Инстинкт

Найдено 17 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Инстинкт
генетически закрепленная адаптивная реакция, форма отражения действительного мира живым организмом того или иного биологического вида.

Источник: Краткий энциклопедический словарь философских терминов

Инстинкт
Навык, передаваемый биологическим путем. Человек почти полностью лишен инстинктов. У него есть побуждения, которые нужно воспитывать.
 

Источник: Философский словарь.

Инстинкт
(лат. instinctus – побуждение) – совокупность врождённых тенденций и стремлений, возникших на базе рефлексов и выражающихся в форме сложного автоматического поведения человека.

Источник: Истина и ложь в терминах понятиях и определениях. Анапа. 2018

ИНСТИНКТ
(от лат. - побуждение) - совокупность врожденных устойчивых форм поведения животных. Вопрос о существовании инстинкта у человека в различных философских и психологических школах решается по-разному. В зависимости от философского контекста под инстинктом могут пониматься: 1) аффективные формы поведения; 2) неосознанные; 3) бессознательные; 4) рефлекторные.

Источник: Краткий философский словарь 2004

ИНСТИНКТ
от лат. побуждение) - биологически обусловленное и генетически наследуемое (врожденное) побуждение живого существа к определенному поведению или образу действий. Реализуясь автоматически, инстинкты не допускают предвидения предполагаемого действия, и невыводимы из индивидуального опыта, хотя и могут усиливаться либо ослабляться в течение жизни. Современная этология предполагает наличие нескольких врожденных инстинктов (паттернов поведения): питания, сна, половой активности, ухаживания, родительского, инстинкта борьбы (агрессии), территориальных отношений и др. Нереализованность инстинкта в перспективе ведет к росту сопряженных психических напряжений и страданиям его носителя.

Источник: Тематический философский словарь

ИНСТИНКТ
(лат. instinctus — побуждение) — объединение врожденных компонентов поведения и психики животных и человека. Согл. Фрейду, И. — это психич. проявления врожденных телесных состояний возбуждения, проявляющиеся в форме желаний. Согл. этологической теории И. определены действием внешн. и внутр. факторов. Внешн. факторы — спец. раздражители. Внутр. факторы — эндогенная стимуляция центров инстинктивных действий, вследствие к-рой происходит снижение порога их возбуждения. В связи с этим большинство исследователей отказались от употребления понятия «И.» как науч. термина, используя термин «инстинктивное» как синоним понятий «генетически фиксированное», «наследственно закрепленное», «врожденное» (поведение, действие и пр.). Н.Д.Наумов

Источник: История и философия науки. Энциклопедический словарь

Инстинкт
от лат. instinctus — побуждение, стимул) — естественное влечение; (в биологии) врожденная приспособительная форма поведения животных, представляющая собой совокупность унаследованных реакций сложных (безусловных рефлексов), возникающих в ответ на внешние и внутренние раздражения. Различают пищевые, оборонительные, половые, родительские, стадные инстинкты. Осуществляются автоматически, необходимое сознательное предвидение исхода их целесообразности или необходимости отсутствует. Инстинкты необъяснимы с точки зрения опыта отдельного индивида. Ни одна из гипотез о происхождении инстинктов не является удовлетворительной. Какую роль инстинкты играют в жизни человека, выяснено недостаточно. Точно известно, что, по крайней мере, сознательное мышление и воля в их глубочайшей основе направляются инстинктами.

Источник: Начала современного естествознания: тезаурус

Инстинкт
(лат. instinctus – побуждаемый, вынуждающий) – 1. Врожденная, неприобретенная схема жизнедеятельности и поведения, характерная для представителей данного биологического вида. 2. Тенденция или предрасположенность реагировать определенным способом, который является характерным для определенного биологического вида. Эта предрасположенность и есть предполагаемая основа наблюдаемого поведения. 3. Сложный скоординированный набор действий, универсально проявляющийся у данного биологического вида, возникающий при определенных стимульных условиях, определенных состояниях наличия влечения и определенных условиях развития (это значение используется чаще в этологии – науке о поведении животных). 4. Любая из ряда неприобретенных, наследственных тенденций, которые выполняют функции мотивационных или сложных человеческих моделей поведения. В этом значении понятие инстинкт используется в классическом психоанализе. Инстинкт – центральное понятие фрейдизма.

