ИНТЕНЦИЯ

Найдено 16 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

ИНТЕНЦИЯ
направленность сознания, мышления на какой-либо предмет; намерение, цель.

Источник: Евразийская мудрость от а до Я

ИНТЕНЦИЯ
(от лат.— намерение, тенденция, стремление) — направленность сознания, мышления на какой-либо предмет.

Источник: Философско-терминологический словарь 2004

Интенция
лат.: intention - стремление)- философский термин, обозначающий намерение, цель,  направленность сознания, мышления на какой-л. предмет; намерение, цель.

Источник: Словарь-справочник по философии для студентов лечебного, педиатрического и стоматологического факультетов

Интенция
лат. intentio – усилие; направленность сознания на что-то; намерение) – направленность сознания, воли, отчасти и чувственности на какой-либо предмет

Источник: Феноменологическая философия науки - критический анализ. Словарь феноменологических терминов

ИНТЕНЦИЯ
(от лат. ш1епйо - стремление) - направленность сознания, мышления на какой-либо предмет. Понятие «интенция» использовалось в средневековой схоластике, философии Брентано, Гуссерля, неотомизме.

Источник: Краткий философский словарь 2004

Интенция
от лат. intentio - стремление) - намерение, цель, направление или направленность сознания, воли, чувства на какой-либо предмет. Понятие интенции разрабатывалось в схоластике, в XIX-XX вв. учение об интенциональности сознания было развито Ф. Брентано, А. Мейнонгом, Э. Гуссерлем и др.

Источник: Тематический глоссарий по философии

Интенция
от лат. intentio — стремление, направленность) — сосредоточенная направленность сознания на объект исследования, предмет внимания, интереса. Широкое распространение термин получает в средневековой схоластике, в феноменологии Э. Гуссерля, неотомизме, психоанализе и др. философских концепциях.

Источник: История и философия науки

Интенция
от лат. intenttio – стремление) – в онтологии синоним субъективной направленности  на выделение предмета из любого сущего. Традиционно термин И. (интенциональность) использовался только для характеристики человеческого сознания (Брентано, Гуссерль). Признание человеческой субъективности частным случаем субъективной реальности как всеобщего атрибута позволяет придать этому термину онтологический смысл.

Источник: Философские категории авторский словарь

ИНТЕНЦИЯ

(лат. intentio - намерение) - 1) в теории познания направленность или устремленность познающего разума к своему предмету, как он дан сознанию человека; в томизме это интеллектуально-волевой акт, первый элемент наших сознательных поступков, совершаемых при стремлении к определенной цели, значимой в данный момент и отличающейся от финальной цели всей деятельности в целом. 2) В экзистенциализме сознание "интенционально по сущности", т.е. выражается в активном отношении к миру; интенциональная направленность сознания к смыслу бытия важна как предпосылка реализации человеком своего призвания - "выйти в бытие", где есть смысл и истина. 3) В нравственной теологии это акт свободной воли, направленный к достижению благой цели. 4) Религиозное сознание - интенционально в силу своей ориентированности на Высшее бытие. Интенцией в церковной практике нередко называют определенный объект, земной или неземной, ради которого совершается молитва или священнодействие.

Источник: Краткий религиозно-философский словарь

ИНТЕНЦИЯ
понятие, характеризующее направленность сознания на предмет, его содержательность, предметность. Это свойство сознания возникает в практической деятельности человека. В процессе практического, материального воздействия человека на предметы его сознание формируется как определенным образом направленное на объект, к-рый в свою очередь выступает как соотнесенный с субъектом (Субъект и объект). Интенциональность сознания проявляется, в частности, в том, что идеальные образы, возникающие в нашей голове, мы относим вовне, рассматриваем их как нечто внешнее, как отражение вещей, находящихся вне нас. В идеалистической философии И. выступает как некоторое прирожденное (не имеющее объективного источника), имманентное сознанию свойство, как способность его полагать, конституировать предмет в мысли. Так, в учении немецкого философа Гуссерля (Феноменология) понятием И. характеризуется «предметность» сознания, однако снимается вопрос о том, является ли предмет, на к-рый направлено, нацелено сознание («интенциональный объект»), реальным или вымышленным. В результате сознание предстает не как отражающее внешние объекты, а как наделенное особой способностью создавать свой предметный мир, определять свое содержание.

