введен и принят в контексте реализации Программы развития патентной системы Республики Казахстан на 2007– 2011 гг. для защиты интересов национальных заявителей, охраны национальной интеллектуальной собственности, а также в связи с предстоящим вступлением Казахстана в ВТО, предусматривающего активизацию и усиление отечественного патентного рынка и гармонизации национальной патентной системы с международной патентной практикой. Так, модернизация процедуры патентования объектов промышленной собственности включает следующие основные позиции:
-отказ от предварительного патента,
-введение инновационного патента,
-либерализацию понятия «объект изобретения» в соответствии с положениями соглашения ТРИПС,
-упрощение процедуры подачи путем представления заявочной документации на основании положений договора ВОИС о патентном праве.
Правовая охрана изобретения будет осуществляться путем подачи заявки на инновационный патент или патент на альтернативной основе, с возможностью взаимного преобразования. При этом оспаривание инновационного патента и признание его недействительным предполагается по тем же основаниям, что и для стандартного патента, в т.ч. и по несоответствию заявленного объекта всем условиям патентоспособности изобретения.
Инновационный патент позволит владельцу охранного документа своевременно защитить свои права. Права на изобретение будут закреплены за автором максимально быстро для ускорения внедрения новых разработок в производство – не через пять лет, как раньше, а через год, после окончания действия нового инновационного патента.
Предварительный патент не дает прав на защиту разработки. Это связано с существующим противоречием между Патентным законом РК и Гражданским кодексом. В первом документе говорится, что приоритет, авторство и исключительное право собственности удостоверяет предварительный патент. А во втором говорится, что все это обеспечивается просто патентом. Согласно законопроекту, инновационный патент можно будет преобразовывать в стандартный патент после еще одной экспертизы — на мировую новизну, изобретательский уровень и промышленную применимость. Это позволит продлить срок исключительных прав на собственную разработку. Сейчас, по закону, патент на изобретение выдается на 20 лет. Затем разработка уже считается принадлежащей обществу.
Если раньше предварительный патент не был охранным документом, то инновационный патент будет защищать права изобретателя. Кроме того, изобретатели смогут сразу же подать заявку и на инновационный патент, и на патент, чего раньше они сделать не могли.
Несмотря на доводы отдельных патентоведов, указывающих на наличие у инновационного патента ряда недостатков (в частности: при выдаче охранных документов на основе экспертизы заявки только с учетом местной новизны, без анализа мирового опыта и изобретательского уровня, привлеченная кажущейся простотой получения прав на изобретение основная часть отечественных заявителей будет поставлена в неравноправные условия по сравнению с иностранными патентообладателями, которые стремятся получить патент на основе полной экспертизы по существу; инновационный патент сможет создать условия для доминирования на рынке Казахстана объектов промышленной собственности, не соответствующих передовым достижениям, что вызовет, особенно при вступлении в ВТО, поток устаревших технологий из-за рубежа в различные отрасли казахстанской экономики, что будет серьезно угрожать экономической безопасности страны) документ принят и дает широкие возможности для дальнейшего развития инновационных процессов. Инновационный патент как оперативный документ исключительного права промышленной собственности будет являться одним из инструментов быстрого выведения инноваций на рынок, который выдается по результатам экспертизы на локальную новизну и промышленную применимость.