Источник: Философия и методология науки (понятия категории проблемы школы направления). Терминологический словарь-справочник 2017

Инстинкт

Несмотря на оговорки, глубокое различие между инстинктом и привычкой не подлежит сомнению. Если взять крайние случаи, то каждое животное от рождения может брать пищу, руководствуясь инстинктом, перед тем, как у него появляется возможность учиться; с другой стороны, никто не может инстинктивно ездить на велосипеде, хотя после обучения необходимые движения становятся такими же автоматическими, как если бы они были инстинктивными.
Популярная концепция инстинкта допускает ошибку, приписывая ему безошибочность и изначальную мудрость, а также неспособность к изменению. Это - полное заблуждение. Инстинкт, как правило, действует очень просто и способен к достижению своего результата в обычных обстоятельствах, однако легко вводится в заблуждение чем-то необычным.
Можно сказать, что сущность инстинкта состоит в обеспечении механизма таких не ["не"??? - АБ] предусмотренных заранее действий, которые обычно имеют биологические преимущества. Отчасти именно по этой причине так важно понимать фундаментальное место инстинкта в поведении как животных, так и человека.

Источник: Философский словарь разума, материи, морали

Инстинкт
 (лат. instinctus — побуждение) — форма психической деятельности (Деятельность психическая), тип поведения. В широком смысле И. противопоставляется сознанию. Инстинктивный тип поведения характерен для животных; он построен на основе биологических форм существования, вырабатывающихся в процессе приспособления к среде. Сознательное же поведение выражается в целенаправленном изменении природы человеком и строится на основе осознания ее закономерностей. В более специфическом смысле И. — закрепленное биологической наследственностью, свойственное данному виду животных поведение. По И. Павлову, И.—цепь безусловных рефлексов. Наиболее резко И. выражен у относительно низкоорганизованных животных (насекомых, рыб, птиц). По мере эволюционного развития роль врожденных актов сокращается и все большее значение приобретает сложнорефлекторная деятельность, опирающаяся на индивидуальный опыт. Инстинкты присущи и человеку. Однако здесь они не играют решающей роли, т. к. специфически человеческая деятельность возникает и развивается как следствие общественно-исторических процессов и побуждается гл. обр. не биологическими, а социальными мотивами.

Источник: Философский словарь. 1963

ИНСТИНКТ
импульс, повелевающий действовать определенным образом. Это действие (особенно у животных) отличается следующими тремя особенностями. Оно будет: 1) врожденным (осы-одиночки, так называемые «осы-кладчики», строят свое гнездо всегда одинаково, несмотря на то что «родители» умирают до того, как разовьется оса-«ребенок», которая, следовательно, не может «научиться» у них строить гнездо. Точно так же существуют перелетные птицы, обладающие врожденным знанием пути их перелета — от 6000 до 12 000 км, — даже если это первый год их жизни, а «родителей», которые могли бы указать им дорогу, нет рядом); 2) единообразным (инстинкт не совершенствуется; так, например, техника построения бобрами запруд с течением времени нисколько не прогрессировала); 3) специфическим (каждому виду присущи свои инстинкты). Итак, инстинкты — это сложные рефлексы, от природы данные индивиду. Однако эти рефлексы могут быть дополнены приобретенными обусловленными рефлексами, вносящими в инстинкт определенную гибкость и способность к адаптации. У человека, как правило, инстинкты «вышколены» социальными нормами, замаскированы вмешательством разума (рассуждение, рациональная мотивация и ретроспективаинстинктивного поведения), и они выходят на сцену лишь при наличии состояния умственного торможения (мечта, эмоции, страсти, умственная отсталость). См. Склоность.