Источник: Краткий словарь по философии. 1970

ИНТЕНЦИЯ
1. (от intentio - стремление, лат.) Сгущенный (неразвернутый) образ, на котором здесь-теперь сосредоточено максимальное внимание. Этот образ может иметь ту или иную смысловую, чувственно-аффективную и волевую окраску. В предельном случае образная сторона, подразумевающая некую скрытую структуру, вообще исчезает, оставляя только смысл, чувство, влечение, силу.
Могут быть: интенция-указание (представление о предмете без разворачивания структуры предмета, интенция-ЭКЗИСТЕНЦИАЛ (неразвернутый объект чувств, страстей, ностальгии), интенция интенций-экзистенциалов (ЭКЗИСТЕНЦИОНАЛ: абсолют, красота, смысл жизни и т. п.).
Интенции не являются абстракциями и внеабстрактны по существу. Аналогично они не суть предпозиции. Строго говоря, это ментальные концентраты. Осуществимость или неосуществимость через их посредство трансцензуса не имеет феноменологического значения.
Обычно понимаемой интенции как феноменологической направленности не существует, ввиду отсутствия в сознании гомункулуса, отсутствия действительного разделения на сознание и содержание сознания. Трафаретные прагматические коррелированности феноменологически фиктивны. Причины недоразумений не только в физиологизмах, условностях и спонтанных актах приписывания значений, но и в многослойности сознания, несосуществуемости его данностей, смещении области наивысшей проницаемости. Интенция посюстороння и, как правило, не переходит в трансцендирование.

Источник: Философский словарь

Интенция
Волевое побуждение, существующее в настоящем, но направленное на будущее или на преследуемую цель. Интенция есть проекция воли или ее цель. Интенция это намерение.
В этом смысле говорят о морали побуждения, согласно которой (Кант) нравственность поступка оценивается не по его результатам, а по характеру мотивации совершающей поступок воли. Как ни странно, довольно часто это выражение употребляется в уничижительном значении, что лично мне представляется противоречащим либо понятию интенции, либо Канту. Мораль побуждения не есть мораль, довольствующаяся наличием, как говорится, благих намерений. Это мораль, выносящая оценку действующей воле, а не ее возможным последствиям, которых в момент действия никто не может с точностью предвидеть. Вот человек падает за борт в открытое море. Один матрос кидает в него бревном, надеясь его прикончить, но бревно в него не попадает, зато не тонет и помогает упавшему спастись. Другой матрос, желающий спасти тонущего, бросает ему спасательный круг, но круг попадает ему точнехонько в голову и погружает его под воду – человек захлебнулся и потонул. С точки зрения морали побуждения поведение второго матроса, хоть оно и привело к трагическим последствиям, заслуживает большего уважения, чем поведение первого матроса, хоть оно в результате и спасло тонувшему жизнь. Но разве это не то же самое, что просто мораль? Никто не обязан добиваться успеха, но от необходимости стараться делать как можно лучше нас никто не освобождал.

Источник: Философский словарь.

