формирование духовного мира личности, внутренних структур психики посредством отражения внешних социальных отношений и адаптации к изменчивости общественного бытия.
Интериоризация
Интериоризация
Источник: Краткий энциклопедический словарь философских терминов
ИНТЕРИОРИЗАЦИЯ
процесс превращения внешних реальных действий, свойств предметов, социальных форм общения в устойчивые внутренние качества личности через усвоение индивидом выработанных в обществе (общности) норм, ценностей, верований, установок, представлений и т.д.
ИНТЕРИОРИЗАЦИЯ
от лат. interior внутренний) - формирование внутренней структуры психики человека посредством усвоения структур внешней социальной деятельности. Понятие введено франц. психологами Пьером Жане, Жаном Пиаже, Анри Валлоном, используется в психоанализе при объяснении перехода структуры межиндивидуальных отношений внутрь психики и формирования бессознательного (индивидуального или коллективного), которое в свою очередь определяет внутренний план сознания. По Выготскому, интериоризация - становление подлинно человеческой формы психики благодаря освоению индивидом человеческих ценностей.
Источник: Философский энциклопедический словарь
Интериоризация
(от лат. interior – внутренний) - философско-психологическая концепция, объясняющая происхождение форм внутренней психической жизни отдельного человека отражением внешних социальных форм общения. Эта концепция приемлема, если И. рассматривается как один из моментов социализации (Э.Дюркгейм). Но в советской философии и психологии (Л.С.Выготский) преобладала абсолютизация этого подхода в духе сведения внутреннего к отражению внешнего. Так совесть сводилась к И. исторически сложившихся общественных отношений. Но с такой подменой взаимодействия нередуцируемых друг к другу внутреннего и внешнего начал монокаузализмом со стороны внешнего нельзя согласиться.
ИНТЕРИОРИЗАЦИЯ
(от лат. interior — внутренний) — процесс построения внутр. структур психики, обусловливаемый усвоением структур и символов внешн. соц. деятельности. В отеч. психологии И. понимается как преобразование структуры предметной деятельности в структуру внутр. плана сознания, иначе — как превращение интерпсихол. (межличностных) отношений в интрапсихол. (внутриличностные, отношения с самим собой). И. отлична от любых форм получения «извне», переработки и хранения «внутри» психики знаковой информации (восприятия и памяти). В онтогенезе различают след. стадии И.: 1) взрослый словом воздействует на ребенка, побуждая его что-то сделать; 2) ребенок перенимает способ обращения и начинает воздействовать словом на взрослого; 3) ребенок воздействует на самого себя. Н.Д.Наумов
Источник: История и философия науки. Энциклопедический словарь
ИНТЕРИОРИЗАЦИЯ
франц. iiiteriorisalion, от лат. interior - внутренний), переход извне внутрь. В психологию понятые И. вошло после работ представителей франц. социологич. школы (Дюркгейм и др.), где оно связывалось с понятием социализации, означая заимствование осн. категорий индивидуального сознания из сферы обществ. представлений. Принципиальное значение получило в культурно-историч. теории Выготского; одно из осн. положений этой теории состояло в том, что всякая подлинно человеч. форма психики первоначально складывается как внеш., социальная форма общения между людьми и только затем, в результате И., становится психич. процессом отд. индивида. Стадии И. подробно прослежены в работах, посвященных умственным действиям, где показано, что И. есть не простой переход к действию в плане представлений (Пиаже), а формирование внутр. плана сознания.
Источник: Советский философский словарь
ИНТЕРИОРИЗАЦИЯ
франц. interiorisation, от лат. interior — внутренний) — переход извне внутрь. В психологию понятие интериоризации вошло после работ представителей французской социологической школы (Дюркгейм и др.), где оно связывалось с понятием социализации, означая заимствование основных категорий индивидуального сознания из сферы общественных представлений. Принципиальное значение получило в культурно-исторической теории Л. С. Выготского; одно из основных положений этой теории состояло в том, что всякая подлинно человеческая форма психики первоначально складывается как внешняя, социальная форма общения между людьми и только затем, в результате интериоризации, становится психическим процессом отдельного индивида. Стадии интериоризации подробно прослежены в работах, посвященных умственным действиям, где показано, что интериоризация есть не простой переход к действию в плане представлений Ж. Пиаже, а формирование внутреннего плана сознания.
Лит.: Дюркгейм Э. Социология и теория познания.— В сб.: Новые идеи в социологии, сб. 2. СПб., 1914; Выготский Л. С. Избр. психологич. исследования. М., 1956; Он же. Развитие высших психич. функций. М., 1960.
А. А. Пузырей
Лит.: Дюркгейм Э. Социология и теория познания.— В сб.: Новые идеи в социологии, сб. 2. СПб., 1914; Выготский Л. С. Избр. психологич. исследования. М., 1956; Он же. Развитие высших психич. функций. М., 1960.
А. А. Пузырей
Источник: Новая философская энциклопедия