Источник: Философский словарь

ИНСТИНКТ
лат. - побуждение, стимул) - естественное влечение; свойственная роду и виду врожденная, т.е. наследственная, склонность к определенному поведению, или образу действий. Осуществляется автоматически или вследствие внешнего раздражения, определяя исход более или менее сложных, "целенаправленных" действий, но так, что необходимое сознательное предвидение исхода рассматриваемых инстинктивных действий - не говоря уже об осознании их целесообразности или необходимости - отсутствует. Такими инстинктами, постоянно связанными с определенной склонностью, являются в основном инстинкт питания, чистоты, спаривания, случки, откладывания яиц, заботы о потомстве, общения, защиты и перелетов. Инстинкты необъяснимы из опыта отдельного индивида; будучи врожденными, они вместе с тем могут усиливаться или ослабляться в течение жизни. О происхождении инстинктов существует множество гипотез, ни одна из которых не является вполне удовлетворительной. Инстинктивные действия отличаются от сознательных главным образом тем, что они совершаются и имеют смысл только в определенных (обычных, естественных) условиях и при резком изменении этих условий могут исчезнуть или стать нецелесообразными. Какую роль инстинкты играют в жизни человека, выяснено недостаточно. Точно известно, что, с одной стороны, сознательное мышление и воля в их глубочайшей основе направляются инстинктами, с др. стороны, вызывающая сожаление лабильность современного культурного человека по отношению к угасанию жизненно необходимых для него инстинктов основывается на образе его жизни, что уже отличает человека от животных. При этом нужно думать, что как раз эта лабильность, эта изменчивость всех склонностей и способностей открывает разуму возможность неограниченной деятельности и очень важна для человека. У Паскаля инстинкт - внутренний опыт, основывающийся на интуиции и движимый ею.

Источник: Философский энциклопедический словарь

ИНСТИНКТ
(Instinkt; от лат. — «побуждение», «стимул») — естественное влечение; свойственная роду и виду врожденная, т. е. наследственная, склонность к определенному поведению или образу действий, которая осуществляется автоматически или вследствие внешнего раздражения, определяя исход более или менее сложных, «целенаправленных» действий, но так, что необходимое сознательное предвидение исхода рассматриваемых инстинктивных действий — не говоря уже об осознании их целесообразности или необходимости — отсутствует. Инстинктивные действия отличаются от сознательных главным образом тем, что они совершаются и имеют смысл только в определенных (обычных, естественных) условиях и при резком изменении этих условий могут исчезнуть или стать нецелесообразными. Какую роль инстинкты (еще) играют в жизни человека, выяснено недостаточно. Точно известно, что, с одной стороны, у творческих личностей и народов сознательное мышление и воля в их глубочайшей основе направляются инстинктами, с другой стороны, вызывающая сожаление лабильность современного культурного человека по отношению к угасанию жизненно необходимых для него инстинктов основывается на образе его жизни, что уже отличает человека от домашних животных. При этом нужно думать, что как раз эта лабильность, эта изменчивость всех склонностей и способностей открывает разуму возможность неограниченной деятельности и очень важна для человека. У Паскаля, а позднее Бергсона (élan vital) инстинкт — внутренний опыт, основывающийся на интуиции и движимый ею.
С. L. Morgan. I. und Erfahrung, 1913; H. E. Ziegler. Der Begriff des l.es einst und jetzt, 1920; W. McDougall. The Energies of Men. London, 1932, dt. 1937; J. A. Bierens De Haan. Die tier. I.e und ihr Umbau durch Erfahrung, 1940; A. Gehlen. Der Mensch, 1940; A. Kämpf. Die Revolte der e, 1948; N. Tinbergen. The Study of Instinct. Oxford, 1951, dt. 1952; R. C. Bimey/R. C. Teevan (edd.). Instinct. Princeton N. J.; New York; London, 1961; K. Lorenz. Über tierisches und menschl. Verhalten, 1965; D. Claessens, I., Psyche, Geltung. Bestimmungsfaktoren menschl. Verhaltens, 1968; W. J. Larre. The Missing Link. The Transition from Animal Instinct to Human Mind. New York, 1982.

Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961

инстинкт
ИНСТИНКТ (от лат. instinctus — побуждение) — совокупность сложных врожденных реакций (актов поведения) организма, возникающих в ответ на внешние или внутренние раздражения; сложный безусловный рефлекс (пищевой, оборонительный, половой и др.).         Не существует четкого определения понятия «И.», отражающего все стороны этого явления, характеризующегося переплетением врожденных и приобретенных в процессе индивидуального развития организма компонентов. В связи с этим предпочитают говорить не столько об И. как таковом, сколько об инстинктивном поведении, которое может быть достаточно четко выделено в общем комплексе поведенческих реакций. С точки зрения биологии, И. — это врожденная и строго координированная форма поведения, осуществляемая под влиянием основных биологических потребностей организма. И. отражает полезный опыт предыдущих поколений данного биологического вида, реализуемый в поведенческих реакциях, направленных на получение результата, полезного для данного животного или вида в целом.         Представление об И. возникло в древности; напр., Хрисипп использовал его для описания поведения птиц и других животных. Связь И. с телесной организацией организма, с его нервной системой, а также «автоматический характер» его действия подчеркивал Ж. Ламетри. С течением времени взгляды на И. изменялись. Одни ученые считали, что он явился следствием редукции ума, т.е. снижения умственных способностей; другие, наоборот, рассматривали его как «зародыш» ума. По Ч. Дарвину, И. сформировался в результате унаследования свойств, приобретенных в процессе деятельности, и естественного отбора свойств, случайно возникших и полезных для данного вида животных. И.М. Сеченов и И.И. Павлов выявили рефлекторный характер И. Разнообразие и целесообразность наблюдаемых в природе видов инстинктивного поведения всегда относились к числу самых таинственных явлений жизни. Однако инстинктивные реакции целесообразны лишь при постоянстве условий окружающей среды, поскольку они возникли в течение миллионов лет эволюционного развития живых существ на планете. При резком изменении этих условий И. становится нецелесообразным. Формы инстинктивной деятельности разнообразны, иногда очень сложны, напр. деятельность насекомых, птиц и других животных по добыванию пищи, постройке гнезда и выведению потомства. Тем не менее инстинктивная деятельность всегда совершается по шаблону, и только длительные изменения условий существования могут вызвать в ней сдвиги или привести к формированию нового И.         О.Е. Баксанский

Источник: Энциклопедия эпистемологии и философии науки

Инстинкт

(философ., от лат. глаг. instinguere, то же что instigare - побуждать; побуждение, точнее - побудок), означ. способность и стремление (у животных и людей) к таким действиям, которые соединяют целесообразность с безотчетностью и приводят к результату полезному не только для действующего индивида, но еще более для его рода. Исключая ясную сознательность и преднамеренность, понятие инстинктивного действия не совпадает, однако, с понятием действия механического или машинального, но требует известного внутреннего ощущения и стремления, хотя и безотчетного; поэтому, говоря, напр., о половом И. у животных, мы не употребляем того же термина относительно высших растений, хотя и размножающихся тем же способом, именно потому, что вся жизнь растений, а следовательно и функция размножения у них, представляется как чисто физический процесс, не сопровождаемый никаким внутренним чувством или стремлением в самом организме (насколько основательно такое представление - другой вопрос). В мире животном инстинкт есть единственный способ внутреннего присутствия и действия общего (рода) в единичном и целого в частях; в мире человеческом это есть лишь основной элементарный способ, все более и более теряющий свое преобладание. "Всеобщее" присутствует в человеке не только как родовой И., но, нераздельно с тем, и как разумное сознание (так, напр., язык, основное средство общения между людьми, будучи порождением инстинктивным, есть вместе с тем откровение разума и начаток сознания); точно также связь целого, или взаимность частных существ выражается в человеке не только как невольная симпатия, но и как нравственно-обязательное сознание солидарности с другими.
Как род, человечество отличается от животных тем, что оно прогрессирует, оставаясь самим собою, т.е. не переходя в новые органические формы. Этот прогресс существенно характеризуется тем, что инстинкты, первоначально общие у человека с животными, не теряя своей реальной силы, перестают быть темными стихийными влечениями, просветляются сознанием и одухотворяются высшим идеальным содержанием. Так, инстинкт самосохранения теряет свой исключительно физический характер, переходя в охранение человеческого достоинства; инстинкт половой превращается в супружескую любовь; инстинкт родительский становится выражением нравственной связи и преемственности поколений, началом предания; инстинкт политический, начатки которого встречаются у общественных и стадных животных, получает новое и огромное значение, переходя в чувство гражданского долга, в патриотизм и, наконец, в начало всеобщей солидарности или братства.
Уже в животном царстве различные И. находятся в отношении подчинения между собою; так, И. самосохранения приносится в жертву половому и родительскому (самцы, гибнущие в бою за обладание самкой, матери - при защите детенышей); у муравьев и пчел И. политический господствует над всеми другими, и частное приносится в жертву общественной организации целого. Тем более в мире человеческом следует признать такое подчинение низших инстинктивных требований высшим, имеющим здесь характер нравственных обязанностей; и если непозволительно, напр., оправдывать инстинктом самосохранения какое-нибудь отступление от патриотического долга, то нельзя опираться и на этот последний против высшего требования всечеловеческой солидарности. С другой стороны, по мере духовного развития человечества взаимоотношение различных групп и элементов в нем теряет свойство внешней исключительности и несовместимости; единство целого понимается все более и более как внутренняя нравственная солидарность всех, предполагающая и требующая самостоятельного бытия и свободного развития каждого. Когда, таким образом, все истинное содержание многоразличных инстинктов примет форму разумного сознания, тогда осуществится всеобщий нравственный порядок, вне которого останутся только слепые разрушительные страсти, лишенные всякого оправдания, а потому бессильные.
Вл. С.