ИНТЕНЦИЯ
от лат. intentio - стремление), термин схоластич. философии, обозначающий намерение, цель, направленность сознания, мышления на к.-н. предмет. У Фомы Аквинского и в поздней схоластике термин «И.» обозначает также внимание, иногда - нек-рую форму бытия, взятую в определ. отношении. В гносеологич. аспекте И. выступает как характеристика умств. «образа», идеи или нек-рого значения. Фома Аквинский рассматривает И. как понятие, проистекающее из деятельности интеллекта. Согласно Оккаму, «И. души» есть универсалия, т. е. всеобщее, как результат акта постижения предмета. И. интеллекта сопоставляется с «умопостигаемой формой» (идеей), поскольку отображает в разуме постигнутый объект. Вместе с тем схоластич. философия развивает представление об «интенциональной чувственно-воспринимаемой форме», т. е. чувств. образе идеи к.-л. объекта.
Общее правило схоластики - различение первой и второй И. Первая И. (iotentio prima) есть понятие, первоначально сформированное умом; объект подобного понятия - реальность, данная человеч. разуму. Вторая И. (intentio secunda) формируется через обращение к первым, путем их изучения и сравнения. Ее объект находится в самом разуме, представляя собой логич. закон, форму самой мысли или к.-н. мысль вообще. На основе различения первых и вторых И. Фома Аквинский определял логику как учение о вторых И., обращенных и отнесенных к первым. Учение об И. играло значит. роль в логич. и гносеологич. дискуссиях номиналистов и реалистов. См. также Интенционалъностъ.

Источник: Советский философский словарь

ИНТЕНЦИЯ
(Intention; от лат.) — намерение, тенденция. Интенционализм — учение о том, что каждое действие может расцениваться только с точки зрения самого действующего. Понятие интенциональности, сыгравшее большую роль уже в средневековой философии, Брентано и феноменологическая школа стали рассматривать в качестве существенного признака всего психического: «Из переживаний извлекаются такие, существенной чертой которых является то, что они суть переживания объекта. Эти переживания называются «интенциональными переживаниями», и потому, что они являются осознанием (любовью, ценностями) чего-то, они представляются «интенционально соотнесенными» с этим нечто. Применяя теперь к таким интенциональным переживаниям феноменологическую (эйдетическую) редукцию, человек приходит, с одной стороны, к пониманию сознания как чисто соотносительной точки для интенциональности («чистого сознания»), которой дан интенциональный объект, с другой стороны, к объекту, которому редукция не оставляет никакого другого вида существования, кроме как быть интенционально данным этому субъекту. В переживании человек видит чистый акт, который представляется не чем иным, как интенциональной отнесенностью чистого сознания к интенциональному объекту» (Bochenski. Europäische Philosophie der Gegenwart, 1951). При этом у Брентано нужно различать следующее: в ранний период Брентано считал, что все предметы интенциональных актов существуют ео ipso intramental (внутри сознания), что означает удвоение мира, — эту точку зрения принимали почти все его последователи, в том числе и Гуссерль; поздний же Брентано признавал, что объекты интенциональных актов всегда трансцендентны сознанию. Сознание, с точки зрения Брентано, всегда направлено на реальный объект, даже тогда, когда этот последний не обязательно существует. (Ср.: ссылка Оск. Крауза в новом издании книги Брентано «Psychologie vom empirischen Standpunkt», 1924. Bd. I, S. XXXIIIf.) В экзистенциализме интенциональность существования (des Daseins) является «бытием-при» (Sein-bei) мире, которое принадлежит к включенности в бытие (Insein). «Интенциональность заложена в трансцендентности существования, в мировом проекте существования, определенном уже существующим» (Brecht. Einführung in die Philosophie der Existenz, 1948).
Fisch. Husserls l.alitätsu. Urteilslehre (Diss.), Basel, 1942; J.-P. Sartre. Situations. Paris, 1947; F. Brentano. Die Lehre vom richtigen Urteil, 1956; G. E. M. Anscombe. I., Oxford, 1957, dt. 1986; G. Sodan. Überden Gebrauch der
Ausdrücke «I.», «intentional», «I.alitât» und «intendieren» in der modernen Bewußtseinstheorie, 1958; G. H. v. Wright. Norm and Action. London/New York, 1963, dt. 1979; J. R. Searle. Intentionality. Cambridge, 1983, dt. 1986; E. Baumgartner. I.alitât, 1985.

Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961

ИНТЕНЦИЯ
(от лат. intentio — стремление) — намерение, цель, направленность сознания, воли или чувства на к.-л. предмет. В поздней схоластике понятие И. использовалось для характеристики умственного образа, идеи. Так, Фома Аквинский рассматривал его как понятие, проистекающее из деятельности интеллекта. Учение об И. играло значит. роль в логич. и гносеологич. дискуссиях номиналистов и реалистов. Напр., номиналист XIV в. У.Оккам полагал, что И. души есть универсалия, т.е. всеобщее как результат акта постижения предмета. Схоластика различала «первую И.» и «вторую И.» «Первая И.» («intentio prima») — это установка на единичное, первоначально сформированное умом, а также интеллектуальный акт, направленный на внешн. предмет. Объект «первой И.» — это реальность, данная чел. разуму. «Вторая И.» («intentio secunda») базируется на установке на всеобщее, это интеллектуальная рефлексия, предметом к-рой выступает содержание самого мышления. «Вторая И.» формируется через обращение к «первой И.», коренится в самом разуме и представляет собой логич. закон, мысль вообще или ее форму. Интенциональная трактовка сознания как направленности также разрабатывалась И.Кантом, к-рый понимал ее как способность синтезировать аналитич. моменты чувственного восприятия. В XIX в. понятие И. вновь оказалось в центре внимания философии. В концепции нем. мыслителя Ф.Брентано интенциональность означает предметность всякого акта сознания, т.е. непременную отнесенность его к к.-л. опред. — реальному или воображаемому — предмету. В учении Э.Гуссерля понятия И. и интенциональности явл. центральными, выступая в кач-ве всеобщих характеристик сознания. Эти понятия были использованы для формирования представлений о характере и направленности психич. деятельности и понятия установки. По Гуссерлю, интенциональность характеризует направленность переживаний на предмет (напр., восприятие направлено на воспринимаемое, акт воли — на объект воли, любовь — на предмет любви и т.п.). След-но, интенциональность — это наполненность сознания и характеристика изначального присутствия мира в его целостности до любого возможного синтеза аналитич. моментов, выявленных в нем. Это также открытость субъекта миру, подлинная субъективность («сознание открыто миру»). С помощью трансцендентальной редукции открывается изначальное присутствие мира, образующее единство первичного значения — источник значения любого акта, «о-существляющего» мир. УМ.Хайдеггера интенциональность предполагает движение от ничто, у К.Ясперса — направление к бытию, а у Н.Аббаньяно — путь к самой экзистенции как вечно проблематичному отношению с бытием. Рус. философ И.А.Ильин выделял два значения И. — целевой направленности и напряженной сосредоточенности. Экзистенциальное измерение И. проявляется в темпоральности и процессуальности (как осуществлении возможностей) и характеризуется одновременной «привязанностью» к бытию и ничто. А.С.Гагарин

