ИНТЕРАКЦИОНИЗМ
ИНТЕРАКЦИОНИЗМ
одно из направлений современной социальной психологии. В рамках этого направления, представленного больше американскими умными, исследуется влияние на поведение и деятельность людей: 1) определенных символов или «знаковых систем», в качестве которых но выступать вербальные и невербальные средства общения; 2) социальных ролей; 3) референтных групп, то есть групп, мнение и социальные установки которых значимы для того или иного человека.
Источник: Евразийская мудрость от а до Я
Интеракционизм
символический интеракционизм (от англ. – взаимодействие) – теоретико-методологическое направление в современной западной социологии, анализирующее преимущественно символические аспекты социальных взаимодействий. Основоположник его Дж. Г. Мид. В современном интеракционизме принято выделять чикагскую (Блумер, А. Стросс, Т. Шибутани и др.) и айовскую (М. Кун, Т. Партленд и др.) школы. Для первой характерен интерес к процессуальным аспектам взаимодействия, для второй – к изучению стабильных, «ставших» символических структур. К интеракционизму примыкает так называемый социодраматический подход, сторонники которого (К. Бёрк, И. Гофман, Х. Данкен) объясняют социальную жизнь как реализацию метафоры «драмы», анализируя взаимодействия в таких терминах, как «актёр», «маска», «сцена», «сценарий».
Источник: Методология научных исследований. Терминологический словарь. Харьков. Изд-во НУА 2016
ИНТЕРАКЦИОНИЗМ
от англ. interaction - взаимодействие), символический интеpaкционизм, теоретико-методологич. направление в совр. бурж. социологии и социальной психологии, сосредоточивающееся преимущественно на анализе символических аспектов социальных взаимодействий. Представители И. уделяют усиленное внимание анализу языка - главного символич. «медиума» взаимодействия.
И. опирался на идеи Ч. Кули, Дж. Болдуина, У. Томаса (США), Г. Зиммеля (Германия). Основоположник его Дж. Г. Мид. В совр. И. принято выделять чикагскую (Блумер, А. Стросс, Т. Шибутани и др.) и айовскую (М. Кун, Т. Партленд и др.) школы. Для первой характерен интерес к процессуальным аспектам взаимодействия, для второй - к изучению стабильных, «ставших» символич. структур. К И. примыкает т. и. социодраматич. подход, сторонники к-рого (К. Берк, И. Гофман, X. Данкен) объясняют социальную жизнь как реализацию метафоры «драмы», анализируя взаимодействия в таких терминах, как «актер», «маска», «сцена», «сценарий» и т. п.
Для П., особенно чикагской школы, характерно индетерминистское видение социального процесса, трактуемого как процесс выработки и изменения социальных значений, постоянного определения и переопределения ситуаций взаимодействия их участниками. В ходе этого переопределения меняется и объективная (с т. зр. взаимодействующих индивидов) среда социальной деятельности, ибо мир, по представлениям И., имеет полностью социальное происхождение. Различные группы вырабатывают различные миры, к-рые меняются в процессе изменения значений в ходе социального взаимодействия.
Представители И. не создали последоват. теории социального процесса ввиду их отказа от анализа материальных факторов жизни общества, а также от исследования социальной структуры общества в целом, в действительности детерминирующей функционирование социальных значений. Вместе с тем представляют известный интерес их попытки исследовать структуру и динамику развития личности, изучение микропроцессов социальных взаимодействий.
И. опирался на идеи Ч. Кули, Дж. Болдуина, У. Томаса (США), Г. Зиммеля (Германия). Основоположник его Дж. Г. Мид. В совр. И. принято выделять чикагскую (Блумер, А. Стросс, Т. Шибутани и др.) и айовскую (М. Кун, Т. Партленд и др.) школы. Для первой характерен интерес к процессуальным аспектам взаимодействия, для второй - к изучению стабильных, «ставших» символич. структур. К И. примыкает т. и. социодраматич. подход, сторонники к-рого (К. Берк, И. Гофман, X. Данкен) объясняют социальную жизнь как реализацию метафоры «драмы», анализируя взаимодействия в таких терминах, как «актер», «маска», «сцена», «сценарий» и т. п.
Для П., особенно чикагской школы, характерно индетерминистское видение социального процесса, трактуемого как процесс выработки и изменения социальных значений, постоянного определения и переопределения ситуаций взаимодействия их участниками. В ходе этого переопределения меняется и объективная (с т. зр. взаимодействующих индивидов) среда социальной деятельности, ибо мир, по представлениям И., имеет полностью социальное происхождение. Различные группы вырабатывают различные миры, к-рые меняются в процессе изменения значений в ходе социального взаимодействия.
Представители И. не создали последоват. теории социального процесса ввиду их отказа от анализа материальных факторов жизни общества, а также от исследования социальной структуры общества в целом, в действительности детерминирующей функционирование социальных значений. Вместе с тем представляют известный интерес их попытки исследовать структуру и динамику развития личности, изучение микропроцессов социальных взаимодействий.
Источник: Советский философский словарь