Источник: Философский словарь Владимира Соловьева

ИНСТИНКТ
лат. instinctus — побуждение) — форма приспособительного поведения к окружающей среде, в основе которой лежат врожденные рефлексы. Каждый род или вид живых существ имеет собственные инстинкты, которые определяются сложностью его анатомо-морфологических структур и в первую очередь нервной системы. Инстинкт отражает полезный опыт предыдущих поколений, реализуемый в виде поведенческих реакций. Способность к совершенствованию инстинктивных действий передается по наследству. Инстинктивное поведение не возникает само по себе — прежде всего должно возникнуть соответствующее биологическое влечение или потребность (мотивация), в результате которой усиливается деятельность желез внутренней секреции, изменяется состав крови, повышается или понижается температура и .. д. После этого наступает поисковая фаза, которая может продолжаться достаточно долго — до тех пор, пока не будет найден пусковой раздражитель в виде внешнего сигнала (появление особи другого пола, запах, цвет и т. п.). Лишь в этом случае запускается инстинктивная двигательная реакция.
Инстинктивное поведение характеризуется стереотипностью, целесообразностью и автоматизмом, но имеет смысл только при неизменности внешних условий. Именно здесь кроется главное отличие деятельности инстинктивной от деятельности сознательной: поскольку в первом случае отсутствует сознательное предвидение результатов деятельности, постольку при изменении внешних условий она становится бессмысленной. Однако данный недостаток инстинктивной деятельности несколько смягчается ее пластичностью. В процессе жизни инстинкты могут ослабляться или усиливаться, что позволяет перестраивать инстинктивное поведение путем выработки условных рефлексов или изменения условий внешней среды.
К основным видам инстинктов относятся инстинкты питания, самосохранения, размножения, ориентирования и общения с себе подобными. Может наблюдаться и определенная иерархия инстинктов, когда один из них приносится в жертву другому. Напр., инстинкт самосохранения может подавляться более сильными родительским или половым инстинктами.
Впервые термин «инстинкт» в смысле стремления или побуждения употребил стоик Хрисипп (3 в. до н. э.) для характеристики поведения птиц и других животных. Но настоящее изучение инстинкта началось лишь с 18 в. благодаря трудам французских материалистов и естествоиспытателей. Некоторые из них считали инстинкт редукцией (вырождением) ума; другие, напротив, его зародышем (Ле Руа). Ламетри утверждал, что все живые организмы обладают «чисто механическим свойством» «действовать наилучшим для самосохранения образом». Ламарк считал, что инстинкт происходит из унаследованных привычек, возникших в результате удовлетворения жизненно-важных потребностей. Согласно Дарвину, инстинкт — это видовое приспособительное поведение, которое формируется благодаря унаследованию приобретенных свойств и естественному отбору, сохранившему случайно возникшие, но полезные для вида разновидности более простых инстинктов. И. Павлов рассматривал инстинкт как сложный безусловный рефлекс, посредством которого осуществляется взаимодействие организмов со средой.
Философскую концепцию инстинкта развивал Бергсон, видевший в инстинкте один из двух «рукавов», на которые расходится сверхсознание, внедряясь в материю. В отличие от интеллекта, инстинкт — это стандартное, машинообразное действие животного со своим предметом, обусловленное самой структурой организма, а потому не нуждающееся в обучении, памяти или самосознании. Согласно Вл. С. Соловьеву, инстинкт — это «способность и стремление к таким действиям, которые соединяют целесообразность с безотносительностью и приводят к полезным результатам» (Энциклопедический словарь Брокгауза и Эфрона, ст. «Инстинкт»). «В мире животных инстинкт есть единственный способ внутреннего присутствия и действия общего (род) в единичном и целого в частях...». Человеческие инстинкты «перестают быть темным стихийным влечением, просветляются Сознанием и одухотворяются высшим идеальным содержанием» (там же). Так, инстинкт самосохранения переходит в «охранение человеческого достоинства», половой инстинкт — в супружескую любовь и т. д. Соловьев отмечал, что поскольку инстинкт требует «внутреннего ощущения и стремления», постольку бессмысленно употреблять этот термин применительно к растениям.
Жизнедеятельность самых низкоорганизованных существ полностью определяется инстинктом, но по мере эволюционного развития их роль уменьшается, поскольку они заменяются более сложной условно-рефлекторной деятельностью, опирающейся на индивидуальный опыт. Человеческая деятельность определяется сознательными мотивами, поэтому инстинкты играют здесь подчиненную роль. Однако при ослаблении контроля коры головного мозга за нижележащими подкорковыми структурами (сон, опьянение, аффекты и т. п.) инстинкты могут вырываться наружу.
О. В. Суворов

