физических теорий их контекстом является физическое знание (явное и неявное), то в качестве интертекста для них выступает как минимум все естественно-научное и математическое знание, содержание и методы которого всегда явно либо неявно имеются в виду, либо непосредственно используются при построении и обосновании физических теорий. Неопределенность и неоднозначность интертекста служат, с одной стороны, источником порождения новых идей в привычной для них среде, а с другой — приводят к трудностям однозначного их истолкования и оценки и к длительному процессу достижения определенного консенсуса. (См. текст, гипертекст, неявное знание).
ИНТЕРТЕКСТ
ИНТЕРТЕКСТ
Интертекст
Один из распространенных приемов создания художественного произведения (артефакта) в постмодернизме. Суть его заключается в сознательном использовании автором И. цитат из других текстов или реминисценций других текстов. Имеются в виду не только вербальные тексты, но тексты (в широком смысле слова — см.: Барт) любых искусств (живописи, музыки, кино, театра, современных арт-практик). Прием И. имеет древнее происхождение. Он восходит к античности и Средневековью, когда не стояла остро проблема личного авторства, а многие тексты (особенно сакрального содержания) рассматривались как плод соборного сознания, накопившего некие эзотерические знания о духовном бытии универсума. Для того времени было обычным делом включение цитат других текстов в свой без кавычек и ссылок на их принадлежность. В определенные периоды поздней античности в моде было создание центонов — текстов, полностью набранных из цитат других текстов (без ссылок на них, естественно). Например, текст на христианскую тематику мог быть набран из отдельных стихов античных языческих авторов. В искусстве и литературе XX в. И. стал одним из действенных приемов художественной игры смыслами, разными контекстами, осознанной полисемии, внутренней диалогичности создаваемого текста. В И. цитата или реминисценция напоминает о ее изначальном смысле (или контексте, в котором она существовала) и одновременно служит выражению некоего иного смысла, задаваемого ей новым контекстом. И. существенно обогащает художественную структуру, делает ее открытой для многомерного восприятия и полифоничной. В качестве примеров концентрированных И. можно указать хотя бы на «Доктора Фаустуса» Т.Манна, «Игру в бисер» Г.Гессе, коллажи дадаистов (см.: Дада), сюрреалистов (см.: Сюрреализм), многие произведения поп-арта, шелкографии Уорхола и Раушенберга, музыку Кейджа и Штокхаузена, фильмы Гринуэя и многие др. феномены в искусстве XX в. Лит.: Барт Р. Избранные работы. Семиотика. Поэтика. М., 1989; Ямпольский М. Память Тиресия. Интертекстуальность и кинематограф. М., 1993. В.Б.