ИНТЕГРАЦИЯ

Найдено 12 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

ИНТЕГРАЦИЯ
объединение в целое каких-либо частей, элементов.

Источник: Евразийская мудрость от а до Я

ИНТЕГРАЦИЯ
(лат. integer – целый) - объединение в целое множество частей, элементов, сторон.

Источник: Культура и межкультурное взаимодействие 2018

Интеграция
лат. восстановление, восполнение, целый) — объединение в целое каких-либо частей, элементов.

Источник: Концепции современного естествознания. Словарь основных терминов

Интеграция
объединение элементов социокуль-турной системы для сохранения необходимых предпосылок ее воспроизведения.

Источник: Человек и общество. Культурология

ИНТЕГРАЦИЯ
слияние контактирующих групп при сохранении группами своей культурной идентичности при объединении в единое сообщество на новом значимом основании.

Источник: Культура и межкультурное взаимодействие 2018

Интеграция
от лат. integratio — восстановление, восполнение, происходит от integer — целый) — объединение отдельных частей в целом, а также процесс, ведущий к такому объединению.

Источник: Начала современного естествознания: тезаурус

ИНТЕГРАЦИЯ
тип межкультурного взаимодействия, предполагающий равноправный или неравноправный синтез культур-контрагентов. Включает три основных варианта (по убыванию паритета): конвергенцию, инкорпорацию и ассимиляцию.

Источник: Философский глоссарий

ИНТЕГРАЦИЯ
[от лат. integratio восстановление, восполнение, от integer целый] – понятие, означающее состояние связанности отдельных дифференцируемых частей и функций системы в целое, а также процесс, ведущий к такому состоянию (напр., интеграция в науке, экономическая интеграция).

Источник: Словарь науки. Общенаучные термины и определения. 2008 г.

ИНТЕГРАЦИЯ
(лат. integration — соединение, восстановление): 1. Процесс, результатом к-рого явл. достижение единства и целостности, согласованности внутри системы, основанной на взаимозависимости отд. специализированных элементов. 2. По Т.Парсонсу, процесс становления и поддержания соц. взаимодействий между деятелями (акторами), являющийся одним из функциональных условий существования и равновесия соц. системы наряду с адаптацией, достижением цели и сохранением ценностных образцов.
Л.Г.Скульмовская

Источник: История и философия науки. Энциклопедический словарь

ИНТЕГРАЦИЯ
(Integration; от лат. integer—«полный, цельный, ненарушенный») — процесс, или действие, имеющий своим результатом целостность; объединение, соединение, восстановление единства; в философии Спенсера означает превращение распыленного, незаметного состояния в концентрированное, видимое, связанное с замедлением внутреннего движения, в то время как дезинтеграция — превращение концентрированного в состояние распыленности, связанное с ускорением движения. Спенсер многократно использует слово «интеграция» как равнозначащее агрегации. Развитие Солнечной системы, планеты, организма, нации состоит, по Спенсеру, в чередовании интеграции и дезинтеграции. В психологии Э. Йенша интеграция означает распространение отдельных духовных черт на всю совокупность духовной жизни. В учении Сменда о государстве под интеграцией понимается постоянное самообновление государства путем взаимного проникновения всех направленных на него видов деятельности. Теперь под проблемой интеграции понимается в первую очередь вопрос о том, как и на какой ступени немецкий народ, расколотый на группы мировоззрений и интересов, а также любой другой народ, находящийся в аналогичной ситуации, может быть объединен в единую нацию.
А. Messer. Psychologie, 1914; R. Smend. Verfassung u. Verfassungsrecht, 1928; E. R. Jaensch. Grundformen menschl. Seins, 1929.

Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961

ИНТЕГРАЦИЯ
лат. integratio - восстановление, восполнение, от integer - целый), сторона процесса развития, связанная с объединением в целое ранее разнородных частей и элементов. Процессы И. могут иметь место как в рамках уже сложившейся системы - в этом случае они ведут к повышению уровня ее целостности и организованности, так и при возникновении новой системы из ранее несвязанных элементов. Отд. части интегрированного целого могут обладать различной степенью автономии. В ходе процессов И. в системе увеличивается объем и интенсивность взаимосвязей и взаимодействии между элементами, в частности надстраиваются новые уровни управления.
Иногда иод И. понимается интегрированность, т. е. нек-рый результат процесса И., состояние упорядоченного функционирования частей целого.
Социальная И. означает наличие упорядоченных отношений между индивидами, группами, орг-циями, гос-вами и т. д. При анализе И. различают уровень рассматриваемых систем И. (И. личности, группы, общества и т. д.). И. общества или отд. гос-в может осуществляться на основе принуждения, взаимной выгоды или сходства социально-экономич. строя, интересов, целей и ценностей различных индивидов, социальных групп, классов, гос-в. В совр. условиях развивается тенденция к межгос. И. в экономич. и политич. областях, как в условиях социализма, так и в условиях капитализма. Однако этот процесс глубоко различен по социально-экономич. природе, формам, методам, экономич. и политич. последствиям.

Источник: Советский философский словарь

ИНТЕГРАЦИЯ
единство функциональное и структурное, культурное и организационное всех элементов общества, требующее развития ответственности за целое. И. составляет с расколом, а также дезинтеграцией соответствующие дуальные оппозиции, полюса которых находятся в отношении амбивалентности, И. - результат и условие воспроизводства общества как субъекта, она включает культурную и социальную И. В основе И. лежит массовый нравственный идеал, объединяющий значимую часть народа. И. - творческая способность личности, общества включать элементы растущего разнообразия, новшества, результаты энтропийных процессов в культуре, в человеческих отношениях, в природе и т. д. в свою (суб) культуру и организацию общества. Успешные результаты такой деятельности должны рассматриваться как комфортные, как преодолевающие хаотическое дискомфортное состояние. И. культуры и И.
социальных отношений носит различный характер, что может служить одной из иллюстраций социокультурного закона. Культура системна, она интегрирована по самой своей природе так как формирует целостную основу для воспроизводства общества, для всех форм диалога, для взаимопроникновения всех личностей, для определенного тождества всех людей одного общества. И.
же общества всегда относительна, так как каждый человек осваивает лишь определенный аспект накопленного культурного богатства. Груз истории тянет к локализму, к идеалу самодостаточности частей, что однако, не может быть реализовано как утопия. Рост локализма в России сегодня порождает сильные стремления превратить части общества а особые образования. В этом направлении развиваются предприятия, вставшие на путь автаркии, возникает битва суверенитетов вплоть до местных советов. Однако результатом могут быть нежизнеспособные образования, так как эта организационная дезинтеграция не сопровождается ростом культурной ценности И. Важное значение имеет слабость элементарной торговли как связывающего фактора, нагромождение проблем между частями и целым.
Существуют, однако, и противоположно действующие факторы, прежде всего хозяйственная зависимость частей от целого, страх, что процесс дезинтеграции вызовет серьезные конфликты, общую или локальную дестабилизацию. Важное значение имеет и сила исторической традиции целостного общества, и для определенной части населения - имперские амбиции.
Механизмы И. не остаются неизменными. Она на первых этапах развития общества в локальных сообществах приобрела характер жесткой зависимости личности от своего локального мира, вплоть до крепостничества.
Возникновение большого общества связано с появлением такого института И.
как государство, которое означало появление отчужденных от общества социальных групп профессионалов И., стремящихся управлять обществом, обеспечить воспроизводство его И. Рост в обществе свободы, если этот процесс реально происходит, ослабляет зависимость личности от государства, что открывает возможность ослабления организационной И. и усиления И. через культуру. Это связано с развитием личностной культуры, с осознанием ценности И., необходимости роста за нее ответственности, Одновременно может изменяться культурное основание И. Ее этнический национальный характер замещается, прорастает представлением о личной ответственности гражданина, возникает гражданское общество, правовое государство, специфические для них демократические институты И. Это открывает возможность укрепления И.
общества, всего человечества, роста независимости частей, их свобода при ослаблении жесткости организационных форм И. С ростом сложности общества должна возрастать способность воспроизводить И. Ее отставание усиливают дезорганизацию, конфликт между целым и специфическими частями, стимулирует дискомфортное состояние, страх перед хаосом и дезорганизацией, что приводит либо к поиску путей дальнейшей И., либо к катастрофической дезорганизации.
В условиях либеральной цивилизации И. достигается через развитие, постоянное углубление нравственного идеала, развитие диалога, плюрализма, медиации. И. в условиях традиционной цивилизации достигается периодическим использованием косы инверсии, например посредством всеобщего бунта против нарушения идеала уравнительности. Усложнение общества, рост его динамизма, плюрализма требует отказа от господства инверсионных методов И.
разрушающих сложные системы, требует господства медиации, обеспечивающей И.
через развитие. И. в условиях общества промежуточной цивилизации, отягощенной расколом, достигается в процессе опасного балансирования между двумя исключающими друг друга принципами жизни. Значение раскола заключается в том, что он ставит И. на грань возможного. Внутренние противоречия И. проявляются в том, что слабость одних ее форм, например, культурной, экономической усиливают другие формы, прежде всего административно-организационные. Такие перекосы могут быть фактором роста дискомфортного состояния.
Борьба за И. в обществе, пытающемся встать на путь демократии, превращения в гражданское общество, на путь построения правового государства есть прежде всего постоянный поиск путей возрастания значимости культурных механизмов И., путей сочетания ее с уровнем развития свободы и ответственности, что требует постоянного улучшения количественных и качественных параметров И., например, возможности выделения неорганически включенных в целое частей, вставших на путь самостоятельной И. Это предполагает ослабление организационных связей, но усиление диалога между самостоятельными новыми ценностями, что открывает путь для формирования более высоких форм И. Попытка свести борьбу за И. к укреплению ее организационных и административных форм может дать кратковременный эффект, но в конечном итоге привести к катастрофической дезинтеграции. В этой области необходим постоянный поиск меры.