Источник: Новая философская энциклопедия

ИНСТИНКТ
от лат. instinctus – побуждение) – видовое приспособительное поведение, в основе к-рого лежат врожденные, безусловные рефлексы. Понятие И. ведет свое происхождение от ???? (стремление, побуждение) стоиков. Хризипп впервые применил это понятие для характеристики инстинктивного поведения птиц и др. животных. Науч. анализ проблемы И. начинается с 18 в. Франц. врач и философ Ламетри связывал проявление И. с телесной организацией животных и строением их нервной системы. Он подметил автоматичность инстинктивных действий. Далее намечаются попытки понять происхождение И. Его определяют то как редукцию ума (Кондильяк), то как зарождающийся ум (Де Руа). Франц. ученый Фредерик Кювье уловил нек-рые характерные признаки И. (врожденность и стереотипность). Ламарк в своей книге "Философия зоологии" (т. 1–2, 1809) выводит происхождение И. животных из унаследованных привычек, возникших в результате удовлетворения жизненно важных потребностей. Один из первых рус. эволюционистов Рулье доказывает происхождение И. как реакции, выработанной видом на протяжении его истории в ответ на определ. воздействия внешней среды. Дарвин признает две возможности происхождения И.: из разумной деятельности в результате унаследования приобретенных свойств и благодаря естественному отбору, сохранявшему случайно возникшие, но полезные для вида вариации более простых инстинктов. И. определялся Дарвином как видовое приспособит. поведение. Но Дарвин не вскрыл причины изменчивости И. Дарвина затрудняло разграничение инстинктивных и "разумных" способностей животных, а в связи с этим и различение психики животных и сознания человека (см. Психика, Сознание). В 20 в. в связи с успехами экспериментальной биологии понимание проблемы И. углубляется. Инстинктивное поведение определяется как прирожденная видовая целесообразная деятельность, возникающая в ответ на определ. внешние стимулы и под влиянием внутр. раздражителей, изменения состава крови (гуморальных факторов) и деятельности желез внутр. секреции (половых, гипофиза, щитовидной железы и др.). Сеченов и Павлов вскрыли физиологич. механизмы, лежащие в основе поведения животных. И. определяется Павловым как сложнейший безусловный рефлекс, посредством к-рого осуществляется постоянная связь организма со средой. Главнейшие И.: питания (пищевой), самосохранения (оборонительный), размножения (половой, родительский), ориентировочный, общения (стайный, стадный). Формирование инстинктивной деятельности связано с развитием анатомо-морфологич. структур, прежде всего нервной системы данного вида животного. Регулирование инстинктивной деятельности беспозвоночных животных осуществляется головными ганглиями, у позвоночных – подкорковыми частями головного мозга. Инстинктивные реакции животных обычно сопровождаются резко выраженными изменениями дыхания, кровообращения, секреторных функций. В чистом виде, т.е. как безусловнорефлекторная реакция, И. проявляется лишь в самом начале своего действия (нек-рые И. появляются по мере вырастания и созревания организма, напр. половой И.). По мере того как животное вступает в контакт с различными раздражителями внешней среды, на базе безусловных рефлексов образуются условнорефлекторные связи. В конкретном поведении животного имеется сложное взаимодействие видового (филогенетич.) и индивидуально приобретенного (онтогенетич.) опыта (А. Н. Промптов и Л. В. Крушинский). У беспозвоночных животных инстинктивная деятельность преобладает по сравнению с индивидуально приобретенной и достигает большой сложности. Инстинктивное поведение в основном является стереотипным и целесообразным лишь при постоянстве внешних условий, а при резком изменении условий оно становится нецелесообразным (напр., при