самобытие другой личности по отношению к той, о которой идет речь.
Инобытие
Инобытие
ИНОБЫТИЕ
категория философии Гегеля, обозначающая момент развития бытия: относительно законченное бытие выступает в иной (иногда в смысле «неистинной», «несобственной») форме, к-рая потенциально заключалась в предшествующей, собств. форме. В общей системе Гегеля бытие становится И. в природе, а И. природы снимается в духе.
Источник: Советский философский словарь
ИНОБЫТИЕ
нем. Anderssein— бытие в ином, бытие в другом) — категория диалектики Гегеля, в которой фиксируется один из моментов движения понятия в его саморазличении. Инобытие — свое другое, противоположность бытия (понятия) в нем самом, создающая возможность его развития, выхода за свои пределы.
Понятие инобытия предвосхищено, по мнению Гегеля, в диалектике Платона. Согласно Платону, одна и та же вещь может быть иной и неиной, будучи причастна категориям (или родам бытия) иного и тождественного. Однако, сами эти роды бытия — тождественное и иное — не могут смешиваться. Гегель подходит к диалектике категорий иначе. Категории для него — ступени самодвижения духа, взаимосвязь их предстает как переход одной категории в другую. Иное понимается не просто как отличное от «нечто», но как противоположность, содержащаяся в нем самом. Иное у Гегеля — момент движения понятия, которое выходит из своей начальной самотождественности — в-себе-бытия, полагает себя вовне, т. е. различает себя внутри себя, отчуждает себя в свое другое — инобытие, становится для-себя-бытием, чтобы затем вернуться к себе, став в-себе-и-для-себя-бытием.
Для передачи смысловых оттенков категории инобытия в философии Гегеля используются понятия отрицания, границы, «овнешнения», отчуждения.
О. В. Вышегородцева
Понятие инобытия предвосхищено, по мнению Гегеля, в диалектике Платона. Согласно Платону, одна и та же вещь может быть иной и неиной, будучи причастна категориям (или родам бытия) иного и тождественного. Однако, сами эти роды бытия — тождественное и иное — не могут смешиваться. Гегель подходит к диалектике категорий иначе. Категории для него — ступени самодвижения духа, взаимосвязь их предстает как переход одной категории в другую. Иное понимается не просто как отличное от «нечто», но как противоположность, содержащаяся в нем самом. Иное у Гегеля — момент движения понятия, которое выходит из своей начальной самотождественности — в-себе-бытия, полагает себя вовне, т. е. различает себя внутри себя, отчуждает себя в свое другое — инобытие, становится для-себя-бытием, чтобы затем вернуться к себе, став в-себе-и-для-себя-бытием.
Для передачи смысловых оттенков категории инобытия в философии Гегеля используются понятия отрицания, границы, «овнешнения», отчуждения.
О. В. Вышегородцева
Источник: Новая философская энциклопедия
ИНОБЫТИЕ
нем. Anderssein – бытие в ином, бытие в другом, бытие в др. форме) – категория диалектики Гегеля, фиксирующая один из моментов перехода в противоположность, в новое качеств. состояние; употреблялась гл. обр. для истолкования природы как определ. этапа в развитии абсолютной идеи, связанного с овнешнением и отчуждением идеи в предметно-чувственном материале природы. Категория И. относится к статич. моменту процесса перехода в противоположность, характеризуя этот переход не со стороны процесса, а со стороны результата, хотя и временного, преходящего. В то же время в категории И. подчеркивается связь этого статического и результативного момента с предшеств. моментом, к-рый у Гегеля фиксируется категорией "наличного бытия": "Инобытие есть... не некоторое безразличное наличному бытию, находящееся вне его, а его собственный момент" (Соч., т. 1, М.–Л., 1929, с. 158–59). Этот аспект категории И. выражается у Гегеля понятием "свое другое", к-рое следует отличать от "другого" вообще: "свое другое" – понятие, выражающее противоположность по отношению не к любому, но к строго определенному конкретному предмету, из к-рого это "свое другое" выросло как его отрицание. В диалектич. материализме этот аспект категории И. получает обычно свое выражение в понятии диалектического отрицания (Энгельс называл его конкретным, или определенным, отрицанием). Ввиду многозначности, к-рую термин "И." получил в идеалистич. системе Гегеля, он, как правило, не употребляется в диалектич. материализме. Ибо, как видно из предшеств. изложения, он фактически заменен рядом других, более определенных понятий, характеризующих различные оттенки и аспекты категории И.: "противоположное", "качественно новое состояние", "диалектическое отрицание" и пр. Ленин, перечисляя элементы диалектики, пишет: "... не только единство противоположностей, но п е р е х о д ы к а ж д о г о определения, качества, черты, стороны, свойства в к а ж д о е другое [в свою противоположность?]" (Соч., т. 38, с. 214).
Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.