от англ. Insight — понимание, интуиция, проницательность) — 1) непосредственное постижение, «озарение» (см. интуиция); 2) (в биологии) элементы разумной деятельности у животных, не объяснимые инстинктами, приобретенные опытом и подражанием; внезапное, путем «озарения», решение животными задач.
ИНСАЙТ
Инсайт
ИНСАЙТ
(англ. insight) — неожиданное понимание существующих отношений и структуры целостной ситуации, в результате к-рого достигается осмысленное решение проблемы. В рационально-эмоциональной и когнитивной терапии И. рассматривается как процесс установления зависимости между жизненными событиями и психич. реакциями. Н.Д.Наумов
Источник: История и философия науки. Энциклопедический словарь
ИНСАЙТ
англ.-проницательность, понимание): 1. Прямое знание, Ясновидение, психическая способность человека получать информацию о событиях или вещах, которые на данном этапе никому не известны. 2. В интуитивистической теории познания – непосредственное постижение, "озарение". 3. В Гештальтпсихологии – момент решения мыслительной задачи как внезапного "замыкания поля".
Источник: Евразийская мудрость от а до Я
ИНСАЙТ
англ. insight — проницательность, понимание) — в интуитивистской теории познания акт непосредственного достижения, «озарения» и т. п. Одно из основных понятий гештальтпсихологии, означавшее — в противовес представлению бихевиоризма о постепенном и «слепом» научении — внезапное понимание, схватывание тех или иных отношений и структуры ситуации в целом, не выводимое из прошлого опыта субъекта.
Источник: Новая философская энциклопедия
Инсайт
(англ. insight – озарение, догадка, проникновение в суть) – бессознательное, неожиданное для субъекта понимание, уяснение, мысленное постижение структуры и отношений проблемной ситуации, нахождение решения задачи, не выводимое из прошлого опыта человека. В момент И. все разрозненные, фрагментарные, не связанные друг с другом сведения о проблеме одномоментно складываются в целостный, неделимый и понятный для субъекта образ. И. свойственны четыре основные черты: неосознанность путей и средств решения задачи; внезапность возникновения; моментальность решения; непосредственность постижения истины на сущностном уровне объекта исследования. Данные черты принципиально отличают И. от дискурсивного познания. И., как правило, возникает в состоянии транса.
Источник: Истина и ложь в терминах понятиях и определениях. Анапа. 2018
ИНСАЙТ
мгновенное и четкое научение или понимание, имеющие место без явного "слепого" поведения, осуществляемого путем проб и ошибок. Многие научные знания о явлениях инсайта почерпнуты из работы нем. гештальтпсихолога 20 в. Вольфганга Келера, посвященной изучению поведения животных. В одном эксперименте Келер помещал банан снаружи клетки голодного шимпанзе по кличке Султан, и давал животному две палки, каждая из которых была слишком коротка, чтобы втащить еду, но могла быть соединена с другой т. о., что получилась бы одна палка достаточной длины. Султан безрезультатно пытался действовать попеременно с помощью каждой палки и даже одной палкой подталкивал другую, чтобы добраться до банана. Позднее, после того как он как будто оставил эти попытки, Султан случайно соединил палки, увидел результат и внезапно побежал с более длинным орудием, чтобы достать банан. Решение вновь возникло мгновенно, когда задача была повторена. Этот результат, однако, сомнителен. Сюда, по-видимому, можно отнести обусловленные реакции, ведь необходимые навыки уже имелись, когда Султан случайно переставил палки. Конечно, инсайт имеет место при научении у человека, но, как у шимпанзе, только в ситуациях, когда видно, что если стимульный материал разместить иначе, то можно использовать ранее приобретенные способы действия. Считается, что инсайт также имеет существенное значение для некоторых психотерапевтических методов, особенно для психоанализа, в процессе которого достижение нового понимания неосознанных мотивов и причин патологического поведения признается важным шагом к выздоровлению.