нарочитом продырявливании человеком ячеек в сотах пчелы продолжают наполнять ячейки медом). Однако уже у насекомых наблюдается на фоне постоянства инстинктивной деятельности ее пластичность, изменчивость в деталях. Это дает возможность перестройки инстинктивного поведения насекомых посредством постепенного изменения внешних условий и выработки желаемых для человека навыков путем образования условных рефлексов. Так, напр., используя И. медосбора пчел, их можно выдрессировать на посещение определенных видов цветов в целях повышения перекрестного опыления полезных с.-х. растений (напр., клевера). В своих специальных исследованиях рус. ученые В. А. Вагнер и С. И. Малышев доказали эволюц. изменение И. у насекомых и паукообразных. У позвоночных животных участие условнорефлекторных связей в поведении значительнее, чем у беспозвоночных; оно возрастает в филогенезе и по мере развития особи и обогащения ее связей со средой. Для проявления И. необходимо наличие безусловных сигнальных стимулов, напр. половой И. птиц и млекопитающих пробуждается при появлении комплекса эколого-сексуальных факторов. Для птиц сигнальными раздражителями являются: длина светового дня, гнездовой микроландшафт и др. (Ю. А. Васильев), для млекопитающих (копытных) – резкий температурный скачок, внезапное появление зелени, особи другого пола и др. (А. А. Машковцев). И. у человека играют подчиненную роль, т.к. его поведение определяется общественным бытием, социальными отношениями и складывается на базе специфич. форм высшей нервной деятельности, к-рые тормозят и держат под своим контролем И. Психика человека в результате его общественно-историч. развития качественно отличается от психики животных. Поведение человека носит сознательный характер. Теории определяющего влияния И. на поведение человека (фрейдизм и др.) опровергаются наукой и реакционны по социальному содержанию. См. также Поведение. Лит.: Дарвин Ч., Инстинкт, 2-е посм. изд., СПБ, 1896; Морган Л., Привычки и инстинкт, пер. с англ., СПБ, 1899; Циглер Г. Э., Инстинкт. Понятие инстинкта прежде и теперь, пер. с нем., П., 1914; Вагнер В. [?.], Биологические основания сравнительной психологии, т. 1–2, СПБ–М., 1910–13; его же, Что такое инстинкт, СПБ–М., [б. г.]; Боровский В. М., Психическая деятельность животных, М.–Л., 1936; Васильев Г. ?., Физиологический анализ некоторых форм птенцового поведения, в сб.: Рефераты работ учреждении отделения биологических наук АН СССР за 1941–43, М.–Л., 1945; Губин А. Ф., Медоносные пчелы и опыление красного клевера, М., 1947; Промптов А. Н., Об условнорефлекторных компонентах в инстинктивной деятельности птиц, "Физиологический журнал СССР", 1946, т. 32, No 1; его же, Очерки по проблеме биологической адаптации поведения воробьиных птиц, М.–Л., 1956; Тих ?. ?., Онтогенез поведения обезьян. Формирование рефлексов цепляния и хватания у обезьян, в сб.: Тр. Сухумской биологич. станции Акад. Медицинских наук СССР, т. 1, М., 1949; Машковцев ?. ?., Значение для биологии учения И. П. Павлова о высшей нервной деятельности, "Усп. современной биологии", 1949, т. 28, вып. 4; Павлов И. П., Двадцатилетний опыт объективного изучения высшей нервной деятельности (поведения) животных, Полн. собр. соч., 2 изд., т. 3, кн. 1–2, М.–Л., 1951; Фролов Ю. П., От инстинкта до разума, М., 1952; Слоним А. Д., Экологический принцип в физиологии и изучение инстинктивной деятельности животных, в сб.: Материалы совещания по психологии (1–6 июля 1955), М., 1957; Ладыгина-Котс H. H., Развитие психики в процессе эволюции организмов, М., 1958; Малышев С. И., Перепончатокрылые, их происхождение и эволюция, М., 1959; Крушинский Л., Инстинкт, БМЭ, 2 изд., т. 11. Н. Ладыгина-Котс. Москва.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