Источник: Социокультурный словарь по книге Критика исторического опыта

Найдено схем по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
0.00 байт

Среда обитания и жизненный мир личности: фрагментация, взаимопроникновение, интеграция

Дмитриева Наталья Леонидовна
Рассматривается одна из причин духовно-нравственного кризиса человечества – неадекватные действительности представления личности о среде её обитания, её жизненном мире и способах взаимодействия с ними.
Читать PDF
0.00 байт

Интеграция общества как итог существования нравственных возможностей и их взаимопроникновения

Чашина Ж. В.
В статье в результате рассмотрения автором цивилизационного устроения общества в рамках научно-философского контекста выявляется взаимосвязь естественно-природных и социально-исторических процессов человечества.
Читать PDF
0.00 байт

Симпозиум «Проблема единства мира и интеграция научного знания»

Федоров В. М., Толстов А. Б.
Читать PDF
0.00 байт

Актуализация и интеграция личности в христианской пайдейе

Рубцов А. А.
Развитие христианской духовности, осуществлявшееся в творческом синтезе и рецепции элементов эллинистической культуры, производило практический эффект формирование укорененного в классическом наследии, но в то же время нового и са
Читать PDF
0.00 байт

Понятие «Интеграция» в исследовании социальных процессов

Жданова Марина Геннадьевна
(г. Новосибирск) В статье анализируется понятие «интеграции» с позиции его применения при исследовании социальных процессов.
Читать PDF
0.00 байт

Социальная интеграция мигрантов как способ сохранения гомеостазиса системы-реципиента: социально-син

Горинова Елена Валерьевна
В статье рассматривается проблема социальной интеграции мигрантов в систему принимающего общества как способ сохранения его социальной стабильности. В качестве методологии исследования выступает социально-синергетический подход.
Читать PDF
0.00 байт

Европейская интеграция и русское православие: две перспективы в рамках парадигмы множественных совре

Штекль Кристина
В статье вводится различение в парадигме множественных современностей между сравнительно-цивилизационным и постсекуляр-ным подходами.
Читать PDF
0.00 байт

Социальная интеграция как путь преодоления социального кризиса современности

Арутюнян Каринэ Сергеевна
В статье рассматриваются кризисные явления общественного сознания и общества; выявляются причины социального кризиса и способы его преодоления в условиях современной российской действительности.
Читать PDF
0.00 байт

