или супраментальная йога): учение, принадлежащее в 20 в. йогу и философу Шри Ауробиндо. Он попытался объединить в своей практике элементы многих йог и разрабатывал. четырехсторонний путь: Йога знания для разума, для мудрости, Йога Бхакти для сердца, Йога работы для Воли и Йога Совершенства для всей природы. Ее определяют два основных момента: необходимость принять мир как проявление Божественной Силы, вместо того, чтобы отвергать его как заблуждение или иллюзию; необходимость принять характер этого проявления как духовную эволюцию, которая осуществляется с помощью йоги, являющейся средством трансформации разума, жизни и тела и преобразования их в инструменты духовного и супраментального совершенства. Особенность интегральной йоги заключается в прохождении через состояние нирваны и подъеме на более высокий уровень соединения с Абсолютом, где индивидуальное сознание сохраняется и одновременно преодолевается, мир оказывается наблюдаем одновременно со всех возможных точек зрения. Весьма интересно, что опыт Ауробиндо показывает, свет сознания может быть открыт внутри клеток человеческого тела, в самом сердце материи. Важнейшей задачей своей йоги философ считал пробуждение сознания на всех уровнях телесности, полное просветление тела, овладение всеми ступенями сознания, и, таким образом, создание бессмертного сверхчеловека, находящегося в гармонии со сверхсознанием. Шри Ауробиндо Гхош в учении об Интегральной йоге рассмотрел пять состояний сознания, из которых два относятся к уровню сознания и три к Высшему мышлению (Сверхсознанию). Он считал, что человек, обретший глубокую концентрацию внимания, позволяющую входить в состояние самадхи, вступает в зону Сверхсознательного. Перед ним открываются двери в неведомое, туда, где лежат еще не тронутые резервы тела и психики. Ауробиндо Гхош разграничил пространство Высшего мышления и выделил три состояния: разум Озаренный, Интуитивный и Глобальный. Озаренный разум. В ходе йоготренировки с обретением покоя в метальной деятельности и появлением способности к остановке рассуждающего мышления становится возможным проявление Озаренного разума. В этом состоянии информация идет в виде лавины образов, слов откровения, переполняющих человека. Словосочетания, ритмы, краски – все рвется наружу и при достаточной вооруженности техническими навыками может быть воплощено в музыку, стихи, живопись. Энтузиазм, бьющая ключом энергия, постоянная готовность к действию – характерные черты Озаренного разума, до этого уровня поднимаются талантливые поэты, музыканты, художники, писатели, а также влюбленные. Но это состояние не стабильно. При недостаточной готовности сознания и тела возможен возврат на более низкие уровни. Интуитивный разум. Об интуиции говорят, что это воспоминание Истины. Истина, знание, информация будто бы находится рядом, ожидая, когда мы станем чище и просветленнее, чтобы увидеть их. В таком состоянии смысл понятий, явлений, объектов концентрируется в сжатых формулировках, без единого лишнего слова. Просветление длится дольше. На этот уровень поднимаютя, крупные ученые, создатели новых наук и направлений искусства, философы и религиозные деятели.
Глобальный разум является вершиной, которой человек достигает очень редко. Это Космическое Сознание слившееся с индивидуальностью и поэтому осознанное. Если идущий терпеливо покорял каждую ступень восхождения так, что низшие уровни оставались связанными с вершиной, то он может поведать постигнутое им. Глобальный разум – это мир Богов и основателей великих религий. На этом уровне познаются всеобщая Красота, Вселенская Любовь, Космическая Мудрость. Здесь нет противопоставлений. Здесь Добро и Зло, Любовь и Ненависть, Прекрасное и Низменное…, то есть все другие противопоставления выших ценностей, воспринимаются не как отрицания, а как элементы Космической Гармонии. Все три этапа эволюции сознания представляют собой Сверхсознательное. Однако порог Сверхсознательного, граница разума, до которой поднялся каждый человек, не одинаковы. Для одних Озаренный разум вряд ли можно назвать сверхсознательным – это часть их нормального состояния для других – простой рассуждающий разум остается пока отдаленной возможностью внутреннего развития. Современный человек, развив аналитические и логи ческие возможности рационального мышления, часто теряет способность к непосредственному, непредубежденному, к целостному восприятию окружающего. Ему недостает интуитивного, комлексного, синергийного постижения сути вещей, способности к нестандартным решениям. Йога позволяет подняться на уровень, когда человек ста новится хозяином не только тела и психики, но и мышления. Он обретает чистоту мысли, ясность ее выражения умение в любой ситуации сосредоточиться и реально оценить положение вещей. Развиваются потенциальные возможности и таланты. Йога – это путь к себе, путь постижения своего «Я», путь познания и укоренения принципов и законов Космической Мудрости в человеческой жизни.