Источник: История и философия науки. Энциклопедический словарь

ИНТЕНЦИЯ
лат. intentio) — лат. слово «intentio» имеет широкий спектр значений. В Средние века оно использовалось для перевода греч. слова «tonos» («напряжение») — термина философии стоиков, характеризующего активную и упорядочивающую функцию пнев-мы или, удр. авторов, мирового вещества. В средневековой традиции значения «intentio» могут быть разделены на две семантические подгруппы: практическую и теоретическую. К первой относится употребление его для обозначения воли и ее целей. Так, у Августина оно обозначает направленность души к цели, которая в позитивном отношении может быть только Богом. В то же время «внимание ума» («animi intentio»), согласно Августину, составляет — наряду с объектом, который мы воспринимаем, и актом нашего восприятия — существенный элемент познания. Особенно ясное выражение практического значения «intentio» обнаруживается в «Этике» П. Абеляра, который проводит различие между поступком (opus) и намерением (intentio) т.о., что нравственной оценке со стороны Бога подвергается только намерение человека (недоступное познанию со стороны др. людей), в то время как любой поступок сам по себе является этически нейтральным. Дальнейшее развитие практической проблематики «intentio» в Средневековье идет по линии поиска объективных критериев моральной оценки, что достигается путем интеграции в подлежащее оценке намерение не только цели, но и средств ее осуществления. Так, А. Галес включает в определение intentio помимо цели также «то, что позволяет нам прийти к цели», преодолевая тем самым дуализм намерения и поступка, что закрепляется в дальнейшем как у Бонавентуры, так и у Фомы Аквинского. У последнего intentio и выбор (electio) составляют два конституирующих элемента направляемого практическим разумом свободного нравственного акта воли. В новоевропейской философии известна ирония Б. Паскаля относительно иезуитского способа «направлять намерение», т.е. оправдывать благими намерениями неблаговидные поступки.
Теоретическая семантика intentio в лат. языке возникает в 12 в. в связи с пер. работ Ибн Сыны и араб, слова «mana», которые ввели в лат. филос. язык различие «первой И.» и «второй И.»: «Предметом логики являются познаваемые во вторую очередь интенции, которые присоединяются к интенциям, познаваемым в первую очередь». Под первыми И. понимаются здесь сами познаваемые предметы, а под вторыми — «логические И.», как то: роды, виды, отличительные признаки и вообще все логические понятия и термины, которые могут быть отнесены к познаваемому предмету. У Фомы Аквинского И. в теоретическом смысле тесно связана с его учением о познании и означает «образ» познаваемой вещи, находящийся в душе и отличающийся от самой этой вещи, И. — это средство для постижения предмета, подлежащего познанию, но не сам познаваемый предмет. Синонимично И. говорится о видах (species) и формах вещей (forma rerum). При этом различаются несколько разновидностей И. В поздней схоластике вводится значение И. как акта и как отношения (то и др. понимание встречается у И. Дунса Скота). У. Оккам, называя «реально существующую вещь intentia prima», считает «вторую интенцию» чистым актом интеллекта.
В современной философии в большей мере распространено понятие интенциональности (Ф. Брента-но, Э. Гуссерль, Дж. Серл), однако в феноменологии Гуссерля встречается и понятие И. («дескриптивный род интенции»), которое характеризуется как сущностное свойство акта интенции и употребляется по отношению к определенного рода «психическим переживаниям», а именно таким, которые выделяются на основании «отношения к предмету», причем в двояком смысле. В узком (и преимущественно используемом) смысле И. является «пустой», не связанной с наглядным представлением, восприятием и т.п. предмета, оставаясь его чистым полаганием. В широком смысле И. включает акты реализации отнесенности к предмету, когда последний дан нам в соответствующем наглядном созерцании. Семантическая концепция Гуссерля построена, в частности, на понятии «И. значения» и «осуществление», или «наполнение», этой И. значения. Если первое делает выражение (напр., знак на бумаге) осмысленным, то второе позволяет ставить вопрос об истинности или ложности высказываний на основании реализованной сопряженности с подразумеваемым в высказывании предметом.

Источник: Философия: энциклопедический словарь

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
92.84 кб

Потенция и интенция человеческой природы и виртуальные технологии

Поликарпов В. С., Поликарпова В. А.
Читать PDF
585.78 кб

Философия Декарта: базовая интенция и статус антропологии

Маливский А. Н.
Цель. Цель статьи – подчеркнуть недостаточность редукционистских истолкований наследия Декарта и акцентировать конститутивную значимость антропологии в собственном проекте мыслителя. Методология.
Читать PDF
182.84 кб

«Воля к гуманизму» как интенция субъектности человека в постнеклассической культуре

Яныкина А. Н.
В статье рассматривается одно из проявлений человеческой субъектности «воля к гуманизму» как необходимое условие сохранения гуманистической направленности развития личности в постнеклассической культуре.
Читать PDF
237.70 кб

Универсалистская интенция философии и проблема человека в обществе знания

Крюков В.М.
Статья посвящена рассмотрению роли философии на этапе перехода общества к новой форме его организации обществу знания.
Читать PDF
881.50 кб