Найдено научных статей по теме — 5

Читать PDF
0.00 байт

Инстинкт и интеллект

Агиров Аслан Хангиреевич
В статье дается своеобразная трактовка таких устоявшихся понятий, как «инстинкт» и «интеллект». Показана их взаимосвязь и роль в формировании личностных качеств индивидуума.
Читать PDF
0.00 байт

«Превратить инстинктивное чувство в обдуманный критерий»: Анненский и Уайльд о методах литературной

Чернаков И. Э.
В статье отмечается воздействие Оскара Уайльда на русскую литературную критику начала XX века, а также сопоставляются первая «Книга отражений» Анненского и статьи английского автораThe author of the article marks Oscar Wilde's inf
Читать PDF
0.00 байт

Игра в философии Роже Кайуа: между инстинктами и культурой

Аликин Виктор Анатольевич
Еще в начале ХХ в. считалось, что общество неизбежно движется по пути рационального совершенствования. Однако уже в первой половине и середине XX в. европейцы поставили под сомнение возможность рационального социального прогресса.
Читать PDF
0.00 байт

Личность как сочетание духа и инстинкта (по И. А. Ильину)

Станкевич Анджела Родионовна
В статье рассматривается концепция личности в понимании И.А. Ильина в соответствии с его учением о равновесии и сочетании духа и инстинкта.
Читать PDF
0.00 байт

Учение И. А. Ильина об одухотворении инстинкта в контексте христианской антропологии

Мурышев Кирилл Евгеньевич
В статье анализируется учение И.А. Ильина об одухотворении инстинкта и проводится его сопоставление с традиционным христианским учением о теозисе. Отмечается значимость этого учения для философии искусства Ильина.

Найдено книг по теме — 16

Похожие термины:

  • А.Бергсон: Интеллект. Инстинкт. Интуиция

    Традиционная философия чаще всего рассматривала интеллект как; высшую по сравнению с инстинктом духовную способность. "Основная ошибка, тяготеющая над большинством натурфилософии, начиная с Ари
  • ИНСТИНКТ ЛЮБОПЫТСТВА

    (древ.‑рус. любо – любить + пытати – думать, полагать, взвешивать, подсчитывать) – склонность, предрасположенность человека концентрировать внимание на неизвестных объектах, к ранее неведомому, н
  • Животные инстинкты

    инстинкты, свойственные человеку как животному общественному.
  • Жизнь инстинкта

    Жизнь инстинкта включает все, что человек разделяет с животными - все, что имеет отношение к самосохранению и размножению, а также к желаниям и побуждениям, которые с ними связаны. Она включает тще