ИНТЕРЕСА ТЕОРИЯ

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское]

ИНТЕРЕСА ТЕОРИЯ
направление в совр. зап. аксиологии и этике, возникшее в 20-х гг. в рамках натурализма, близкое прагматизму. Его сторонники — Р. Перри, Д. Паркер (США), Ф. Теннант (Англия) и др.— определяют значение для человека предметов и явлений действительности (их ценность, в т. ч. и моральную) исходя не из той объективной роли, к-рую они выполняют в об-ве, а из субъективного отношения к ним человека, его интереса. Сам же интерес понимается чисто психологически — как желание, расположение, склонность, симпатия, любовь (или, наоборот, отвращение, антипатия, ненависть), испытываемые людьми. Социальная обусловленность интересов способом жизнедеятельности человека, объективными законами исторического развития, в сущности, игнорируется. Это приводит к субъективистскому толкованию природы ценностей. Нравственность понимается как средство согласования и примирения частных интересов, добро — как то, что отвечает максимальной сумме индивидуальных интересов, а долг — в духе утилитаризма: поступай так, чтобы удовлетворить наибольшее количество существующих в данном об-ве желаний и стремлений. Историческая цель нравственности понимается как смягчение противоречий, согласование интересов конкурентов.

Источник: Философский энциклопедический словарь

ИНТЕРЕСА ТЕОРИЯ
направление в совр. буржуазной этике и аксиологии, сторонники к-рого моральную ценность явлений действительности, в т. ч. добро н зло, рассматривают как результат направленного на данный объект интереса. И. т. - разновидность современного натурализма в этике. По своему содержанию она во мн. сходна с учением прагматизма Возникла в 20-х гг. XX в, и продолжает существовать до сих пор, хотя и не имеет уже столь широкого влияния Гл. ее представителями являются: в США - Р. Перри. Д. Паркер; в Англии -Ф. Теннант. Сторонники этого направления определяют значимость для человека того или иного предмета или явления (его ценность), исходя не из той роли, к-рую он выполняет в об-ве, а из субъективного отношения к нему, из проявляемого к нему интереса. Сам же интерес понимается чисто психологически - как желание, расположение, склонность, любовь, симпатия (или, наоборот, отвращение, антипатия, ненависть), испытываемые человеком по отношению к тому или иному объекту. При этом, в сущности, игнорируется социальная обусловленность интересов людей способом их жизнедеятельности, объективными законами бытия и развития об-ва. Буржуазный характер И. т. особенно наглядно проявляется в том, что ее сторонники понимают нравственность как средство взаимного согласования и примирения частных интересов. Отсюда вытекает и специфически буржуазное истолкование морального долга: поступай так, чтобы удовлетворить наибольшее количество частных интересов. Тем самым борьба за преодоление противоречий между личными и общественными интересами, за удовлетворение коренных общих интересов человечества подменяется удовлетворением интересов частных предпринимателей, взаимным соглашением конкурентов. Марксистская этика, признавая связь морали с интересами людей, вместе с тем не просто выводит нравственность из любых интересов, а обосновывает (или подвергает критике) эти интересы как подлинно человеческие (или аморальные, эгоистические, обращающиеся против человека), исходя при этом из анализа исторических законов развития человечества в целом. Подлинно человеческими потребностями, имею щпми нравственное оправдание, являются интересы трудящихся в противовес интересам эксплуататоров.

Источник: Словарь по этике