Антропологическая интенция философствования Рене Декарта и ее проявление в тексте «Правил»

Маливский А.Н.
Цель: исходя из понимания философии Нового времени как ответа на вызовы эпохи относительно построения объективной картины мира и самосозидания человека, проанализировать основные варианты оценки амбивалентности базовой интенции фи
Читать PDF
229.98 кб

Человек и интенция сверхчеловека

Артюхов Андрей Иванович, Калиоропуло Евгений Владимирович
В неклассической философии XIX-ХХ вв. актуальными были мировоззренческие проблемы, связанные со смысложизненным поиском, переоценкой сущности и существования человека.
Читать PDF
173.01 кб

Миф как интенция к целостности

Амельченко И. А.
Разрушение первоначального единства мифа и логоса, чувства и разума, материального и идеального, значения и знака породило интенцию личности и культуры к целостности, которая постоянно актуализирует старые мифы и творит новые.
Читать PDF
452.28 кб

Роль интертекстуализмов в выражении интенции в судебном дискурсе (на материале английских и русских

Исхакова Р. Р.
В статье представлен диахронический анализ интертекстуализмов как средств выражения интенции в судебном дискурсе (на материале художественных произведений XIV-XX вв.).
Читать PDF
251.56 кб

Интенции романтического в духовной культуре человека XIX-XX столетий

Хабибулина Лилия Фэатовна
В статье исследуется феномен существования романтического в духовной культуре человека.
Читать PDF
381.30 кб

Интенции управления временем в архаичных обществах

Лизина Нина Васильевна
Рассматривается социально-философский аспект управления временем в архаичных обществах.
Читать PDF
678.20 кб

Интенциональная форма постижения романтизма в осмыслении идейно-эстетических традиций мифа и музыки

Михайлюта А. В., Мошкин А. Н.
Читать PDF
148.17 кб

98. 02. 001. Бабушкин В. У. Философия духа: (опыт интенционального анализа)\РАН; кафедра философии.

Панченко А. И.
Читать PDF
106.08 кб

Опыт «Чужого» в терминах интенциональности и респонзивности (Э. Гуссерль, Б. Вальденфельс)

Пахолова Ирина Викторовна
Читать PDF
0.00 байт

Дискурс «Социального»: властные интенции механизмов описания

Рассадин Сергей Валентинович
Статья посвящена анализу отношений между социальным знанием и традиционными ценностями в контексте постметафизической европейской мысли.
Читать PDF
0.00 байт

Отношение горизонта и интенции в феноменологическом опыте

Орлов Даниэль Унтович
В статье предлагается герменевтическая критика ключевых понятий феноменологии, позволяющая обнаружить внутреннюю ограниченность феноменологического проекта.

Похожие термины:

  • Познавательная интенция

    энергия самобытия, направленная на инобытие, обнаруживающая в каждой энергии инобытия его потенцию как идею, в свете которой эта энергия осмысляется. При этом познавательная интенция не оформляе
  • ИНТЕНЦИОНАЛИЗМ

    точка зрения, согласно которой всякое действие следует рассматривать прежде всего с позиции действующего субъекта
  • Интенциональная позиция Д. Деннета

    Элиминативизм был критически встречен не только теми философами, которые, будучи далеки от экспериментальных исследований и подходов современной науки, считали исследование сознания чисто конц
  • Интенциональное состояние

    термин, предложенный Дж. Серлем для обозначения таких состояний сознания, которые обладают определенным содержанием. Таковыми, например, являются уверенность, желание, знание, поскольку они всегд
  • ИНТЕНЦИОНАЛЬНОСТЬ

    от лат. intentio - стремление) - в феноменологии - первичная смыслообразующая устремленность сознания к миру; акт придания смысла (значения) предмету при постоянной возможности различия предмета и смыс
  • Интенциональные переживания

    психические переживания, которые вплетены в интенциональную жизнь сознания