Источник: Философский энциклопедический словарь
ИНСАЙТ
англ. insight, букв. – проницательность; понимание) – термин совр. идеалистич. философии (интуитивизма), обозначающий акт непосредств. познавания, минуя логич. анализ. Термином "И." характеризуется предполагаемое психологич. содержание таких гносеологич. понятий идеализма, как ясные и отчетливые идеи Декарта, непосредств. постижение бога у Фомы Аквинского, априорные синтетич. формы рассудка у Канта, интуиция Бергсона и т.п. Понятие И. было использовано гештальтпсихологией, где получило специфич. значение момента решения мыслительной задачи как внезапного "замыкания поля" (В. Келер, Исследование интеллекта человекоподобных обезьян, М., 1930). Соответственно своей концепции структурной целостности эта школа в таком внезапном замыкании видит психологич. характеристику мысленного схватывания (понимания) целого, в отличие от восприятия деталей, его составляющих. Верно отметив нетождественность целого и суммы его частей в акте восприятия, гештальтисты приняли термин "И." для обозначения такого понимания целостной структуры, к-рое представляется им не только как собственное свойство восприятия, но и как нек-рый спонтанный, не связанный с прошлым опытом акт. В критич. анализе гештальтпсихологии И. П. Павлов показал, что действит. схватывание целого (к-рое гештальтисты называют И.) есть процесс образования ассоциаций (временных нервных связей) в коре головного мозга. Наблюдавшееся Келером у его экспериментальных животных внезапное решение задачи после периода покоя, сменявшего начальный этап энергичных, но хаотич. попыток, Павлов объяснил как процесс замыкания кортикальных связей (ассоциаций) после торможения, вызванного утомлением от первоначальных усилий. Лит.: Павловские среды, т. 2, М.–Л., 1949, с. 571–86; Koffka К., Mental development, в кн.: Psychologies of 1925, ed. by С. Murchison, 3 ed., L., 1928, p. 129–43; Lonergan B. J. F., Insight. A study of human understanding, L.–N. Y.–Toronto, [1957]. M. Роговин. Москва.
Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.
инсайт
ИНСАЙТ (от англ. insight — проницательность, понимание) — феномен мышления, выражающийся во внезапном и быстром, осмысленном решении задачи человеком (или постижении истины) на основе интуитивного озарения, внутреннего «открытия». Понимание существенных отношений во время И. прямо не связано с прошлым опытом, научением субъекта и является продуктом резкого изменения течения мысли. В психологии понятие «И.» было введено В. Келером, представителем гештальтпсихологии. И. понимался как интеллектуальное озарение, постижение проблемы. Благодаря И. существенные черты объекта непосредственно презентируются личности внутренними свойствами стимульного материала. В гештальтпсихологии И. играет важную роль при осуществлении мышления, при нахождении решения задачи. К. Коффка, К. Дункер рассматривали мышление в качестве преобразования структуры наглядных ситуаций. Ситуация — это неуравновешенное феноменальное поле с незаполненными местами. Наличие пустот (непонятного) в феноменальном поле вызывает возникновение напряжения. Исходная ситуация (с напряжением) посредством мышления переходит в другую, которая является целостной, непротиворечивой, понятной, заполненной. И. — это момент решения мыслительной проблемы, состоящий в «замыкании поля», в быстром, интуитивном постижении ситуации как целого, заключающего в себе конфликт и способ разрешения конфликта. И. исследуется в психологии творчества в качестве необходимого этапа при совершении открытия, получении объективно нового знания. Наряду с сознательными фазами при решении творческих задач выделяется и интуитивная фаза, стадия инкубации (созревания) идеи и ее перевода в сознание (ЕЛ. Гельгольц, Я.А. Пономарев, Ж.А. Пуанкаре). Интуитивная фаза рассматри вается в качестве основной, предопределяющей осуществление творческого процесса. А.В. Брушлинским было обнаружено явление «немгновенного И.». Он проявляется по ходу мыслительного поиска, обычно при решении вербальных задач. В отличие от классического И., немгновенный характеризуется относительно длительным временем протекания (15—20 сек.), и человек полностью не уверен в правильности выбранного решения задачи. Наличие немгновенного И. свидетельствует о непрерывном взаимодействии сознательного и бессознательного на всех этапах мыслительного процесса. В.В. Селиванов