ИНОРОДЕЦ

Найдено 1 определение
ИНОРОДЕЦ
мифологизированный инфернальный символ «чужака». Истоки теории этнонационального заговора прослеживаются в мифологических архетипах славянской ментальности. «Чужак» в мифологическом этноцентристском мировосприятии ассоциируется с потусторонними силами, он не похож на «людей», его поведение аномально. Образ «чужака» противостоит традиционным ценностям, обычаям и символам народа. Амбивалентное отношение к иноэтническому персонажу может быть выражено в восприятии его как носителя сакрального откровения (пророк приходит извне замкнутого мира), или инфернального разрушителя устоев. Ломка традиционалистского общества привела к актуализации архетипа противостоятеля традиции. Мифологизация инородцев выражается в демонизации их облика. Доминантные признаки внешности, не характерные для Северо-Восточной Руси (черный или рыжий цвет волос), могли быть оценены в качестве атрибутов ведьмовства. Чудь — «одноногая», «краснокожая», «чернокожая» — этимологически связывалась с понятием «чудо», подразумевавшее колдовство. Вариации славянской мифологемы о племени антропофагов идентифицировали последних с «москалями» в представлении поляков, с литовцами — в Северо-Восточной Руси, с евреями — у южных славян. Инородцам приписывались зооморфные признаки. В некоторых регионах славянского расселения считали, что евреи хвостатые существа. Широко распространялись поверия о родстве евреев с сорокой, воробьем, волком, козлом, свиньей. Два последних существа — козел и свинья — традиционно оценивались как обязательные персонажи сатанинских мистерий. Запрет употребления евреями в пищу свинины находил объяснения через призму легенды об их родственных узах с животным. В представлениях украинцев черти, подобно евреям, не употребляют в пищу сала, и потому с его помощью можно отогнать нечистую силу. Инородцам приписывалась способность перевоплощаться в зверей и птиц. Подобно животным, у инородцев отсутствует душа, а есть только пар. По свидетельству Жаткевича, русины Закарпатья, говоря «жид издох» или «жид изгиб», но не умер, подчеркивают тем отсутствие у евреев души. Универсальный сюжет об Агасфере — вечном страннике — был весьма популярен и экстраполировался на всю еврейскую нацию, обреченную на скитания. Евреям, участвовавшим в церемонии распятия, суждено перерождаться до второго пришествия Мессии. Мотив использования христианской крови присутствовал в мифологии задолго до судебных дел о ритуальных убийствах нового времени. По одному из поверий инородцы, подобно животным, рождаются слепыми и для прозрения им требуется смачивать глаза кровью. По другому, христианская кровь требуется евреями для причащения своих жен, что обеспечивает продолжение еврейского рода. Посредством магических манипуляций, утверждает третье, евреи вызывают стихийные бедствия, эпидемии, бесплодие скота, отвращают от веры в Бога, склоняют к пьянству, расстраивают семейные отношения. Вещи и особенно книги инородцев обладают негативным потенциалом. Белорусы считали опасным даже прикасаться к еврейским книгам — кожа на руках потрескается. О содержании религиозной литературы иноверцев имелись смутные представления. Талмуд представлялся собранием записей о том, как евреи Христа распяли. Под властью нечистой силы находятся также выкресты и перевертни (полукровки). По украинской легенде, выкрест после смерти последовательно обращался к св. Петру и Моисею, но те, не признав в нем своего, отдали его черту. По другому преданию, спор за перевертня, родившегося в русско-украинской семье, между святым Николаем — покровителем «москалей» — и Юрием — покровителем украинцев — также разрешился отправлением его к черту. Источ.: Багдасарян В. Э. «Теория заговора» в отечественной историографии второй половины XIX–XX вв. М., 1999; Трахтенберг Д. Дьявол и евреи. Средневековые представления о евреях и их связь с современным антисемитизмом. М.; Иерусалим, 1998; Белова О. В. Евреи глазами славян (по материалам традиционной народной культуры) // Вестник Еврейского университета в Москве. М., 1996; Она же. Этноконфессиональные стереотипы в славянских народных представлениях // Славяноведение. 1997. № 1; Топоров В. Н. Образ «соседа» в становлении этнического самосознания (русско-литовская перспектива) II Славяне и их соседи. М., 1990. Вып. 2; Гуревич А. Я. Культура и общество средневековой Европы глазами современников. М., 1980.

Источник: Символы, знаки, эмблемы: энциклопедия