«Интеграция» в логике современной субъектности

Краузе Александра Анатольевна
В статье рассматриваются философские подходы к проблеме «интеграция». Дается анализ классических и современных социально-философских поисков смыслов феномена «интеграция».
Читать PDF
0.00 байт

Интеграция гуманитарных и естественных наук: к вопросу об основаниях

Рупташ О.В.
Осуществляется рефлексия интеграции в науке.
Читать PDF
0.00 байт

Когнитивная интеграция в контексте моделирования современных образовательных сред

Нургалеева Л.В.
В самом общем смысле определение «когнитивная интеграция» связано с процессами воспроизводства знаний.
Читать PDF
0.00 байт

Интеграция социально-политических ценностей гражданской демократии и социально-духовной онтологии хр

Зинченко Виктор Викторович
Анализируются исторические трансформации обществ в условиях глобализационных изменений. Автор рассматривает социальные и моральные ценности христианства как общественную форму гражданской демократии.
Читать PDF
0.00 байт

Методологическая интеграция науки

Авдонин Владимир Сергеевич
В статье методологическая интеграция науки рассматривается как процесс трансферта элементов когнитивного содержания из одних научных дисциплин в другие.
Читать PDF
0.00 байт

Интеграция в методологии науки

Пантюшин А.И.
Читать PDF
0.00 байт

Псевдо-Дионисий Ареопагит и Восточная Церковь: Принятие «Корпус Ареопагитикум» и интеграция неоплато

Владимир Харламов
В статье утверждается, что наследие Псевдо-Дионисия Ареопагита представляет собой наиболее живое и широкое влияния неоплатонических идей в Восточной православной традиции.

Найдено книг по теме — 16

Похожие термины:

  • ИНТЕГРАЦИЯ И ДЕЗИНТЕГРАЦИЯ СОЦИАЛЬНЫЕ

    от лат. integer – целый и франц. d?s... – приставка, означающая отрицание, уничтожение) – понятия, к-рыми в бурж. социологии обозначаются процессы объединения социальных явлений в единое целое и распаден
  • Дифференциация и интеграция

    от лат. differentia – разность, различие и integer – целый) – категории, отражающие такие стороны развития как соответственно выделение из множества элементов, образующих новые множества, и соединение эле
  • Интеграция империалистическая 

    лат. integer — целый) — наиболее развитая международная форма государственно-монополистического капитализма, предполагающая совместную деятельность ряда государств в целях объединения их эконо
  • ИНТЕГРАЦИЯ культурная

    процесс углубления культурного взаимодействия и взаимовлияния между государствами, этнокультурными группами и историко- культурными образованиями, в ходе которого различные культуры впитывают
  • Интеграция социалистическая 

    планомерно осуществляемый социалистическими государствами процесс интернационализации их хозяйственной, политической и духовной жизни, объективно обусловленный развитием производительных си
  • ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ И ИНТЕГРАЦИЯ НАУКИ

    Два полярных по своей сути процесса, происходящих в науке с к. XVIII в., из которых первый (дифференциация) связан с обособлением и становлением новых областей научного знания (только в XIX в. появились
  • ГОРИЗОНТАЛЬНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ

    объединение предприятий, налаживание тесного взаимодействия между ними «по горизонтали», с учетом совместной деятельности предприятий, выпускающих однородную продукцию и применяющих сходные т
  • ИНТЕГРАЦИЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ

    форма интернационализации хозяйственной жизни, возникшая после 2-й мировой войны, объективный процесс переплетения национальных хозяйств и проведения согласованной межгосударственной экономич
  • Интеграция культуры

    процесс углубления культурного взаимодействия и взаимовлияния между государствами, национально-культурными группами и регионами. Единство 3-х процессов: - практического и информационного взаимо
  • ИНТЕГРАЦИЯ НАУК

    процесс сближения и связи наук, обусловленный возникновением сложных научных проблем, происходящий наряду с процессами их дифференциации, т.е. разделения.
  • ВЕРТИКАЛЬНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ

    в менеджменте науки и образования: производственное и организационное объединение, слияние, кооперация, взаимодействие предприятий (учреждений), связанных общим участием в производстве, продаже,