совокупность осуществляемых исследователем предположений о характере данных, полученных в результате измерения и подлежащих анализу. При любом подходе к анализу подобные предположения активно используются, даже если исследователь не дает себе в этом отчета.
Одним из важнейших факторов, изменивших характер гуманитарного знания в последние десятилетия, стал пересмотр позиции исследователя по отношению к изучаемому им вопросу гуманитарных знаний. В науку наконец пришло понимание субъективности исследователя и осознание его деятельности как интерпретации. Уходит в прошлое представление о том, что исследователь может создавать объективную картину реальности, оставаясь исключительно на позиции внешнего наблюдателя, самоустраняясь от собственного предмета. Иллюзорность объективности результатов, полученных при внешнем наблюдении, связана в первую очередь с тем, что собственное «я» исследователя неизбежно влияет на его научные интерпретации и вторгается в теоретические выводы. Осознание и экспликация исследователем своих установок и ожиданий при изучении гуманитарных проблем, проблем культуры, а также собственных обыденных знаний о мире является достаточно продуктивным подходом.