ИНОЕ

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [современное]

ИНОЕ
термин, осн. значение к-рого в антич. философии задано противопоставлениями: единое - И., тождественное - И., так что И. предстает как принцип множества и как принцип различия. Платон дал в «Пармениде» диалектику единого - и., воспринятую неоплатонизмом, а в «Тимее» (Зба-37с) показал совмещение тождественного и И. и их функционирование в космич. душе (см. Псюхе), где И. - принцип неупорядоченного движения. Аристотель понимал И. как противоположное тождественному («Метафизика» V 9, 1018а 11) и как различие (там же IV 2, 1004а 24 и X 8, 1058а 8; ср. там же 3, 1054е 23). И., истолкованное онтологически, есть инобытие; перархич. строение универсума предстает в таком случае как соподчинение разных типов инобытия. В неоплатонизме, поставившем единое выше бытия, последнее оказывалось «первым И.», или принципом инобытия (Плотин, опиравшийся на платоновского «Парменида», I 42 с).

Источник: Советский философский словарь

ИНОЕ
понятие, основное значение которого в европейской философии определяется оппозициями «тождественное-иное» и «единое-иное»: иное как нетождественное оказывается принципом развертывания бытия в инобытии, а иное как неединое в конечном счете отсылает к сверхбытийному истоку любой бытийной множественности.
Философскую разработку получает, начиная с Парменида, у которого эфирный огонь, соответствующий в мире мнения бытию, характеризуется (фрг. 8, 57—58) как «повсюду тождественный себе и не тождественный Иному», т. е. ночи, соответствующей небытию, вычленение которой в качестве самостоятельного принципа Парменид считает ошибкой. Тезисы Парменида «бытие есть, небытие не есть» и «бытие тождественно мышлению» вместе с противопоставлением мира бытия-знания-вечности миру становления-мнения-времени подчеркивают статический момент оппозиции «тождественное-иное» и единство самотождественного бытия.
Горгий в трактате «О не-сущем», пародируя Парменида, показывает, что при абсолютной самотождественности бытия ни одна вещь не может существовать, быть мыслима и названа. Ученик Сократа Антисфен, признавая возможность называть единичные сущие, утверждал невозможность изречь ложь, т. е. назвать именем что-то, не относящееся к бытию, и дать определение данной вещи через более общее видовое или родовое понятие. Платон в «Евтидеме» показывает еще один софистический ход мысли, связанный с проблемой иного: всякое становление по существу означает становление «не тем, чем нечто является сейчас», т. е. иным (283d).
Платон в «Теэтете» (190Ь) показывает внутреннюю противоречивость тождества «иное есть иное» , поскольку в соответствии с ним может оказаться, что «благо есть зло», «прекрасное есть безобразное» и т. п.; а в «Пармениде» он обнаруживает парадоксальные выводы из положения «единое едино», при котором, поскольку единое не может быть иным (139с), мы оказываемся вне сферы бытия (141е); поэтому в «Софисте» Платон разрабатывает систему категорий, или высших родов бытия, к которым наряду с бытием, покоем, движением и тождеством необходимо относится иное . Иное оказывается принципом различия, причем как в умопостигаемом, так и в чувственном мире: в «Тимее» Платон, описывая круг неподвижных звезд и круг «блуждающих» планет — орудий времени, называет первый кругом тождественного, а второй — кругом иного (36c-d).
Аристотель рассуждает о различных видах иного преимущественно алогическом смысле: в «Метафизике» (IV, 9—10) дает определение иного как противоположного тождественному (IV, 9. 1018 а 11) и связанному с различием ((III, 2.1004 a 21). Однако понятие иного оказывается незаменимым также в теории движения, поскольку «движение есть становление иным и отличным» («Физика», III, 2.201b20), или же «становление иным по качеству» («Метафизика», XII, 2.10692).
К онтологическому истолкованию иного античная философия возвращается в неоплатонизме: у Плотина между отдельными уровнями бытия нет ничего кроме того, что они — разные (V l, 6, 53), Принципом различия у Плотина является также материя, но она тождественна не иному, а только той «части иного», которая в нем противопоставлена бытию (II 4,16,1—3). При этом в системе Плотина, опиравшегося на платоновского «Парменида», первым иным по отношению к сверхбытийному Единому оказывается как раз бытие.
Понятие иного оказывается необходимым и для Прочла, который в «Платоновской теологии» дважды определяет высшее начало — Единое, или Благо — как «не иное», нежели оно само (II 3, 26, 6; II 7, 50, 17). На Прокла опирался Псевдо-Дионисий Ареопагит; под влиянием обоих Николай Кузанский пишет трактат «О неином», основное понятие которого возникает у него при чтении «Платоновской теологии» Прокла: сохранились его маргиналии к латинскому переводу этого текста В. Мербеке: unum est niha aliud quam unum. Так первоначально не подлежащий именованию принцип небытия и тьмы вошел в самое существо бытийной структуры универсума и стал основой для понимания и определения его сверхбытийного первоначала.
Ю. А. Шичалин

Источник: Новая философская энциклопедия

Найдено научных статей по теме — 5

Читать PDF
0.00 байт

«Иное, чем бытие»: лицо в метафизике Эмманюэля Левинаса. Часть i: черты лица

Евстропов Максим Николаевич
Проводится анализ ключевой для метафизики или этики современного французского мыслителя Эмманюэля Левинаса (1906-1995) категории «лица» (visage), понимаемой, прежде всего, как выражение способа бытия «Другого».
Читать PDF
0.00 байт

«Иное, чем бытие»: лицо в метафизике Эмманюэля Левинаса. Часть II: лицо и стихия эстетического

Евстропов Максим Николаевич
Поднимается вопрос об эстетическом характере «лица» (visage) принципиально значимой фигуры этики или метафизики современного французского мыслителя Эмманюэля Левинаса (1906-1995).
Читать PDF
0.00 байт

РЕЦЕНЗИЯ НА КН ИГУ В.А. КУТЫРёВА «ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ И ИНОЕ: БОРЬБА МИРОВ» (СП Б.: АЛЕТЕЙЯ, 2009. 264 С.)

Саенко Наталья Ряфиковна
Читать PDF
0.00 байт

Нетрансцендентное иное: этический образ новой онтологии

Гибелев И. В.
В данной статье мне хотелось бы обозначить общие позиции для обсуждения граничной области, в которой соприкасаются такие разноречивые темы как онтологическая содержательность смысла жизни и смысложизненный горизонт нетрансцендентн
Читать PDF
0.00 байт

ИНОЕ СОВЕРШЕНСТВО, ИНАЯ ДИСЦИПЛИНА (индивидуальный и социальный смысл морали сквозь призму философии

Прокофьев Андрей Вячеславович